69. Выдача сертификатов производится в установленном порядке Федеральной службой воздушного транспорта России или Межгосударственным авиационным комитетом.
70. Выдача лицензий на деятельность, подлежащую лицензированию, осуществляется Федеральной службой воздушного транспорта России.
71. Технические средства и комплексы двойного назначения подлежат сертификации в соответствии с федеральными авиационными правилами.
72. Начиная с 2003 года сертификация воздушных судов при отсутствии в составе их бортового оборудования аппаратуры потребителей спутниковых систем навигации производиться не будет.
VI. Основные направления функционирования и развития Единой
системы в области взаимодействия с зарубежными
системами организации воздушного движения
Интеграция Единой системы
в Европейскую аэронавигационную систему
73. Для создания благоприятных условий для полетов всех пользователей в воздушном пространстве Российской Федерации в Единую систему должны быть внедрены стандарты и рекомендации ИКАО. При этом необходимо сохранить те действующие в Российской Федерации в настоящее время стандарты и рекомендации, которые превосходят по своим требованиям стандарты и рекомендации ИКАО.
74. Учитывая, что воздушное пространство Российской Федерации входит в Европейский регион ИКАО, Единая система должна строиться с учетом развития аэронавигационной системы этого региона. Необходимо учитывать и требования ИКАО по стратегическому развитию системы планирования организации воздушного движения в восточной части Европейского региона ИКАО.
75. При интеграции Единой системы в Европейскую аэронавигационную систему необходимо учитывать два аспекта:
а) Единая система обеспечивает организацию воздушного движения в воздушном пространстве Российской Федерации и прилегающем к нему воздушном пространстве над открытым морем, где организация воздушного движения возложена на Российскую Федерацию, в соответствии с требованиями Европейской аэронавигационной системы;
б) полеты воздушных судов российских авиакомпаний в воздушном пространстве других государств Европейского региона ИКАО выполняются в соответствии с требованиями Европейской аэронавигационной системы.
76. В ближайший период интеграцию Единой системы в Европейскую аэронавигационную систему следует осуществлять по следующим основным направлениям:
а) сопряжение воздушных трасс Российской Федерации с сетью маршрутов, составляемых международной группой по разработке транзитных международных маршрутов в восточной части Европейского региона ИКАО;
б) реализация в Российской Федерации основных положений Европейского аэронавигационного плана, предусматривающих создание двух центральных исполнительных органов и банков данных соответственно для западной и восточной частей Европейского региона ИКАО;
в) введение в Российской Федерации классификации ИКАО для элементов воздушного пространства и назначение в приграничном воздушном пространстве Российской Федерации классов, соответствующих классам приграничного воздушного пространства государств Европейского региона ИКАО. Исходя из данной классификации устанавливается уровень обслуживания воздушного движения в различных классах воздушного пространства и необходимые комплексы технических средств.
77. Оснащение воздушных судов российских авиакомпаний бортовым оборудованием должно осуществляться с учетом принятых Европейской комиссией гражданской авиации и одобренных ИКАО рекомендаций, определяющих требования к бортовому оборудованию.
78. Учитывая, что основным органом, определяющим политику и направления развития Европейской системы организации воздушного движения в государствах Европы, является Европейская организация по авиационной безопасности "Евроконтроль", необходимо разработать и подписать специальное соглашение по взаимодействию между Федеральной службой воздушного транспорта России и указанной организацией.
Гармонизация Единой системы с системами организации
воздушного движения государств - участников СНГ
79. Образование национальных систем организации воздушного движения в государствах - участниках СНГ потребовало создания нового механизма, обеспечивающего техническое и информационное взаимодействие этих систем друг с другом, а также с аналогичными системами других государств.
80. Единственным путем повышения эффективности и качества функционирования систем организации воздушного движения государств - участников СНГ является скоординированная политика в области модернизации действующего оборудования управления воздушным движением, а также внедрения спутниковых технологий и автоматизации процессов планирования использования воздушного пространства и управления воздушным движением.
81. Системы организации воздушного движения государств - участников СНГ имеют разный уровень оснащенности и разнотипные технические средства, поэтому координацию работ по гармонизации этих систем следует проводить в рамках Концепции согласованной политики авиационных администраций государств Содружества в области модернизации национальных систем организации воздушного движения, принятой в 1996 году на первой сессии Совета по авиации и использованию воздушного пространства, образованного в декабре 1991 г. в соответствии с межправительственным Соглашением о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства.
Основными направлениями реализации такой политики являются:
а) согласованный подход к пониманию проблем модернизации, а также содержанию предстоящих работ;
б) согласованный подход к содержанию национальных программ модернизации систем организации воздушного движения;
в) координация проектов национальных программ с учетом общих интересов в области использования воздушного пространства и управления воздушным движением;
г) проведение координационной комиссией по аэронавигации Межгосударственного авиационного комитета совместной экспертизы проектов и планов модернизации национальных систем организации воздушного движения.
82. Основными принципами, которыми следует руководствоваться при решении вопросов гармонизации систем организации воздушного движения государств - участников СНГ, являются:
а) эволюционное развитие систем организации воздушного движения с максимальным использованием существующих средств навигации, посадки, связи и наблюдения, включая технические средства двойного назначения;
б) соответствие систем организации воздушного движения требованиям ИКАО;
в) соответствие систем организации воздушного движения специальным военным требованиям;
г) максимальное применение оборудования, производимого предприятиями государств - участников СНГ, при решении задач модернизации систем организации воздушного движения;
д) адаптация применяемого зарубежного оборудования к технологии работы диспетчерского состава и к технологии планирования использования воздушного пространства, принятым в государствах - участниках СНГ;
е) сопряжение применяемого зарубежного оборудования с оборудованием, производимым предприятиями государств - участников СНГ.
VII. Основные направления функционирования и развития Единой
системы в области исследований и разработок
83. Внедрение перспективной концепции системы организации воздушного движения CNS/ATM ИКАО требует больших материальных затрат. Создание даже сравнительно небольшого фрагмента такой системы является сложнейшей технической проблемой, для решения которой необходимо провести комплекс исследований и разработок с привлечением ведущих фирм иностранных государств. Без проведения соответствующих научных исследований внедрение концепции CNS/ATM ИКАО в Российской Федерации нереально. Проведение указанных исследований и разработок требует наличия современных комплексов математического и полунатурного моделирования процессов организации воздушного движения. Имеющаяся в настоящее время экспериментальная база для проведения комплексных исследований устарела, и средств для ее модернизации нет.
84. В качестве первого шага для внедрения концепции CNS/АТМ ИКАО в Российской Федерации необходимо разработать национальную программу исследований и разработок в области модернизации и развития Единой системы, а также установить приоритеты в реализации проектов этой программы и обеспечить их конкурсное выполнение. Эта программа станет приложением к скорректированной и утвержденной Правительством Российской Федерации первой части Федеральной программы.
85. Совершенствование организационно-функциональной структуры Единой системы в условиях развивающейся рыночной экономики является наиболее приоритетной проблемой. Работа по решению этой проблемы должна стать первоочередной при реализации национальной программы исследований и разработок в области модернизации и развития Единой системы. Ее выполнение необходимо обеспечить силами ведущих научных организаций Федеральной службы воздушного транспорта России и Министерства обороны Российской Федерации.