ГОСТ 31440.2-2011 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Требования безопасности к двигателям, предназначенным для применения в потенциально взрывоопасных средах. Часть 2. Двигатели Группы I для применения в подземных выработках, опасных по воспламенен стр. 8

Двигатель должен работать при максимальной температуре его поверхностей или в соответствии с его специфическим рабочим циклом и применением. Нагрузка на двигатель может быть приложена путем подсоединения обычного приводного оборудования и измерена динамометром или другими соответствующими средствами при условии, что расположения оболочки и вентиляционных устройств точно соответствуют эксплуатационной конфигурации.
6.3.5.2 Измерительная аппаратура
Измерительная аппаратура, используемая во время испытания, должна соответствовать требованиям ГОСТ 10448. Перед снятием показаний двигатель должен работать на установленной частоте вращения и в установленном режиме в течение времени, достаточном для стабилизации температуры поверхностей, в соответствии с инструкциями по эксплуатации двигателя, предоставленными изготовителем.
6.3.5.3 Процедура испытания
При работающем двигателе, всасывающем воздух из окружающей среды, определяют и записывают:
a) температуру окружающей среды (от 0 °С до 40 °С);
b) максимальную температуру поверхности, которую определяют измерением температуры в ожидаемых наиболее нагретых точках с проверкой достижения этой температуры. Измерения температуры следует продолжать после останова двигателя, пока показания приборов не будут свидетельствовать о падении температуры;
c) температура поверхностей должна быть скорректирована на разность между действительной и максимальной температурами окружающей среды;
d) характеристики защитных устройств и устройств аварийной сигнализации, установленных в соответствии с 5.15.1;
e) скорость потребления любого расходуемого компонента системы улавливания искр или охлаждения;
f) максимальную температуру охладителя двигателя и максимальную температуру охладителя взрывобезопасного оборудования в случае применения отдельных контуров охлаждения. Термостат контура охлаждения должен функционировать в соответствии с данными изготовителя;
g) максимальную температуру отработавших газов, измеренную непосредственно после выпускного пламегасителя с помощью малоинерционного измерительного устройства, например незащищенной термопары. Для поверхностей корректируют зарегистрированные значения температур на максимальную установленную температуру окружающей среды;
h) при отсутствии нагрузки увеличивают частоту вращения двигателя до срабатывания запорного клапана впуска воздуха или запорного клапана подачи топлива. Записывают максимальную частоту вращения двигателя. При проведении испытания регулятор частоты вращения двигателя может быть заблокирован (при необходимости).
6.4 Испытание искрогасителя
Испытания искрогасителя - согласно требованиям 6.4.1 или 6.4.2.
6.4.1 Определение степени улавливания искр
Испытательное оборудование для определения степени улавливания искр искрогасителем должно состоять из:
- нагнетательного вентилятора;
- инжектора частиц;
- искрогасителя для проведения испытаний;
- фильтра (ловушки) для улавливания частиц, которые прошли через искрогаситель;
- устройства для измерения расхода газа через искрогаситель.
В случае, когда искрогаситель испытывают на двигателе, вместо подвода воздуха через нагнетательный вентилятор следует использовать выпускной трубопровод. Измерение расхода потока отработавших газов при этом не требуется.
Для определения степени улавливания испытательные частицы должны быть введены в поток воздуха нагнетательного вентилятора или поток отработавших газов двигателя. Степень улавливания есть отношение массы частиц, улавливаемых фильтром, к массе инжектируемых частиц.
Испытательные частицы не должны воспламеняться, их объемная плотность должна составлять менее 0,9 г/см3. Испытание следует проводить с частицами, классифицируемыми по размеру: 0,1, 0,2 и 0,5 мм.
Испытание следует проводить при средних перепадах расхода потока отработавших газов, на который рассчитан искрогаситель.
В случае, когда искрогаситель испытывают на двигателе, испытание следует проводить, по меньшей мере, в следующих режимах работы двигателя:
- на частотах вращения холостого хода без нагрузки;
- при нагрузке 50%-ной номинальной мощности и промежуточной частоте вращения;
- при нагрузке 100%-ной номинальной мощности и на номинальной частоте вращения двигателя.
Степень улавливания частиц искрогасителем должна быть определена при каждом расходе газа и для каждого классифицированного размера частиц. Отношение масс частицы/воздух или частицы/ отработавший газ должно быть приблизительно равно 1/100.
Испытательные частицы должны быть инжектированы в поток воздуха нагнетательного вентилятора или поток отработавших газов двигателя с постоянной скоростью в течение 1 мин.
6.4.2 Визуальный контроль
Искрогаситель может быть испытан или на испытуемом двигателе, или на типовом двигателе с аналогичным потоком отработавших газов. В случае, когда испытание проводится на типовом двигателе, искрогаситель должен располагаться как можно ближе к выпускному коллектору двигателя.
Для испытаний необходимо использовать частицы свежеразмолотого древесного угля размером от 0,5 до 1 мм.
Двигатель должен быть доведен до рабочей температуры при снятом воздушном фильтре и пламегасителе на впуске двигателя. Пламегаситель на выпуске газов должен оставаться на своем месте.
Следует ввести через впускное отверстие порошок древесного угля с постоянной скоростью () г/с в течение 30 с (где: - рабочий объем цилиндра в литрах).
Испытание должно проводиться в темном помещении, под визуальным контролем и регистрироваться путем фотографирования.
Испытание должно быть проведено в следующих режимах работы двигателя:
1) на максимальной мощности;
2) на высоких частотах вращения холостого хода без нагрузки;
3) при ускорении от низких к высоким частотам вращения холостого хода в течение 30 с, но без нагрузки.
Результаты испытаний считаются удовлетворительными, если на выходе искрогасителя искры не наблюдаются.
6.5 Протокол испытаний
В протокол испытаний должны быть включены:
a) тип двигателя (включая серийный номер двигателя);
b) рабочий объем цилиндров двигателя;
c) полные технические данные двигателя, указанные изготовителем, включая мощность и частоту вращения;
d) полные данные по взрывозащите двигателя, указанные изготовителем;
e) информация о стандартных испытаниях на стенде при полной нагрузке/максимальной скорости вращения; или испытаниях по конкретному условию применения или установленному циклу нагрузки;