Постановление Губернатора Челябинской области от 18 октября 2012 г. N 295 "О внесении изменения в постановление Губернатора Челябинской области от 26.12.2008 г. N 410" стр. 38

Рисунок 2.11. Экологическая ситуация Челябинской области: белый цвет условно удовлетворительная, серый напряженная, розовый критическая, красный кризисная.
В черный список наиболее загрязненных российских городов входят Челябинск, Магнитогорск и Карабаш. По данным космических наблюдений, основные загрязненные тяжелыми металлами территории находятся вокруг Челябинска и Магнитогорска. Далее следуют зоны рядом с городами Сатка, Бакал, Коркино, Еманжелинск. В целом, 52 % территории области загрязнено отходами производства, что объясняется деятельностью предприятий черной и цветной металлургии, горнодобывающей и угольной промышленности. К этому можно добавить множество карьеров и отвалов в окрестностях городов Сатка, Верхний Уфалей, Копейск, Коркино. Еманжелинск, Пласт. Около города Бакала безжизненный "лунный" ландшафт создают 10 карьеров глубиной до 200 м и отвалы до 5070 м высотой.
В целом экологическое состояние лесов Челябинской области можно признать удовлетворительным. В основном ухудшение экологической обстановки происходит в лесничествах, прилегающих к крупным мегаполисам (Челябинск, Магнитогорск, Касли, КатавИвановск, Миасс, Нязепетровск, Уфалей и т.д.) с наличием промышленных предприятий. Однако, значимого вредного воздействия выбросов промышленных и сельскохозяйственных предприятий на лесные насаждения не выявлено. В результате антропогенного пресса наблюдается ослабление и местами усыхание в лесных массивах.
К источникам, оказывающим негативное влияние на лес, можно отнести автомобильный транспорт и предприятия горнодобывающей промышленности. Загрязнение атмосферы дымом и выхлопными газами, а также сбросы сточных вод наблюдаются только в населенных пунктах и существенного влияния на лес не оказывают. Соответственно, значительного изменения площади лесов, поврежденных в результате антропогенных, рекреационных и техногенных нагрузок не ожидается.
Рекреационные леса предназначены для массового отдыха трудящихся и оздоровления окружающей среды. Наибольшие рекреационные нагрузки испытывают лесопарковые части зеленых зон, являющиеся местом отдыха населения с наибольшей интенсивностью в весеннеелетний период. Под влиянием рекреационных нагрузок ухудшается общее состояние лесов, снижаются их защитные, санитарногигиенические и эстетические функции. Уплотнение почвы, разрушение лесной подстилки, вытаптывание травянистого покрова, повреждение подроста и подлеска нарушают в водновоздушный и температурный режим почв, вызывают ослабление и деградацию насаждений.
Лесное хозяйство в рекреационных лесах должно быть направленно на выращивание здоровых, долговечных, разнообразных по составу насаждений, обладающих высокими эстетическими и санитарногигиеническими свойствами. Непременным условием здесь является выполнение всего комплекса мероприятий по лесовосстановлению, охране лесов от пожаров и уходу за ними.
В ряде лесничеств (Верхнеуральское, Кыштымское, Миасское, Увельское и Шершневское) теоретически максимальная нагрузка на рекреационные леса превышает средневзвешенную ПДРН. Для предотвращения дальнейшей деградации природной среды рекреационных зон рекомендовано расширить зеленые зоны вокруг городов Златоуст, Магнитогорск, Миасс, Кыштым, Троицк, Южноуральск, Челябинск и Копейск.

III. Оценка экономической эффективности реализации мероприятий по осуществлению планируемого освоения лесов

3.1. Финансовоэкономическое обоснование мероприятий по осуществлению планируемого освоения лесов

В 2008 году на основании распоряжения Губернатора Челябинской области от 18.04.2008 г. N 520р "О создании рабочей группы" была разработана Областная целевая программа "Леса" на 20092013 годы.
Указанная программа направлена на решение следующих задач: сохранение экологического и ресурсного потенциала лесов Челябинской области; поддержание состава и структуры лесного фонда; создание оптимальных экологических условий для сохранения жизнеспособности лесных популяций и видов растительного и животного мира; обеспечение охраны лесов от пожаров, защита их от вредителей и болезней, поддержание санитарного состояния лесов.
Оценка экономической эффективности реализации мероприятий по осуществлению планируемого освоения лесов проводилась с учетом этой программы.
Источниками поступления доходов от использования лесов Челябинской области в прогнозе до 2017 года будут являться следующие:
заготовка древесины 81,6 %;
выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых 2,8 %;
осуществление рекреационной деятельности 14,6 %;
строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов 0,8 %;
осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, ведение сельского хозяйства 0,2 %
Поступления доходов от частных инвесторов не планируются, в связи с отсутствием инвесторов в лесном секторе экономики области.
Структура доходов от использования лесов Челябинской области по источникам представлена на рисунке 1.56.
1200 × 792 пикс.     Открыть в новом окне
Рисунок 3.1. Структура доходов от использования лесов Челябинской области в 2008-2017 гг.
Общая сумма дохода от использования лесов за 2008-2017 гг. составит 1762,5 млн. руб., темп роста доходов в 2017 году к уровню 2008 года составит 2,7 раза.
Основная часть доходов приходится на доходы от использования лесов для заготовки древесины. При планировании использования лесов для заготовки древесины в ее структуру входят: аренда лесных участков, аукционы, древесина, отпускаемая по договорам куплипродажи для бюджетного сектора и нужд населения.
Ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, определены, на основании: минимальных ставок платы за единицу объема лесных ресурсов (Постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 года N 310), индекса роста минимальных ставок (в соответствии с пояснениями к расчету целевых прогнозных показателей по плате за использование лесов на 20082010 гг.; в 2008 коэффициент 1,15, в 2009 коэффициент 1,3. С 2009 года коэффициенты не изменялись. Коэффициент соотношения отпускных и минимальных ставок принимается в размере 151,5% ежегодно. Расчет доходов от использования недревесных ресурсов и аренды земель лесного фонда в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, выполнен по прогнозным ставкам и объемам лесопользования. Индексы роста минимальных ставок за единицу объема лесных ресурсов (за исключением древесины) или за единицу площади лесного участка для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности (в соответствии с пояснениями к расчету целевых прогнозных показателей по плате за использование лесов на 2008-2010 гг;) составят: в 2008 коэффициент 1,07, в 2009 коэффициент 1,13, в 2010 коэффициент 1,13, в 2011 коэффициент 1,13.
Стоимость 1 м3 древесины от рубок лесных насаждений и ставки платы за единицу объема древесины, установленной Правительством Российской Федерации, приведена в таблице 1.140.
Прогнозные доходы бюджетной системы Российской Федерации от реализации мероприятий лесного плана Челябинской области по источникам в 2008 2017 гг. приведены в приложении 23.
Доходы лесного хозяйства складываются из сумм платежей, поступающих в бюджетную систему от использования лесов, а также средств бюджета Челябинской области и арендаторов, направляемых на реализацию мероприятий лесного плана.
В таблице 3.1 приведены доходы от средств бюджета Челябинской области и иных источников.
Расходы на выполнение запланированных мероприятий лесного плана приведены в таблице 3.2, 3.3, 3.4.
Таблица 3.1

Поступление доходов от использования лесов в 200-72017 гг., тыс. руб.

N
п/п
Виды использования лесов (в соответствии со статьей 25 Лесного кодекса)
2007 год
2008 год
2009 год
2010 год
2011 год
2012 прогноз
2013 прогноз
2014 прогноз
2015 прогноз
2016 прогноз
2017 прогноз
Всего за 2008-2017 гг.
А
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
1
Заготовка древесины
48 057,20
94 297,8
94 402,2
93 075,6
121 080,7
95 503,8
100 646,5
105 788,8
105 788,8
105 788,8
105 788,8
1 022 161,80
В том числе
в федеральный бюджет
29 024,70
47 869,3
53 035,3
54 701,8
63 351,5
51 979,5
54 778,5
57 577,4
57 577,4
57 577,4
57 577,4
556 025,50
в бюджет субъекта федерации
19 032,50
46 428,5
41 366,9
38 373,8
57 729,2
43 524,3
45 868,0
48211,4
48 211,4
48 211,4
48 211,4
466 136,30
2
Ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты
138,50
72,9
55,3
59,5
59,4
59,4
62,5
65,6
65,6
65,6
65,6
631,40
В том числе
в федеральный бюджет
50,2
2,1
3,7
0,8
0,9
0,9
0,9
0,9
0,9
0,9
0,9
12,90
в бюджет субъекта федерации
88,3
70,8
51,6
58,5
58,5
58,5
61,6
64,7
64,7
64,7
64,7
618,50
3
Ведение сельского хозяйства
294,10
16,7
295,3
61,2
70,1
66,8
70,4
73,8
73,8
73,8
73,8
875,70
В том числе
в федеральный бюджет
176,3
12,4
176,8
29,0
26,0
31,5
33,2
34,8
34,8
34,8
34,8
448,10
в бюджет субъекта федерации
117,8
4,3
118,5
32,5
44,1
35,3
37,2
39,0
39,0
39,0
39,0
427,60
4
Осуществление рекреационной деятельности
19 770,60
21 747,6
20 272,3
23 722,7
30 434,6
21 954,9
23 120,7
24 286,4
24 286,4
24 286,4
24 286,4
238 847,30
В том числе
в федеральный бюджет
15 320,5
16 994,6
14 427,8
15 208,3
18 609,5
14 988,8
15 784,7
16 580,5
16 580,5
16 580,5
16 580,5
162 335,70
в бюджет субъекта федерации
4 450,1
4 753,0
5 844,5
8 963,3
11 825,1
6 966,1
7 336,0
7 705,9
7 705,9
7 705,9
7 705,9
76 511,60
5
Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых
3 111,50
5 849,3
8 140,5
10 056,2
18 634,1
13 552,7
14 272,3
14 991,9
14 991,9
14 991,9
14 991,9
130 604,00
В том числе
в федеральный бюджет
2125,4
4 013,6
4 654,5
5 187,4
10 643,5
7 834,8
8 250,8
8 666,8
8 666,8
8 666,8
8 666,8
75 251,80
в бюджет субъекта федерации
988,1
1 835,7
3 486,0
5 000,1
7 990,6
5 717,9
6 021,5
6 325,1
6 325,1
6 325,1
6 325,1
55 352,20
6
Строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов
1 768,30
3 882,1
4 373,5
3 075,4
4 878,0
3 178,2
3 346,9
3 515,7
3 515,7
3 515,7
3 515,7
36 796,90
В том числе
в федеральный бюджет
884,15
1 941,05
2 559,6
1 694,4
3 390,2
2 373,7
2 499,7
2 625,8
2 625,8
2 625,8
2 625,8
24 961,85
в бюджет
субъекта федерации
884,15
1 941,05
1 813,9
1 381,0
1 487,8
804,5
847,2
889,9
889,9
889,9
889,9
11 835,05
7
Прочие доходы (штрафы, пени)
5 061,60
10 733,7
12 983,9
8 350,0
9 907,9
6 021,1
6 322,4
6 667,9
6 667,9
6 667,9
6 667,9
80 990,60
Итого доходы от использования лесов
78 201,80
136600,1
140523,0
138 400,6
185 064,8
140 336,9
147 841,7
155 390,1
155 390,1
155 390,1
155 390,1
1 510 327,50
В том числе
в федеральный бюджет
49 240, 20
81 558,4
87 836,2
85 856,7
105 878,3
83 094,0
87 527,0
92 003,3
92 003,3
92 003,3
92 003,3
899 763,80
в бюджет субъекта федерации
28 961,60
55 041,7
52 686,8
52 543,9
79 186,5
57 242,9
60 314,7
63 386,8
63 386,8
63 386,8
63 386,8
610 563,70
Таблица 3.2
Стоимость 1 м3 древесины от рубок лесных насаждений и ставки платы за единицу объема древесины, установленной Правительством Российской Федерации, рублей
2008
2009
2010
2011
2012
2013
2014
2015
2016
2017
Стоимость 1 м древесины от рубок лесных насаждений
59,7
71,2
63.7
49.9
53,0
56,0
65,2
65,2
65,2
65,2
Ставка платы за единицу объема древесины, установленной правительством Российской
29,6
41,2
43,4
32,4
34,3
36,3
43,0
43,0
43,0
43,0
Таблица 3.3

Расходы на осуществление полномочий в области лесных отношений Челябинской области (тыс. рублей)

Наименование источника
2008
2009
2010
2011
2012
2013
2014
2015
2016
2017
2008-2017
Средства федерального бюджета
247269,1
218407,3
227008,5
298613,98
214716,2
220352,1
231828
231828
224433,7
224433,7
2338890,58
Средства бюджета Челябинской области
33738,6
66626,3
119813,3
124117,6
121955,43
109876,6
97274,2
100515
100515
100515
974947,03
Иные источники (арендаторы)
145924,7
80172,4
92219,7
88480,1
208150,3
205253,2
217624,2
223911,6
221329,7
221329,7
1704395,6
Итого расходов
426932,4
365206
439041,5
511211,68
544821,93
535481,9
546726,4
556254,6
546278,4
546278,4
5018233,21
Таблица 3.4

Объемы средств субвенций и; федерального бюджета Российской Федерации на финансирование мероприятий лесного плана Челябинской области

N
п/п
Наименование показателя
Использование средств федерального бюджета по годам, тыс.руб.
Общая сумма использования средств федерального бюджета за планируемый реализации лесного плана Челябинской области
2008
факт
2009
факт
2010
факт
2011
факт
2012
прогноз
2013
прогноз
2014
прогноз
2015
прогноз
2016
прогноз
2017
прогноз
1
2
3
4
э
6
7
8
9
10
11
12
13
1.
Охрана лесов от пожаров
27054,6
19330,8
52244
31525.9
19659,1
19659,1
19659.1
19659,1
19659,1
19659,1
248109,9
1.1
Строительство дорог противопожарного назначения
60
65
71,5
20,5
172,7
172,7
172,7
172,7
172,7
172,7
1253,2
1.2
Реконструкция дорог противопожарного назначения
61
77
33,1
44,5
468,5
468,5
468,5
468,5
468,5
468,5
3026,6
1.3
Устройство противопожарных минерализованных полос, барьеров
0
0
0
1574,4
1578,7
1578,7
1578,7
1578,7
1578,7
1578,7
11046,6
1.4
Уход за противопожарными минерализованными полосами, барьерами
0
0
0
3388,1
5791,0
5791,0
5791,0
5791,0
5791,0
5791,0
38134,1
1.5
Создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров, содержание этих систем, а также формирование запасов ГСМ
214,3
4094,7
22939,1
1558,1
605,9
605,9
605,9
605,9
605,9
605,9
32441,6
1.6
Проведение мониторинга пожарной опасности в лесах
1814,2
1736,0
2100
1194,0
1000,0
1000,0
1000,0
1000,0
1000,0
1000,0
12844,2
1.7.
Тушение лесных пожаров
19977,1
13358,1
27100,3
11021,6
7900,0
7900,0
7900,0
7900,0
7900,0
7900,0
118857,1
1.8
Проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания горючих материалов
0
0
0
973,5
1342,3
1342,3
1342,3
1342,3
1342,3
1342,3
9027,3
1.9
Иные меры пожарной безопасности
4928,0
0
0
11751,2
800,0
800,0
800,0
800,0
800,0
800,0
21479,2
2.
Защита лесов
10000,0
53,5
9900
19953.5
2.1.
Лесопатологические обследования
0
2.2.
Локализация и ликвидация очагов вредных организмов
10000,0
53,5
9900
19953,5
2.3
Санитарнооздоровительные мероприятия, всего
439,3
439,3
сплошные санитарные рубки
248,7
248,7
выборочные санитарные рубки
180,4
180,4
очистка от захламленности
10,2
10,2
3.
Воспроизводство лесов и лесоразведение
6753,7
4114,5
3197,3
7859,3
7859,3
14131,9
18318,5
18318,5
18318,5
18318,5
117190,0
3.1
Лесовосстановление
4137,2
1135,6
697,3
39,4
0
7419,5
7419,5
10181,5
10181,5
10181,5
51393,0
3.2
Проведение агротехнического ухода за лесными культурами
486.3
221,5
0
126,9
0
944,0
944,0
2045,6
2045,6
2045,6
7778,9
3.3
Дополнение лесных культур
304,4
339,8
0
0
0
956,4
956,4
956,4
956,4
956,4
4782
3.4
Обработка почвы под лесные культуры
388,3
192,3
0
150,0
0
752,0
752,0
1075,0
1075,0
1075,0
5459,6
3.5
Уход за лесами
99,0
153,8
153,8
3.6
Выращивание стандартного посадочного материала
1277,0
1603,1
2500
5380,1
4
Расходы на семеноводство
61,5
462,4
4060
4060,0
4060,0
4060,0
4060,0
20823,9
5
Лесоустройство
0
6
Отвод и таксация лесосек
196,3
344,7
541,0
Итого
44443,9
23843,5
65341,3
39385,2
28005,8
33791,0
37977,6
37977,6
37977,6
37977,6
390907,7
Таблица 3.5

Прогнозные объемы средств бюджета Челябинской области на финансирование мероприятий Лесного плана Челябинской области

N
п/п
Наименование показателя
Использование средств областного бюджета по годам, тыс.руб.
Общая сумма использования средств областного бюджета за планируемый период реализации лесного плана Челябинской области
2008 факт
2009 факт
2010 факт
2011 факт
2012 прогноз
2013 прогноз
2014 прогноз
2015 прогноз
2016 прогноз
2017 прогноз
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
1.
Охрана лесов от пожаров
12429,9
34001,9
57501,4
71585,5
85445,4
83945,4
88092,7
92447,3
92447,3
92447,3
710344,1
1.1
Строительство дорог противопожарного назначения
114,9
114.9
1.2
Реконструкция дорог противопожарного назначения
10,0
10,0
1.3
Устройство противопожарных минерализованных полос, барьеров
1.4
Уход за противопожарными минерализованными полосами, барьерами
1.5
Создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров, содержание этих систем, а также формирование запасов ГСМ
3275,1
32001,9
47201,4
63859,3
84245,4
82945,4
87092,7
91447,3
91447,3
91447,3
674963,1
1.6
Проведение мониторинга пожарной опасности в лесах
4050,0
2000
8000
3269,7
17319,7
1.7.
Тушение лесных пожаров
1.8
Проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания горючих материалов
1.9
Иные меры пожарной безопасности
4979,9
0
2300
4456,5
1200,0
1000,0
1000,0
1000,0
1000,0
1000,0
17936,4
2.
Защита лесов
3225,0
15893,1
335,0
19453,1
2.1.
Лесопатологические обследования
0
2.2.
Локализация и ликвидация очагов вредных организмов
725,0
10000,0
10725,0
2.3
Санитарнооздоровительные мероприятия, всего
2500,0
5893,1
335,0
8728,1
сплошные санитарные рубки
2485,0
5893,1
8378,1
выборочные санитарные рубки
15,0
15,0
очистка от захламленности
335,0
335,0
3.
Воспроизводство лесов и лесоразведение
14308,6
9968,6
9968,8
34246,2
3.1
Лесовосстановление
3328,4
3328,4
3.2
Проведение агротехнического ухода за лесными культурами
3.3
Дополнение лесных культур
3.4
Обработка почвы под лесные культуры
2004.1
2004,1
3.5
Уход за лесами
3.6
Выращивание стандартного посадочного материала
8389,9
8400,0
8400,0
25189,9
4
Расходы на семеноводство
586,2
1568,6
1568,8
3723,4
5
Лесоустройство
6
Отвод и таксация лесосек
Итого
15654,9
34001,9
73394,5
86229,1
95414.0
93914,2
88092,7
92447,3
92447,3
92447,3
764043,2
Расходы на осуществление полномочий в области лесных отношений, в том числе на производство лесозащитных работ осуществляются в соответствии с бюджетными проектировками на очередной финансовый год.
Значения показателя доходности использования лесов, рассчитываемого как отношение прогнозируемых доходов бюджетной системы Российской Федерации к расходам на осуществление мероприятий лесного плана, приведены в таблице 3.6.
Таблица 3.6

Доходность использования лесов Челябинской области в 2008-2017 гг.

Годы
2008
2009
2010
2011
2017
Показатель доходности использования лесов
0,62
0,78
0,79
0,83
1,11