ГОСТ Р ИСО 14813-1-2011 Интеллектуальные транспортные системы. Схема построения архитектуры интеллектуальных транспортных систем. Часть 1. Сервисные домены в области интеллектуальных транспортных систем, сервисные группы и сервисы стр. 4

     4.2 Пользователи интеллектуальных транспортных систем
Пользователей ИТС можно считать партнерами, которые пользуются услугами ИТС посредством взаимодействия с системой ИТС. В отдельных случаях к пользователям ИТС могут применяться такие определения, как "рассчитывающие получить выгоду от использования ИТС", "пользующиеся системой ИТС", "создающие и управляющие системой ИТС", "управляющие и контролирующие транспорт посредством ИТС". Любое взаимодействие человека с системой ИТС приводит к возникновению внешних субъектов действия, взаимодействующих с системой на ее границе.
Примечание - Лица, взаимодействующие с системой ИТС, иногда называются "внешними пользователями".

     5 Сервисные домены интеллектуальных транспортных систем

Категоризация деятельности в секторе ИТС является одним из первых шагов в определении генеральной совокупности деятельности, поддерживаемой принятой архитектурой ИТС. Цель категоризации - очертить различные секторы в индустрии ИТС. В первом приближении наименования секторов ИТС соответствуют наименованиям рабочих групп (подкомитетов) Технического комитета 204 ИСО.
Ниже приведены и описаны 11 сервисных доменов ИТС:
- информирование участников движения - обеспечение пользователей ИТС как статической, так и динамической информацией о состоянии транспортной сети, включая модальные перемещения и перемещения посредством трансферов;
- управление дорожным движением и действия по отношению к его участникам - управление движением транспортных средств, пассажиров и пешеходов, находящихся в транспортной сети;
- конструкция транспортных средств - повышение безопасности, надежности и эффективности функционирования транспортных средств посредством предупреждения пользователей или управления системами или агрегатами транспортных средств;
- грузовые перевозки - управление коммерческими перевозками - перемещением грузов и соответствующим транспортным парком, ускорение разрешительных процедур для грузов на национальных и юридических границах, ускорение кроссмодальных перемещений грузов с полученными разрешениями;
- общественный транспорт - функционирование служб общественного транспорта и предоставление информации перевозчикам и пользователям, учитывая аспекты мультимодальных перевозок;
- службы оперативного реагирования - обслуживание инцидентов, определяемых как чрезвычайные обстоятельства (авария);
- электронные платежи на транспорте - трансакции и резервирование в транспортном секторе;
- персональная безопасность, связанная с дорожным движением, - защита пользователей транспортного комплекса, включая пешеходов и участников движения с повышенной уязвимостью;
- мониторинг погодных условий и состояния окружающей среды - деятельность, направленная на мониторинг погоды и уведомление о ее состоянии, а также о состоянии окружающей среды;
- управление и координация при чрезвычайных ситуациях - деятельность, связанная с транспортом, осуществляемая в рамках реагирования на природные катаклизмы, общественные беспорядки или террористические акты;
- национальная безопасность - деятельность, которая непосредственно защищает или смягчает последствия причинения вреда или ущерба физическим лицам и предприятиям, вызванные природными катаклизмами, общественными беспорядками или террористическими актами.
Приведенная выше категоризация, подразумевающая 11 доменов, не предписывает, чтобы любые архитектуры ИТС состояли из такого же набора доменов. Конкретная архитектура должна наилучшим образом соответствовать условиям конечного ее применения и должна быть независимой от сервисов, которые она поддерживает.
Сервисы часто взаимозависимы, поскольку они или являются поставщиками услуг (провайдерами) для других сервисов в рамках сервисной группы, или являются ключевыми участниками в представлении услуг в других сервисных группах. При разработке архитектуры ИТС, основанной на таких сервисах, важно, чтобы в ней было указание на то, кто является ответственным за представление услуг.

     6 Сервисные группы интеллектуальных транспортных систем (ИТС) для каждого домена

Сервисные группы ИТС представляют собой дальнейшую детализацию различных секторов деятельности ИТС, уже представленной вышеописанными доменами. Эта детализация распределяет в соответствии со спецификой каждый из видов деятельности, поддерживаемой в рамках домена. Сервисные группы ИТС, в том виде, в котором они распределены по доменам (см. далее), не обязательно ориентированы на конкретных пользователей или конкретные целевые группы, режимы функционирования или целевые группы, вовлеченные в данные виды деятельности; эта степень детализации предусмотрена уже конкретными сервисами, которые определены в рамках каждой из сервисных групп как образцы сервисов. Таким образом, транспортные операторы (государство, муниципалитет или организации) могут сами определить, какой конкретный сервис в рамках каждой сервисной группы ИТС соответствует их конкретным потребностям. Можно также более конкретно определить специфические требования к архитектуре ИТС, которые могут быть применимы к определенным проектам или системам.
Требования стандартов ИТС (ТК ИСО 204) направлены на сектор дорожного транспорта и обеспечивают пограничное взаимодействие с другими транспортными секторами. В других секторах транспорта, таких, например, как железнодорожный, воздушный и водный, нормы и стандарты устанавливаются другими техническими комитетами. Однако существует много промежуточных областей, в которых стандарты ИТС охватывают аспекты, в равной мере влияющие на сектор дорожного транспорта и секторы других видов транспорта. В других секторах транспорта также могут существовать "пограничные" стандарты, требования которых взаимодействуют с деятельностью ИТС. Практически такое взаимодействие существует в области информирования участников движения, расписания транспорта и регулирования движения.
     6.1 Сервисные группы информирования участников движения
Сервисные группы в рамках домена информирования участников движения осуществляют обеспечение пользователей как статической, так и динамической информацией о ситуации в транспортной сети и услугах перед началом поездки и во время нее, а также предоставляют профессиональным транспортникам возможность для сбора, архивирования и управления информацией для деятельности, связанной с планированием рейсов.
6.1.1 Дотранспортное информирование
Данная сервисная группа имеет дело с информацией, получаемой пользователями перед поездкой (рейсом) дома, на работе, в гостиницах, в местах общественной концентрации, таких как торговые центры или мобильные терминалы.
Сервисы дотранспортного информирования могут быть направлены на придорожные объекты, общественный транспорт, субъектов грузоперевозок и интермодальных перевозок и немоторизованные передвижения.