6.1. Основные образовательные программы бакалавриата предусматривают изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический циклы;
информационно-коммуникационный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
физическая культура;
учебная и производственная практики;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) продолжения профессионального образования в магистратуре.
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".
Таблица 2
Структура ООП бакалавриата
Код УЦ ООП | Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения | Трудоемкость (зачетные единицы)* | Перечень дисциплин для разработки программ (примерных), а также учебников и учебных пособий | Коды формируемых компетенций | |
Б.1 | Гуманитарный, социальный и экономический цикл | 40 | 1. Философия2. Отечественная история3. Иностранный язык4. Экономика5. Педагогика6. Психология7. Социология8. Культурология | ОК-1ОК-2ОК-9ОК-10ОК-14ПК-10ПК-13ПК-17ПК-23ПК-26ПК-34ПК-35ПК-36ПК-37ПК-41 | |
Базовая частьВ результате изучения базовой части цикла студент должен:знать:научные философские картины мира;взаимодействие духовного, биологического и социального в человеке, его отношение к природе и обществу;движущие силы и закономерности исторического процесса;место человека в историческом процессе, в политической организации общества;многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии;многообразие исторических процессов;иностранный язык в объеме, необходимом для получения и анализа профессиональной информации из зарубежных источников;теоретические основы экономики, функционирование рыночной экономики, экономические основы производства и ресурсы предприятия (основные фонды, оборотные средства, трудовые ресурсы), основы финансово-хозяйственной деятельности;сущность педагогической деятельности, основы теории воспитания и дидактики, основные методы психолого-педагогической диагностики личности и коллектива, основы общей и возрастной психологии, методы психолого-педагогической диагностики;основы социологии и методики конкретно-социологических исследований, основные понятия культурологии, закономерности и этапы развития культуры;уметь:самостоятельно анализировать философскую, историческую, психолого-педагогическую, социологическую, культурологическую, экономическую и связанную с изучением иностранных языков информацию;применять научную терминологию и основные научные категории, формировать общие модели анализа по соответствующим дисциплинам;владеть:методами историко-философского и экономического анализа, методами социологических и экономических исследований, методами психолого-педагогического воздействия на потребителя информации, закономерностями развития культуры, иностранным языком для получения информации из зарубежных источников. | 27 | ||||
Вариативная часть(знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | 13 | ||||
Б.2 | Информационно-коммуникационный цикл | 20 | 1. Информатика2. Социальные коммуникации3. Информационные сети и системы4. Информационные технологии | ОК-11ОК-12ОК-13ОК-14ПК-1ПК-3ПК-4ПК-5ПК-14ПК-27ПК-28ПК-29ПК-30ПК-31ПК-33 | |
Базовая частьВ результате изучения базовой части цикла студент должен:знать:формирование, сущность и тенденции развития информационного общества;основные категории, современные концепции и теории информатики;каналы и средства социальных коммуникаций;тенденции развития новых информационных технологий и применение их в библиотечно-информационной деятельности;подходы к оценке эффективности информационных технологий, качества информационных продуктов и услуг;структуру мирового рынка, ассортимент технических, программных и лингвистических средств;уметь:использовать в практической деятельности современные технические, программные, лингвистические средства;использовать сетевые, мультимедийные информационные технологии при формировании информационных ресурсов, обслуживании пользователей;владеть:профессиональной терминологией в сфере библиотечно-информационных технологий;методами сбора, обработки, организации, хранения, распространения и представления информации. | 15 | ||||
Вариативная часть(знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | 5 | ||||
Б.3 | Профессиональный циклБазовая частьВ результате изучения базовой части цикла студент должен:знать:основы теории и истории русской классической, современной и зарубежной литературы;классификацию, функции и свойства документов;основы истории и теории библиотековедения и библиографоведения и их современное состояние;принципы, критерии, классификацию и технологию формирования библиотечного фонда;библиотечное обслуживание как целостную систему изучения и обеспечения информационных запросов пользователей;основы организации и методики библиографической деятельности библиотеки;состав структур и технологию формирования справочно-поискового аппарата;виды аналитико-синтетической переработки документов, виды библиографической характеристики документов;состав, структуру, закономерности развития, классификацию и использование;теорию и практику библиотечного менеджмента и маркетинга;лингвистическое обеспечение библиотечно-информационной деятельности, структуру, состав функций лингвистических средств;уметь:использовать знания в области литературы в библиотечном обслуживании читателей;классифицировать и организовывать работу с документами различных видов;библиотечно-информационную деятельность на основе теории и методологии библиотековедения и библиографоведения;осуществлять комплектование, вести учет, обработку и классификацию, сохранность библиотечного фонда;реализовывать основные направления теории и практики библиотечного обслуживания;осуществлять библиографический