ГОСТ Р ИСО 14813-1-2011 Интеллектуальные транспортные системы. Схема построения архитектуры интеллектуальных транспортных систем. Часть 1. Сервисные домены в области интеллектуальных транспортных систем, сервисные группы и сервисы стр. 3

2.11 система бортовых транспортных датчиков (probe vehicle system): Система, объединяющая транспортные средства, собирающие и передающие информацию со встроенных датчиков, и придорожные устройства, обрабатывающие эту информацию.
Примечание 1 - Обработка информации с датчиков создает четкое понимание дорожной и водительской среды посредством объединения и анализа данных, посылаемых с датчиков, расположенных на многочисленных транспортных средствах, а также данных, посылаемых из других источников информации.
Примечание 2 - Собранная и обработанная информация может быть затем разослана в адрес транспортных средств, чтобы способствовать оптимизации поездки, а также другим адресатам для различных целей.
2.12 прокладка маршрута (route guidance): Сервис, использующий информацию о маршрутах, пунктах назначения, или информацию, получаемую в реальном масштабе времени для выбора надлежащего маршрута или перед поездкой, или во время нее.

     3 Обозначения и сокращения

3.1 HAZMAT (HAZardous MATerials) - опасные грузы.
3.2 ИТС - интеллектуальные транспортные системы (Intelligent Transport Sistems).
3.3 TICS (Transport Information and Control Systems) (см. также ИТС) - системы транспортной информации и управления.
3.4 UML (Unified Modeling Language) - унифицированный язык моделирования.

     4 Основные положения

     
     4.1 Сервисные домены интеллектуальных транспортных систем, сервисные группы и сервисы
4.1.1 Особенности сервисных доменов интеллектуальных транспортных систем
Схемы ИТС по своему исполнению видоизменяются в зависимости от организационных особенностей региона либо в зависимости от восприятия действующими субъектами. Эти видоизменения не зависят от специфики реализации тех или иных сервисов или сервисных групп, осуществляемой в функционально различных (хотя часто взаимосвязанных) областях применения. Такие области применения являются наивысшим уровнем абстракции в архитектуре ИТС и называются "сервисными доменами".
Сервисы ИТС не воплощают технологий или функциональностей, характеризующих ИТС и используемых в каких-либо случаях применения ИТС. Примеры сервисных доменов ИТС включают в себя управление дорожным движением, информирование участников движения, управление перевозками грузов и связанным с этим перевозками транспортным парком.
4.1.2 Особенности сервисных групп интеллектуальных транспортных систем
Сервисный домен включает в себя один или более типов сервисов ИТС. Каждый тип сервиса ИТС может включать в себя несколько случаев связанных сервисов. Эти объединения представителей связанных сервисов называются "сервисными группами ИТС". Таким образом, сервисная группа ИТС включает в себя один или более похожих или взаимодополняющих сервисов, предназначенных для пользователей ИТС.
Существует несколько перечисленных ниже особенностей сервисных групп ИТС и сервисов:
a) каждая сервисная группа ИТС ориентирована на определенную деятельность, относящуюся к менеджменту или информационному обеспечению в сфере дорожной транспортной сети, и разделена на конкретные сервисы, адресованные в свою очередь конкретным пользователям или используемые для различных режимов функционирования;
b) наименование каждой сервисной группы должно отражать вид осуществляемой деятельности (например, "дотранспортная информация");
c) каждый сервис в рамках сервисной группы должен связывать как вид деятельности сервисной группы, так и характер пользователей или режимов функционирования ИТС (например, "дотранспортная информация - общественный транспорт");
d) каждый уровень в иерархии должен быть на эквивалентном уровне модульности системы.
4.1.3 Особенности сервисов интеллектуальных транспортных систем
Сервис ИТС представляет собой продукт деятельности, предназначенный для конкретного пользователя ИТС. Сервис ИТС, таким образом, может рассматриваться как простейший строительный блок любой архитектуры/схемы ИТС.
Уровень детализации ИСО 14813-1:2007 ограничивается уровнем доменов и сервисных групп, а не конкретных сервисов. Разные страны структурируют архитектуру ИТС по-разному: одни - посредством более детализированного определения сервисов и запросов, другие используют более высокий уровень обобщения. Таким образом, выработка конкретной структуры сервисов ИТС не относится к области применения настоящего стандарта, однако примеры таких структур предусмотрены.
Уточнение конкретных сервисов ИТС должно осуществляться последовательно, с привязкой к конкретной архитектуре. Существует несколько методик, которые обеспечивают проведение такой конкретизации. Элементарный сервис может быть вычленен путем детализации из сервисной группы. При этом возможны различные подходы и, соответственно, различные варианты детализации.
В комплексе международных стандартов ИСО 14813 (см. [1], [2] и [3]) описана методика конкретизации, использующая UML. Однако стандарты для создания архитектуры ИТС, не использующие специальную методологию или иные технологии, такие, например, как декомпозиция процессов, также могут быть применены.
В [4] содержатся руководство и требования к описанию архитектуры ИТС; в [5] - уточненные рекомендации и руководство по определению и документированию интерфейсов ITS/TICS с помощью UML.