ГОСТ 31440.2-2011 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Требования безопасности к двигателям, предназначенным для применения в потенциально взрывоопасных средах. Часть 2. Двигатели Группы I для применения в подземных выработках, опасных по воспламенен стр. 5

Искрогасители на водной основе следует изготавливать из материалов, стойких к гасящей жидкости, отработавшим газам и любым продуктам их взаимодействия. Они должны иметь устройство непрерывного контроля уровня жидкости, соответствующее требованиям с 5.15.
Кроме того, пламегасители на водной основе, используемые как искрогасители, должны быть испытаны в соответствии с 6.4.1 и соответствовать требованиям, указанным в таблице 1, или они должны быть испытаны в соответствии с 6.4.2. Испытания следует проводить при минимальном уровне жидкости. Если искрогаситель на водной основе соответствует требованиям, предъявляемым к пламегасителям согласно 5.8, то требования к искрогасителям согласно 5.9.3 также должны быть выполнены.
5.10 Искры, образованные механическим путем
5.10.1 Металлы и их сплавы
Использование в сплавах легких металлов должно быть сведено к минимуму.
Наружные доступные части, которые могут вызывать воспламенение вследствие удара или трения, не должны содержать более 15% по массе в сумме таких металлов, как алюминий, магний и титан, и более 6% - в сумме магния и титана. При превышении содержания указанных металлов наружные доступные части должны использоваться только в том случае, если они ограждены или защищены соответствующим покрытием, предотвращающим появление искр, образованных механическим путем, например покрытием, состоящим из слоя цинка толщиной 0,1 мм, нанесенного горячим напылением, в качестве основы и двух слоев краски из силиката цинка или эквивалентной краски.
При наличии широкого выбора материалов следует выбирать комбинации материалов в следующем порядке предпочтения:
a) сталь или чугун с медью, латунью или бронзой;
b) нержавеющая сталь с нержавеющей сталью.
5.10.2 Краски и материалы покрытия
Краски и материалы покрытия не должны содержать более 25% по массе в сумме таких металлов, как алюминий, магний и титан, и более 6% - в сумме магния и титана.
5.10.3 Вентиляторы и другие устройства с вращающимися частями
Вентилятор и кожух вентилятора должны иметь электрическое соединение с корпусом двигателя.
5.10.4 Механические стартеры двигателей следует выбирать таким образом, чтобы они не образовывали нагретых поверхностей, искр или иным образом не заключали в себе источников воспламенения.
Стартеры следует относить к типу механизмов с предварительным зацеплением.
5.11 Электрооборудование
Электрооборудование двигателей должно соответствовать требованиям соответствующих национальных стандартов* и ГОСТ 29076, подпункт 2.10.1.
* В Российской Федерации электрооборудование двигателей должно соответствовать требованиям ГОСТ Р 50761-95 "Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Общие требования безопасности", пункт 5.5.

Электрооборудование двигателей должно соответствовать всем требованиям ГОСТ 31610.0, а также требованиям одного или нескольких стандартов ГОСТ 31610.6, ГОСТ IЕС 60079-2, ГОСТ 31610.5, ГОСТ IЕС 60079-1, ГОСТ 31610.7, соответствующих национальных стандартов на искробезопасные электрические цепи "i"** или ГОСТ IЕС 60079-18.

* В Российской Федерации действует ГОСТ Р 52350.11-2005 (МЭК 60079-11:2006) "Электрооборудование для взрывоопасных газовых сред. Часть 11. Искробезопасная электрическая цепь "i"".
Электрооборудование, соответствующее ГОСТ 31610.6, не должно содержать легковоспламеняющееся масло.
Система электрооборудования двигателей должна быть двухполюсной, за исключением того, что в электрической цепи свечей предпускового подогрева или другого вспомогательного средства пуска можно использовать блок цилиндров двигателя как часть цепи возврата тока через землю на время, в течение которого работает цепь вспомогательного средства пуска двигателя. Если вспомогательное средство пуска двигателя не задействовано, то плюсовые и минусовые электрические цепи должны быть отключены от источника питания
В передвижном оборудовании допускается применять обычные электрические стартеры при условии, что источник электрического питания находится вне двигателя и расположен таким образом, что стартер может быть использован только в безопасной зоне.
5.12 Статическое электричество
5.12.1 Пластмассы
Допускается применение пластмасс только для наружных доступных частей, если отсутствует опасность воспламенения взрывоопасной среды от электростатического заряда, накопленного на них.
В этом случае:
- поверхностное сопротивление не должно превышать 109 Ом при измерении в соответствии с ГОСТ 31610.0; или
- площадь поверхности, на которой может возникать электростатический заряд, ограничена до 100 см2; или
- толщина непроводящего материала поверх проводящих слоев или металлической сетки должна быть не более 2 мм. В тех случаях, когда в качестве проводящего слоя используется металлическая сетка, то площадь ячейки не должна превышать 100 см2.
5.12.2 Электрические соединения перемычками
Все части имеющие открытые и доступные поверхности должны быть электрически соединены перемычками с блоком цилиндров двигателя для выравнивания потенциалов. Соединение частей с помощью отдельных проводников не требуется, если эти части прочно закреплены и имеют электрический контакт с блоком цилиндров.
5.13 Ремни приводов
Ремни приводов должны обладать электростатической проводимостью.
Примечание - Характеристики и методы испытаний клиновых и бесконечных ремней установлены в [1] или [2].
5.14 Системы сжатого воздуха
Компрессоры не рекомендуется устанавливать на двигателе. Если в исключительных случаях такое устройство сжатого воздуха установлено, то должны быть приняты меры предосторожности, указанные ниже:
- если воздух поступает из опасной зоны, то должен быть выбран такой компрессор, внутри которого температура и давление не создают условия для воспламенения.
- дополнительно, компрессор должен быть взрывобезопасным и иметь пламегасители согласно 5.8 как на впуске, так и на выпуске.
- пламегаситель на выпуске компрессора должен быть испытан в условиях воспламенения в компрессоре и при максимальной температуре и давлении.
5.15 Системы управления
Для обнаружения и реагирования на неисправности двигателя должны применяться требования, установленные в 5.15.1 и 5.15.2.
5.15.1 Системы аварийно-предупредительной сигнализации и останова
Должно быть предусмотрено автоматическое выключение в случае превышения частоты вращения двигателя. Для подачи сигнала тревоги должны быть установлены автоматические средства в соответствии с таблицей 2. В зависимости от условий применения двигателя могут быть предусмотрены аварийный останов двигателя или комбинация аварийной сигнализации и останова.
Таблица 2 - Требования к автоматическому устройству аварийной сигнализации
568 × 543 пикс.     Открыть в новом окне
Останов работы двигателя в случае возникновения неисправности должен быть безопасным.
Повторный пуск двигателя должен быть невозможным, если устройство останова не возвращено в исходное положение вручную.
5.15.2 Системы останова двигателя
Автоматические средства нормального и аварийного останова работы двигателя должны отключать подачу топлива с помощью устройства, расположенного на топливном насосе высокого давления или непосредственно рядом с ним.