поиск, библиографирование и формирование справочно-поискового аппарата с целью раскрытия содержания фонда и его использования;осуществлять аналитико-синтетическую переработку документов;использовать знания в области менеджмента и маркетинга в деятельности библиотечно-информационных учреждений;использовать лингвистические средства в библиотечно-информационных технологиях;владеть:методами сбора анализа, обобщения теоретической и эмирической информации в области библиотековедения и библиографии;современными методами менеджмента и маркетинга профессиональной деятельности. | 159 85 | 1. Теория и история литературы2. Документоведение3. Библиотековедение4. Библиотечный фонд5. Библиотечно-информационное обслуживание6. Библиографоведение7. Справочно-поисковый аппарат библиотеки8. Аналитико-синтетическая переработка информации9. Отраслевые информационные ресурсы10. Менеджмент библиотечно-информационной деятельности11. Маркетинг библиотечно-информационной деятельности12. Лингвистические средства библиотечных и информационных технологий13. Безопасность жизнедеятельности | ОК-1ОК-2ОК-3ОК-4ОК-5ОК-6ОК-7ОК-8ОК-9ОК-12ОК-14ОК-15ПК-1ПК-2ПК-3ПК-4ПК-5ПК-6ПК-7ПК-8ПК-9ПК-10ПК-11ПК-13ПК-16ПК-17ПК-18ПК-19ПК-20ПК-21ПК-22ПК-23ПК-25ПК-26ПК-27ПК-28ПК-29ПК-30ПК-31ПК-32ПК-33ПК-34ПК-35ПК-36ПК-37ПК-38ПК-39ПК-40ПК-41 | |
Вариативная часть(знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | 74 | ||||
Б.4 | Физическая культура | 2 | ОК-16 | ||
Б.5 | Учебная и производственная практикиВ результате прохождения учебной (ознакомительной) практики студент должен знать основные типы библиотечно-информационных учреждений, организационно-правовые формы библиотечно-информационной деятельности населения. Практические умения и навыки определяются ООП вуза. В результате прохождения учебной (производственно-технологической) практики студент должен владеть основными технологиями библиотечно-информационной деятельности, в том числе по профилю подготовки. Практические умения и навыки определяются ООП вуза.В результате прохождения производственной (преддипломной) практики студент должен иметь необходимый материал для выполнения выпускной квалификационной работы. Практические умения и навыки определяются ООП вуза. | 15 | ОК-3ПК-2ПК-3ПК-7ПК-9ПК-10ПК-11ПК-15ПК-16ПК-17ПК-19ПК-22ПК-23ПК-28ПК-31ПК-35 | ||
Б.6 | Итоговая государственная аттестация | 4 | ПК-2 | ||
Общая трудоемкость основной образовательной программы | 240 |
______________________________
* Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестации.
** Образовательное учреждение самостоятельно выбирает для реализации не менее одного профильного модуля, определяемого высшим учебным заведением в соответствии с примерной основной образовательной программой высшего профессионального образования.
VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата
7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП бакалавриата, которая включает в себя:
учебный план,
рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся,
программы практик,
календарный учебный график,
а также методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП бакалавриата должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности обучающегося.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития общекультурных и профессиональных навыков обучающихся. В рамках активных и интерактивных методов в учебных курсах должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов в соответствующей области.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП бакалавриата, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 25 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 30 процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по основной образовательной программе.
Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно"),
7.5. Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к основной образовательной программе и являющихся не обязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 36 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.
7.8. В случае реализации основной образовательной программы бакалавриата в прочих формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы**.
7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется: при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов подготовки, должен составлять не менее 360 часов.
7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании основной образовательной программы, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.
7.13. ООП бакалавриата вуза должна включать практические занятия по следующим дисциплинам (модулям): организация и методика библиотечно-информационной деятельности; информационные системы и технологии библиотечно-информационной деятельности.
7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных основной образовательной программой, выбирать конкретные дисциплины (модули);
право при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущий профиль подготовки;
право при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные основной образовательной программой вуза.
7.15. Раздел основной образовательной программы бакалавриата "Учебная и производственная практики" является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
Конкретные виды практик определяются основной образовательной программой вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики. Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах вуза (учебная практика), обладающих необходимым кадровым, творческим и научным потенциалом.
Форма аттестации результатов практики устанавливается учебным планом вуза с учетом требований настоящего Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.