В связи с необходимостью приведения правовых актов города Москвы в соответствие с федеральным законодательством, а также в целях повышения культуры и качества обслуживания пассажиров общественного транспорта города Москвы Правительство Москвы постановляет:
1. Внести изменения в постановление Правительства Москвы от 2 сентября 2008 г. N 797-ПП "Об утверждении Правил пользования наземным городским транспортом общего пользования (трамваями, троллейбусами, автобусами) в городе Москве" (в редакции постановлений Правительства Москвы от 20 ноября 2012 г. N 663-ПП, от 18 февраля 2014 г. N 55-ПП):
1.1. Пункт 1.1 приложения к постановлению изложить в следующей редакции:
"1.1. Правила пользования наземным городским транспортом общего пользования (трамваями, троллейбусами, автобусами) в городе Москве (далее - Правила) разработаны в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 "О Правилах дорожного движения" (далее - Правила дорожного движения), Законом города Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях.".
1.2. В пункте 1.2 приложения к постановлению слова "находящимся в собственности города Москвы" заменить словами "оборудованным устройствами автоматизированной системы контроля проезда и осуществляющим перевозки пассажиров по проездным билетам и тарифам, установленным Правительством Москвы, и обязательны для исполнения транспортными предприятиями, осуществляющими такие перевозки, и пассажирами".
1.3. Пункт 1.3 приложения к постановлению признать утратившим силу.
1.4. Название раздела 2 приложения к постановлению изложить в следующей редакции:
"2. Предприятия пассажирского транспорта (перевозчики) обязаны".
1.5. В пункте 2.2 приложения к постановлению слова "дорожных знаков и" исключить.
1.6. Пункт 2.6 приложения к постановлению изложить в следующей редакции:
"2.6. Обеспечить перед выездом на линию надлежащее техническое и санитарное состояние салонов, экипировку, внутреннее и внешнее оформление подвижного состава в соответствии с установленными требованиями.".
1.7. Пункт 3.1.10 приложения к постановлению признать утратившим силу.
1.8. Пункт 3.1.13 приложения к постановлению изложить в следующей редакции:
"3.1.13. При движении по установленному маршруту наземного городского транспорта общего пользования обеспечивать наличие на транспортном средстве информационных указателей о номере маршрута, а также о наименовании начального, конечного и основных промежуточных остановочных пунктов.".
1.9. В пункте 4.2 приложения к постановлению слово "Граждане" заменить словом "Пассажиры".
1.10. Пункт 4.3 приложения к постановлению изложить в следующей редакции:
"4.3. Вход в трамвай, троллейбус, автобус, оборудованные турникетами, производится через переднюю дверь. При бестурникетной системе проезда вход пассажиров осуществляется через все двери транспортного средства с оплатой проезда посредством устройств контроля и погашения билетов, расположенных у соответствующих дверей.".
1.11. Пункт 4.4 приложения к постановлению изложить в следующей редакции:
"4.4. Выход из трамвая, троллейбуса, автобуса, оборудованных турникетами, производится через все двери, кроме передней. При бестурникетной системе проезда выход из трамвая, троллейбуса, автобуса производится через все двери. Для выхода пассажирам необходимо заранее подать сигнал водителю нажатием кнопки звонка.".
1.12. Пункт 4.5 приложения к постановлению изложить в следующей редакции:
"4.5. Вход пассажиров с детской коляской, инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, инвалидов по зрению с собакой-поводырем или имеющих белую трость, в трамвай, троллейбус, автобус, оборудованные турникетами, разрешается через вторую дверь после выхода пассажиров.".
1.13. Пункт 4.8 приложения к постановлению изложить в следующей редакции:
"4.8. Вход пассажиров с велосипедом в трамвай, троллейбус, автобус разрешается при возможности размещения велосипеда на накопительной площадке салона трамвая, троллейбуса, автобуса. Вход пассажиров с велосипедом в трамвай, троллейбус, автобус, оборудованные турникетами, разрешается через вторую дверь после выхода пассажиров.".
1.14. Пункт 5.1 приложения к постановлению изложить в следующей редакции:
"5.1. Оплата проезда в соответствии с действующими тарифами производится при входе в трамвай, троллейбус, автобус путем погашения проездного билета, списания денежных средств (поездок) с универсальной электронной карты (УЭК) через устройство контроля и погашения билетов.
Проездные билеты на носителе с магнитной полосой пропускаются через лоток устройства контроля и погашения билетов. Проездные билеты на носителе без магнитной полосы (далее - бесконтактные проездные билеты) и УЭК подносятся к мишени устройства контроля и погашения билетов.
