ГОСТ 31440.2-2011 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Требования безопасности к двигателям, предназначенным для применения в потенциально взрывоопасных средах. Часть 2. Двигатели Группы I для применения в подземных выработках, опасных по воспламенен стр. 3

- опасности, причиной которых являются неправильное расположение или отсутствие ограждений или устройств, обеспечивающих безопасность, включая устройства пуска и останова, а также аварийные знаки и сигналы, устройства предупредительной сигнализации или предупреждающую информацию (см. 5.5-5.9).
Основными источниками воспламенения являются:
- нагретые поверхности;
- пламя и горячие газы;
- искры, образованные механическим путем;
- электрическое оборудование и системы;
- статическое электричество.
Потенциальные источники воспламенения, которые могут воспламенять окружающую взрывоопасную среду, перечислены в А2 (приложение А).

5 Требования безопасности и/или меры по обеспечению безопасности

5.1 Общие требования
Не допускается воспламенение взрывоопасной среды вне взрывонепроницаемой оболочки происходящее из-за нагретых поверхностей, горячих газов, пламени, искр или электрооборудования.
Двигатели для применения в подземных выработках, содержащих другие горючие газы, отличных от рудничного газа, в дополнение к требованиям настоящего стандарта, должны соответствовать требованиям ГОСТ 31440.1 (пункты 5.1-5.3 и 5.14).
Для двигателей с уровнем взрывозащиты Mb должны быть учтены нормальный режим эксплуатации и ожидаемые неисправности. Редкие неисправности и катастрофические отказы (см. А.1.1-А.1.3 приложения А) не рассматриваются.
5.2 Максимальная температура поверхности
Максимальная температура (см. 3.4.3), не должна превышать:
- 150 °С - в случае, если возможно отложение горючей пыли в виде слоя;
- 450 °С - в случае, если исключено отложение горючей пыли в виде слоя.
5.3 Обозначение двигателя
Двигатели внутреннего сгорания, предназначенные для применения во взрывоопасных средах в подземных выработках, подверженных выбросу рудничного газа и/или образованию горючей пыли, должны иметь следующие обозначения:
- Группа I двигателя;
- уровень взрывозащиты Mb;
- максимальная температура, указанная в 5.2.
5.4 Взрывонепроницаемая оболочка
Взрывонепроницаемая оболочка Группы I должна соответствовать требованиям ГОСТ 31610.0.
Взрывонепроницаемая оболочка должна:
- выдерживать давление внутреннего взрыва при испытании согласно 6.2.1;
- выдерживать избыточное давление при испытании согласно 6.2.2;
- предотвращать передачу внутреннего взрыва при испытании согласно 6.2.3.
Количество механических соединений во взрывонепроницаемой оболочке должно быть сведено к минимуму.
Каждое соединение механических частей взрывонепроницаемой оболочки должно быть закрытым или открытым.
Любое открытое соединение во взрывонепроницаемой оболочке, связывающее внутреннее пространство оболочки с окружающей средой, должно соответствовать значениям длины и зазора взрывонепроницаемых соединений согласно ГОСТ IЕС 60079-1 для Группы I по газу.
Резьбовые закрытые соединения должны соответствовать требованиям ГОСТ IEC 60079-1.
5.5 Система впуска воздуха
Систему впуска воздуха всегда следует рассматривать как систему, всасывающую воздух из взрывоопасной окружающей среды.
Впускной трубопровод должен быть оснащен пламегасителем, соответствующим требованиям 5.8, и запорным клапаном (см. рисунок 1)
Рисунок 1. Впускной трубопровод
552 × 297 пикс.     Открыть в новом окне
Часть трубопровода между пламегасителем и двигателем должна соответствовать требованиям 5.4.
5.6 Система выпуска отработавших газов
Система выпуска воздуха отработавших газов должна всегда рассматриваться как система выпуска во взрывоопасную окружающую среду.
Система выпуска отработавших газов должна быть оснащена пламегасителем, соответствующим требованиям 5.8, и искрогасителем, соответствующим требованиям 5.9 (см. рисунок 1).
Часть системы выпуска отработавших газов между пламегасителем и двигателем должна соответствовать требованиям 5.4.
Искрогаситель должен быть расположен между пламегасителем и окружающей средой.
В случае использования искрогасителя, прошедшего испытания типа, характеристики двигателя (расход газа, рабочий объем цилиндров двигателя, температура отработавших газов), а также его установка должны быть такими же, как у двигателя, на котором проводились испытания типа искрогасителя.
5.7 Другие устройства
5.7.1 Устройства для пуска холодного двигателя
Устройства впрыска специального топлива для пуска холодного двигателя, если двигатель снабжается такими устройствами, должны быть установлены вблизи головки цилиндров и расположены после пламегасителя при наличии такового. Впускной пламегаситель следует выбирать в соответствии с применяемым топливом.
Длина и диаметр отверстия инжектора должны быть рассчитаны в соответствии с требованиями 5.4, а инжектор должен быть испытан в системе впуска в соответствии с требованиями 6.3.
Система впрыска топлива должна быть механически защищена и испытана на ударостойкость в соответствии с требованиями ГОСТ 31610.0 (опасность механических повреждений - высокая). Утечки при испытании не допускаются.
5.7.2 Устройства предварительного подогрева воздуха