Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2009 г. N 786 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 262000 Технология изделий стр. 3

разрабатывать конструкторскую и технологическую документацию для производства изделий легкой промышленности с учетом конструктивно-технологических, эстетических, экономических, экологических и иных параметров (ПК-15);
применять информационные технологии при проектировании процессов изготовления изделий легкой промышленности (ПК-16);
проектировать конструкции изделий легкой промышленности и технологические процессы с использованием систем автоматизированного проектирования (ПК-17).

VI. Требования к структуре основных образовательных программ бакалавриата

6.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавриата предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический циклы;
математический и естественнонаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
физическая культура;
учебная и производственная практики и/или научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".
Таблица 2

Структура ООП бакалавриата

Код УЦ ООП
Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения
Трудоемкость (Зачетные единицы)*
Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий
Коды формируемых компетенций
Б.1
Гуманитарный, социальный и экономический циклБазовая частьВ результате изучения дисциплин базовой части цикла студент должен: знать: основные закономерности исторического процесса; этапы исторического развития России; место и роль России в истории человечества и в современном мире; политическое устройство, социальную структуру и общественную жизнь России на современном этапе; место и роль философии в жизни общества и человека; специфику и сущность важнейших философских вопросов базовые философские понятия и проблемы; ключевые положения виднейших представителей мировой философской мысли; современные направления философии;иностранного языка общеупотребительного, делового, терминологического и профессионального содержания; типовые способы построения высказываний в устной и письменной речи;суть экономических явлений и процессов рыночной регулируемой экономики на микро и макро уровнях; основы экономики производства; уметь: анализировать социально-значимые проблемы и процессы; выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому; применять теоретические знания для философского анализа действительности, общества, роли средств массовой информации и выбора жизненной и профессиональной позиции; осуществлять коммуникацию с зарубежными партнерами; переводить научно-техническую литературу и документацию по вопросам, связанным с профессиональной деятельностью; анализировать и оценивать социально-экономическую информацию; планировать и осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа;владеть: методикой выявления в современном информационном поле целостного представления о процессах и явлениях, происходящих в России и глобализирующемся мире; основами философской методологии; культурой философского мышления; навыками чтения, аудирования, разговорной речи, письма в профессиональной области - технологии легкой промышленности; навыками экономических расчетов различных показателей на микро и макроуровне.
30-35
min
15-25
ИсторияФилософияИностранный языкЭкономикаОК -1, 2, 4, 5, 8 - 11, 14;ПК-5, 6
Вариативная часть(знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
Б.2
Математический и естественнонаучный циклБазовая частьВ результате изучения дисциплин базовой части цикла студент должен: знать: фундаментальные понятия математики; базовые разделы математики; математическую логику, основы теории множеств, основы теории вероятности; основы математического моделирования;основные физические законы, величины и единицы их измерения; основы синергетики и нанотехнологий;фундаментальные концепции физики; физические принципы лежащие в основе действия современных приборов, аппаратов, машин и комплексов, средств измерения и контроля;периодический закон и его использование в предсказании свойств элементов и соединений; химические свойства элементов ряда групп периодической системы; виды химических связей в различных типах соединений; свойства важнейших классов органических соединений; особенности строения и свойства распространенных классов высокомолекулярных соединений; правила безопасной работы в химической лаборатории; основные понятия, изучаемые в информатике как науке; принципы и методы обработки, хранения и передачи информации; основы алгоритмизации и программирования; файловые системы; методы работы в Интернете;основные элементы, факторы, определяющие устойчивость биосферы; принципы рационального природопользования; организационные и правовые средства охраны окружающей среды; уметь: использовать математический аппарат в своей профессиональной деятельности; применять математические методы при решении прикладных задач; углублять свои математические знания и навыки;выявлять физические явления, лежащие в основе технологических процессов, производить измерения физических величин, применяемых в различных устройствах и технологических процессах производства изделий легкой промышленности;проводить расчеты концентрации растворов различных соединений; определять изменение концентраций при протекании химических реакций;определять основные физические характеристики органических соединений; использовать базовые функции тестовых, формульных и табличных редакторов;составлять алгоритмы решения типовых#
65-75
30-40
МатематикаФизикаХимияИнформатикаЭкологияБезопасность жизнедеятельностиМетрология, стандартизация и сертификацияОсновы экономической деятельности предприятий легкой промышленности, менеджмент и маркетингМатериаловедение в производстве изделий легкой промышленности (в соответствии с профилем подготовки)Технология изделий легкой промышленности (в соответствии с профилем подготовки)Проектирование, техническое перевооружение и реконструкция предприятий легкой промышленности (в соответствии с профилем подготовки)ОК-11-13;ПК-2, 3, 6, 7, 16
оформления конструкторской документации в соответствии с действующими нормативами; основные законы механики, виды механизмов, классификацию, функциональные возможности и области применения; методы и приемы решения задач для твердого тела и системы твердых тел; методы расчета кинематических и динамических параметров движения механизмов;принципы и методы расчетов по критериям работоспособности основных видов деталей машин;основные понятия и законы электротехники и электроники; методы анализа простых электрических и магнитных цепей, переходных процессов в электрических цепях; основы электробезопасности при эксплуатации электротехнических устройств; основы электроники; параметры и характеристики элементной базы аналоговой и цифровой электроники; основные элементы теории автоматического регулирования; теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе "человек-среда обитания"; средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости технических средств и технологических процессов продукции и услуг;методы и средства измерений; виды измерений и методики обработки результатов измерений; метрологические и правовые основы обеспечения единства измерений; основы стандартизации; правила разработки и оформления нормативной документации, систему обязательной и добровольной сертификации; порядок сертификации процессов, продукции и услуг;принципы и методы организации производственного процесса на предприятиях легкой промышленности; требования к управленческим решениям; основные категории менеджмента и маркетинга в производстве изделий легкой промышленности; роль и значениемаркетинговой информации; социально-психологические аспекты менеджмента; ассортимент материалов для изделий легкой промышленности (в соответствии с профилем подготовки) и перспективы его развития; инновационные способы получения материалов и изделий из них с заданным уровнем эксплуатационных свойств;основные этапы и методы проектирования типовых конструкций и технологических процессов изделий легкой промышленности (в соответствии с профилем подготовки);общие понятия и содержание этапов проектирования и реконструкции предприятий легкой промышленности; инженерное обеспечение производства; принципы и методы проектирования производственных процессов предприятий;основные машинные процессы производства изделий легкой промышленности, типы машин и системы управления; характеристики технологического оборудования, используемого в производстве изделий (в соответствии с профилем подготовки);уметь: изображать проекции и общий вид отдельных деталей, соединений и сборочных чертежей технологических приспособлений, наиболее широко используемых на производстве; решать задачи статики и кинематики, определять статические и динамические характеристики твердого тела и системы твердых тел в результате их механического взаимодействия; выполнять расчеты деталей машин и определять их рациональные размеры; собирать простые электрические и электронные схемы, пользоваться аналоговыми, цифровыми электроизмерительными приборами и приборами для автоматического измерения и контроля технологических переменных в производстве изделий легкой промышленности;разрабатывать мероприятия поповышению безопасности и экологичности производственной деятельности;прогнозировать развитие и последствия чрезвычайных ситуаций; осуществлять мероприятия по повышению устойчивости производственных систем и объектов, выпускающих одежду, обувь и кожгалантерейные изделия;производить калибровку средств измерений и определять погрешности измерений; работать со стандартами и пользоваться ими; составлять заявки на получение сертификата на изделия легкой промышленности;использовать методы эффективной работы трудового коллектива на основе современных методов управления; применять информационную базу менеджмента и маркетинга в производстве изделий легкой промышленности; производить оценку свойств материалов для изделий легкой промышленности используя современную испытательную аппаратуру; анализировать причины возникновения дефектов и брака выпускаемой продукции и предусматривать мероприятия по их предупреждению;выбирать способы, программные средства и информационные системы для осуществления оптимальных технологических процессов производства изделий легкой промышленности (в соответствии с профилем подготовки), отвечающих требованиям стандартов и рынка;рассчитывать технико-экономическую эффективность при выборе технических и организационных решений в производстве изделий легкой промышленности;анализировать рабочий процесс технологических машин; составлять технологические и структурные схемы и циклограммы машин производства изделий легкой промышленности.Владеть: методами построения изображений трехмерных предметов на плоскости; навыками выполнения технических чертежей с использованием возможностей компьютерной графики; принципами и методами расчетов на прочность, жесткость и устойчивость элементов систем при простейших видах нагружения;терминологией в области электротехники, электроники и автоматики; методами и приемами синтеза простых электротехнических и электронных устройств, контроля за правильной эксплуатацией автоматизированного технологического оборудования;специальной терминологией; методами оценки параметров и уровня негативных воздействий при производстве изделий легкой промышленности;методами оценки свойств материалов и изделий легкой промышленности и сравнительной оценки показателей качества с нормативными данными;навыками оценки и выбора оптимальных вариантов управленческих решений в области экономики и организации производства; методами повышения конкурентоспособности изделий легкой промышленности; методами проведения стандартных испытаний по определению показателей физико-механических свойств используемых материалов и готовых изделий; навыками выполнения необходимых расчетов по выбору основных и вспомогательных материалов при проектировании техпроцессов;основными принципами последовательного построения технологических процессов производства, соответствующего профилю подготовки и разработки технологической документации; мониторингом оптимальных технологических режимов работы оборудования; навыками рационального выбора оборудования.Основы машиноведения производства изделий легкой промышленности (в соответствии с профилем подготовки)
Вариативная часть(знания, умения, навыки определяются ООП вуза в соответствии с профилями подготовки)
Б.4
Физическая культура
2
ОК-15
Б.5
Учебная и производственная практика(практические умения и навыки определяются ООП вуза)
10-20
ОК-1, 3, 6, 7, 9, 13, 14;ПК-1-17
Б.6
Итоговая государственная аттестация
12-15
ОК-1, 2, 8-12;ПК-1-17
Общая трудоемкость основной образовательной программы
240
______________________________
* Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП бакалавриата, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП бакалавриата должны быть определены зозможности вуза в формирования общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля, курса) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП.
Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.5. Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 28 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.
7.8. В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы**.
7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.
7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули, курсы) становятся для них обязательными.
7.13. ООП бакалавриата вуза должна включать лабораторные практикумы и практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области: математики, информатики, инженерной графики, физики, химии, электротехники, основ электроники и автоматики, информатики, материаловедения в производстве изделий легкой промышленности, метрологии и стандартизации, сертификации, механики, безопасности жизнедеятельности, гуманитарных, социальных, экономических и профильных дисциплин (модулей), а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);
право при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущий профиль подготовки;
право при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации;
обязанность выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
7.15. Раздел основной образовательной программы бакалавриата "Учебная и производственная практики" является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза (учебная практика), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
Аттестация по итогам практики предусматривает оформление отчета по практике и его защиту. По результатам аттестации выставляется зачет.
Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося. В случае ее наличия при разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся: