Принявший орган: Росстандарт
Дата введения 01.01.2012
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Сведения о стандарте
1ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации" (ОАО "ВНИИС") с использованием принципов, изложенных в документе Международного форума по аккредитации, указанном в пункте 4
2ВНЕСЕН Управлением развития, информационного обеспечения и аккредитации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
3УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 5 мая 2011 г. N 68-ст
4Настоящий стандарт основан на принципах, изложенных в документе Международного форума по аккредитации IAF MD 5:2009 "Документ МФА, касающийся продолжительности аудитов систем менеджмента качества и систем экологического менеджмента" (IAF Mandatory Document For Duration of QMS and EMS Audits), определяющих время, необходимое для проведения аудитов систем менеджмента качества и систем экологического менеджмента
5ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомления и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
Введение
Целью настоящего стандарта является установление для органов по сертификации систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента единого подхода к определению продолжительности сертификации.
В настоящем стандарте учтены положения стандарта ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-2008 "Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента", а также используются принципы и методические указания, приведенные в документе Международного форума по аккредитации IAF MD 5:2009 "Документ МФА, касающийся продолжительности аудитов систем менеджмента качества и систем экологического менеджмента" (IAF Mandatory Document For Duration of QMS and EMS Audits).
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает требования к продолжительности сертификации систем менеджмента качества и систем экологического менеджмента с целью единообразного подхода органов по сертификации к применению ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021 в части требований к установлению времени, необходимого для планирования, а также полного и результативного завершения аудита системы менеджмента заказчика.
Стандарт предназначен для применения органами по сертификации систем менеджмента качества и систем экологического менеджмента (далее - органы по сертификации), органами по аккредитации, организациями, претендующими на получение сертификатов соответствия систем менеджмента, организациями - держателями сертификатов соответствия.
Стандарт не устанавливает минимальной или максимальной продолжительности сертификации, а формирует основу для расчета, которая должна быть использована органами по сертификации при составлении внутренних документированных процедур для определения соответствующей продолжительности аудита с учетом специфики проверяемой организации.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 40.003-2008 Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Порядок сертификации систем менеджмента качества на соответствие ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (ИСО 9001:2008)
ГОСТ Р ИСО 9000-2008 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь
ГОСТ Р ИСО 14001-2007 Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению
ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-2008 Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р ИСО 9000-2008, ГОСТ Р ИСО 14001-2007, ГОСТ Р 40.003-2008, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 продолжительность аудита: Продолжительность аудита представляет собой фактическое время, измеряемое в аудитоднях, которое требуется для планирования, проведения и завершения аудита.
3.2 аудитодень: Рабочее время одного аудитора продолжительностью 8 часов.
3.3 фактическая численность персонала: Общее число работников, занятых полный рабочий день и задействованных в области применения системы менеджмента качества или системы экологического менеджмента.
Примечание - Непостоянный персонал (сезонный, временный, привлекаемый по контракту, занятый неполный рабочий день и т.п.), который будет присутствовать на момент проведения сертификации, должен быть включен в общее число работников.
3.4 временная площадка: Площадка (помещение, место и т.п.), создаваемая организацией для выполнения конкретной работы или предоставления конкретной услуги в течение ограниченного периода времени и не становящаяся постоянной площадкой (например, строительная площадка).
3.5 класс сложности (для систем экологического менеджмента): Характер, количество и значимость экологических аспектов организации, которые существенно влияют на время, затрачиваемое аудитором.
4 Основные принципы
4.1Общие положения
Настоящий стандарт содержит положения, которые должны применяться органами по сертификации при разработке их собственных документированных процедур для определения времени, необходимого для проверки организаций различной величины и разной степени сложности, занятых в различных сферах деятельности.
Органы по сертификации должны определять продолжительность проведения первого и второго этапов сертификации, инспекционных контролей и ресертификаций по каждому заказчику и держателю сертификата. Последовательность проведения сертификации систем менеджмента качества (СМК) и систем экологического менеджмента (СЭМ) установлена в ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021 (раздел 9).
Примечание - Регулярное возникновение у органа по сертификации расхождений с требованиями настоящего стандарта может трактоваться как несоблюдение требований ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021 на том основании, что орган по сертификации не может гарантировать предоставление своим комиссиям по аудиту времени, достаточного для проведения проверки.
4.2Продолжительность аудитов
Продолжительность аудита включает время, проведенное непосредственно в проверяемой организации, и время, проведенное вне проверяемой организации и затраченное на планирование, анализ документации, общение с персоналом заказчика и составление отчетов.
Продолжительность проведения аудита на месте при сертификации СМК и СЭМ не должна быть менее 80% величины (аудитодень), указанной в приложении А (таблица А.1) и приложении Б (таблица Б.1). При планировании времени, необходимого для проведения инспекционных контролей и ресертификаций, также следует соблюдать пропорцию: не менее 80% времени от общей продолжительности аудита должно приходиться на проверку непосредственно в организации и не более 20% времени должно выделяться для таких работ, как составление планов проверок, актов и т.д. В тех случаях, когда для планирования и/или составления письменного отчета и/или акта требуется дополнительное время, это не должно служить основанием для сокращения продолжительности аудита на месте (непосредственно в проверяемой организации).
4.3Аудитодни
Продолжительность аудитов рассчитывается в аудитоднях в соответствии с приложением А (таблица А.1) и приложением Б (таблица Б.1) на основе 8-часового рабочего дня. Количество аудитодней, выделенных на проведение сертификации, инспекционного контроля и ресертификации, нельзя сокращать за счет увеличения продолжительности рабочего дня.
4.4Фактическая численность персонала
Фактическая численность персонала проверяемой организации используется в качестве основы для расчета продолжительности аудитов.
Численность персонала с частичной занятостью может быть сокращена с целью ее конвертации в эквивалентную численность персонала с полной занятостью. Подобное сокращение должно касаться и временного неквалифицированного персонала, если таковой нанимается в значительном количестве вследствие низкого уровня научно-технического развития или низкого уровня автоматизации проверяемой организации. Соответствующее сокращение численности персонала должно быть также проведено в тех случаях, когда значительная доля работников выполняет одни и те же простые функции, например транспортировку, работу на конвейере, сборку и т.п.
5 Определение продолжительности сертификации систем менеджмента качества и систем экологического менеджмента
5.1Общие требования
5.1.1Расчет продолжительности сертификации (первый и второй этапы) основывается на таблице А.1 (приложение А) и таблице Б.1 (приложение Б). В таблице А.1 (приложение А) приведены значения фактической численности персонала и базовая продолжительность аудита. В таблице А.1 не устанавливаются минимальная или максимальная продолжительность аудита.