Не рекомендуется хранить проездные билеты с источниками электромагнитного излучения в местах повышенной влажности и высоких температур, подвергать их химическому и механическому воздействию.
При реализации права на бесплатный проезд пассажиры при входе в трамвай, троллейбус, автобус регистрируют свою поездку путем поднесения социальной карты москвича (СКМ), социальной карты жителя Московской области (СКМО), УЭК к мишени устройства контроля и погашения билетов.
Категории пассажиров, указанные в пунктах 4.5, 4.6 и 4.8 настоящих Правил, при входе в трамвай, троллейбус, автобус, оборудованные турникетами, через вторую дверь оплачивают проезд (регистрируют поездку) в транспорте через устройство контроля и погашения билетов, установленное у второй двери, а при его отсутствии - через устройство контроля и погашения билетов, установленное у передней двери.".
1.15. Дополнить приложение к постановлению пунктом 5.1(1) в следующей редакции:
"5.1(1). Для оплаты проезда (регистрации поездки) бесконтактный проездной билет, СКМ, СКМО или УЭК необходимо поднести параллельно мишени устройства контроля и погашения билетов, приложить к ней и удерживать в этом положении не менее 2 секунд.".
1.16. Дополнить приложение к постановлению пунктом 5.1(2) в следующей редакции:
"5.1(2). Оплата проезда (регистрация поездки) подтверждается зеленой индикацией световых элементов, расположенных на корпусах турникета и (или) устройства контроля и погашения билетов, и (или) соответствующим сообщением в информационной строке на дисплее устройства контроля и погашения билетов.".
1.17. Пункт 5.3 приложения к постановлению изложить в следующей редакции:
"5.3. Проездные билеты для оплаты проезда в трамваях, троллейбусах, автобусах приобретаются в специализированных пунктах по реализации проездных билетов для проезда на городском пассажирском транспорте общего пользования, у водителей, кондукторов, распространителей, а также в торговых объектах организаций, имеющих договоры на реализацию проездных билетов.".
1.18. Пункт 5.5.3 приложения к постановлению изложить в следующей редакции:
"5.5.3. Неправомерно используемые СКМ, СКМО, УЭК, льготный билет для учащихся и студентов на наземном городском пассажирском транспорте общего пользования, в пригородном автобусе без лимита поездок (льготный билет для учащихся).".
1.19. Пункт 5.5.4 приложения к постановлению изложить в следующей редакции:
"5.5.4. Билеты, поставленные в стоп-лист.
Стоп-лист - список номеров и серий проездных билетов, СКМ, СКМО, УЭК, льготных билетов для учащихся, действие которых остановлено перевозчиком в связи с получением от уполномоченного органа государственной власти или подведомственных организаций (государственных учреждений и унитарных предприятий) органов государственной власти сведений о выявленных фактах неправомерного выпуска или выхода из обращения этих проездных билетов, СКМ, СКМО, УЭК, льготных билетов для учащихся.".
1.20. Пункт 5.6 приложения к постановлению изложить в следующей редакции:
"5.6. Обмен неисправных проездных билетов производится в специализированных пунктах по реализации проездных билетов для проезда на городском пассажирском транспорте общего пользования в соответствии с действующей инструкцией по обмену проездных билетов, утверждаемой транспортным предприятием.
Обмену не подлежат проездные билеты, имеющие внешние повреждения, в том числе механические, термические, химические или иные.
Транспортная смарт-карта без лимита поездок, а также электронный проездной билет "Электронный кошелек", имеющие механические, термические, химические или другие внешние повреждения, восстанавливаются транспортным предприятием после оплаты стоимости их изготовления (с восстановлением оплаченного срока действия) после сдачи их пассажиром в специализированный пункт по реализации проездных билетов для проезда на городском пассажирском транспорте общего пользования.
Утраченные проездные билеты (в том числе на бесконтактных носителях) восстановлению и блокировке не подлежат.".
1.21. Пункт 5.7 приложения к постановлению изложить в следующей редакции:
"5.7. В случае несрабатывания в трамвае, троллейбусе, автобусе, оборудованных турникетами, СКМ или других документов, на основании которых предоставляется право бесплатного проезда или проезда с неполной оплатой и не занесенных в стоп-лист, водитель обязан пропустить пассажира в салон транспортного средства через вторую дверь.".
1.22. Пункт 6.2.1 приложения к постановлению изложить в следующей редакции: