Утративший силу
Постановление Правительства РФ от 22 февраля 2000 г. N 144 "Об утверждении Концепции модернизации и развития Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации"
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить разработанную Министерством обороны Российской Федерации, Федеральной службой воздушного транспорта России, Министерством экономики Российской Федерации, Российским авиационно-космическим агентством и Российским агентством по системам управления с участием Межгосударственного авиационного комитета Концепцию модернизации и развития Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (прилагается).
2. Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной службе воздушного транспорта России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в 3-месячный срок разработать и утвердить мероприятия по модернизации и развитию Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации в соответствии с Концепцией, утвержденной настоящим постановлением.
Председатель ПравительстваРоссийской Федерации | В.Путин |
Концепция
модернизации и развития Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации
(утв. постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2000 г. N 144)
I. Общие положения
1. Единая система организации воздушного движения Российской Федерации (далее именуется - Единая система) является одним из важнейших компонентов обеспечения национальной безопасности государства.
В настоящее время функционирование Единой системы осложняется рядом серьезных проблем. Несмотря на резкий спад объема авиаперевозок и интенсивности полетов уровень безопасности воздушного движения остается ниже рекомендованного Международной организацией гражданской авиации (ИКАО). Основной причиной сложившейся ситуации является значительный износ технической базы Единой системы. Поддержание и развитие этой базы сдерживается в связи с тяжелым экономическим положением в стране.
2. Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на развитие Единой системы в ближайшем будущем и в отдаленной перспективе. Она направлена на повышение эффективности функционирования Единой системы, создание условий для ее динамичного развития, а также обеспечение совместимости с мировой авиационной инфраструктурой.
Настоящая Концепция опирается на Воздушный кодекс Российской Федерации, Концепцию государственной транспортной политики Российской Федерации и Концепцию реструктуризации и реформирования гражданской авиации Российской Федерации.
3. Развитие Единой системы в стратегическом плане основано на решениях ИКАО по переходу всех государств к организации воздушного движения с использованием спутниковых систем связи, навигации и наблюдения (далее именуется - концепция CNS/ATM ИКАО).
В краткосрочном (тактическом) плане в настоящей Концепции изложены вопросы, решение которых позволит устранить недостатки, существующие в настоящее время в работе Единой системы, и обеспечит переход к следующему этапу ее развития.
II. Основные направления функционирования и развития Единой системы
в области совершенствования структуры
Совершенствование структуры и взаимодействия гражданских
и военных органов в рамках Единой системы
4. В соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 1998 г. N 605 "О государственном регулировании и организации использования воздушного пространства Российской Федерации" Министерство обороны Российской Федерации осуществляет полное государственное регулирование использования воздушного пространства, а Федеральная служба воздушного транспорта России - государственное регулирование использования той части воздушного пространства, которая в установленном порядке определена для воздушных трасс (внутренних и международных), местных воздушных линий, районов авиационных работ, гражданских аэродромов и аэропортов.
5. Регулирование и организация использования воздушного пространства Российской Федерации возложены на Единую систему, состоящую из военной и гражданской подсистем. Структура и функции руководящих и оперативных органов Единой системы определены Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1084.
6. Координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти и организаций в области организации использования воздушного пространства, а также функционирования, финансирования, модернизации и развития Единой системы осуществляет Межведомственная комиссия по использованию воздушного пространства Российской Федерации, образуемая Правительством Российской Федерации.
7. Руководство и контроль за деятельностью оперативных органов военной подсистемы осуществляет Управление по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением Министерства обороны Российской Федерации. Оперативными органами военной подсистемы являются войсковые части (военные секторы центров Единой системы), подчиненные этому Управлению в специальном отношении.
8. Руководство и контроль за деятельностью оперативных органов гражданской подсистемы осуществляет Управление государственного регулирования организации воздушного движения Федеральной службы воздушного транспорта России.
Функции оперативных органов гражданской подсистемы осуществляют организации аэронавигационного обслуживания, являющиеся дочерними предприятиями федерального унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации".
9. В соответствии с полномочиями по государственному регулированию, предоставленными Воздушным кодексом Российской Федерации, военные органы Единой системы планируют использование воздушного пространства и обеспечивают разрешительный порядок его использования во взаимодействии с гражданскими органами Единой системы. Указания военных органов Единой системы по вопросам разрешения (запрета) использования воздушного пространства являются обязательными для гражданских органов.
10. Единая система, действующая в настоящее время на основе совмещения гражданской и военной подсистем, имеет ряд недостатков, в том числе:
несовершенство административного руководства Единой системой и ее оперативными органами;
несовершенство координации деятельности оперативных военных и гражданских органов Единой системы;
несовершенство организации проведения единой технической политики при создании и эксплуатации техники для решения задач Единой системы;
несовершенство материально-технического обеспечения Единой системы;
несовершенство организационно-мобилизационного и технического планирования по переводу центров Единой системы с мирного на военное положение;
необходимость организационно-штатной перестройки Единой системы при переходе с мирного на военное положение.
11. В целях устранения указанных недостатков требуется совершенствование структуры Единой системы и улучшение взаимодействия ее гражданской и военной подсистем. Целесообразные пути поэтапного перехода от существующей совмещенной структуры Единой системы к единой структуре ее органов должны быть определены в процессе проведения научных исследований.
12. На первом этапе для повышения уровня взаимодействия гражданских и военных органов Единой системы необходимо:
а) руководящим органам Единой системы:
совместно разрабатывать, согласовывать, утверждать и применять нормативные правовые акты по государственному регулированию и организации использования воздушного пространства;
совместно контролировать использование и совершенствование технической базы гражданских и военных органов Единой системы;
повышать уровень координации и взаимодействия с пользователями воздушного пространства;
б) оперативным органам Единой системы:
обеспечивать гражданские и военные органы Единой системы унифицированной и идентичной информацией о воздушной обстановке, планах полетов, местоположении воздушных судов и другой деятельности по использованию воздушного пространства;
обеспечивать автоматический обмен информацией об операциях, выполняемых диспетчерским составом;
обеспечивать прямую, устойчивую и надежную речевую связь между гражданскими и военными диспетчерами.
13. На последующих этапах Министерством обороны Российской Федерации и Федеральной службой воздушного транспорта России совместно с организациями промышленности должна быть выработана единая техническая политика и определены пути объединения экономических возможностей различных федеральных органов исполнительной власти для поддержания и развития Единой системы. Следует всесторонне рассмотреть пути совершенствования структуры Единой системы с учетом национальной безопасности, обеспечения безопасности полетов и экономической эффективности. Должны быть разработаны предложения по совершенствованию организационной, технической и информационной деятельности гражданских и военных органов Единой системы.
Завершение перехода гражданской подсистемы
на новую организационную структуру
14. При переходе воздушного транспорта на новые экономические отношения в структуре управления гражданской авиацией произошли существенные изменения. Наряду с государственными появились негосударственные предприятия и организации. Их создание носило стихийный характер. В результате некоторые службы по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением, а также базы эксплуатации радиотехнического оборудования и связи оказались в составе вновь образованных предприятий, а некоторые сохранились в составе старых государственных структур. В результате управление гражданской частью Единой системы в настоящее время осуществляют организации с дублирующими функциями и обязанностями и с различным пониманием приоритетов при выполнении основных задач.
15. Для обеспечения целостности Единой системы и рациональной организации использования воздушного пространства на всей территории Российской Федерации необходимо создать управленческую структуру гражданской подсистемы, которая позволит обеспечить:
а) единую ответственность за организацию и безопасность воздушного движения;
б) централизацию использования воздушного пространства на основе государственной системы приоритетов;
в) равные права всех пользователей воздушного пространства;
г) комплексное использование технической базы гражданской и военной подсистем;
д) эффективное взаимодействие участников процесса управления;
е) приоритет интересов гражданской подсистемы в целом над экономическими интересами отдельных организаций по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением;