3. Обязательное применение с 1 января 2012 г. поквартирного учета тепловой энергии, горячей и холодной воды и электроэнергии.
4. Применение систем освещения общедомовых помещений, использующих энергосберегающие лампы, оснащенных датчиками движения и освещенности, а также систем компенсации реактивной мощности.
5. Применение авторегулируемой вытяжной вентиляции с механическим побуждением и естественным притоком через вентиляционные клапаны в наружных ограждающих конструкциях.
6. Рекуперация и утилизация тепла вентиляционных выбросов, в том числе с помощью теплонасосных систем теплоснабжения.
7. Использование нетрадиционных возобновляемых источников энергии и вторичных энергетических ресурсов.
8. Применение технических решений по повышению теплотехнической однородности наружных ограждающих конструкций, в том числе за счет повышения герметичности межпанельных швов.
9. Применение технических решений по снижению затрат энергии в системах горячего водоснабжения, в том числе в системах циркуляции горячей воды, а также при наличии технической возможности, рекуперация и утилизация низкопотенциального тепла канализационных стоков.
──────────────────────────────
*) При капитальном ремонте жилых и общественных зданий обязательными являются только мероприятия 2, 3, 4, 8 и 9, а мероприятия 1, 5, 6 и 7 выполняются только при наличии технической возможности их реализации без отселения жителей и без реконструкции здания.
6. Обоснование источников и объемов финансового обеспечения Программы
Источниками финансирования мероприятий Программы являются средства бюджета города Москвы.
Объем финансовых средств бюджета города Москвы, необходимых для реализации Программы, представлен в таблице 6-1.
Таблица 6-1
Объемы финансирования мероприятий Программы
Мероприятия (коды бюджетной классификации расходов) | Объемы финансирования за счет бюджета города Москвы, в том числе по отдельным разделам и статьям расходов по годам, млн. руб. | |||||
2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | Всего за период 2010 - 2014 гг. | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы | ||||||
Мероприятия по созданию системы научно-технического обеспечения энергосберегающего домостроения и организация научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, направленных на создание энергоэффективных материалов, конструкций, технологий и оборудования. Государственный заказчик - Департамент науки и промышленной политики города Москвы | 125 | 220 | 245 | 153 | 94 | 837 |
Капитальные вложения | ||||||
Мероприятия по повышению энергетической эффективности продукции массового строительства. Государственный заказчик - Департамент городского заказа капитального строительства города Москвы, Департамент городского строительства города Москвы | Финансирование мероприятий осуществляется за счет средств Адресной инвестиционной программы | |||||
Мероприятия по модернизации нормативно-технической документации и системы сертификации, включая создание системы энергосберегающих стандартов в строительном комплексе.Государственные заказчики: | ||||||
- Департамент дорожно-мостового и инженерного строительства города Москвы; | 15 | 30 | 35 | 10 | 9 | 99 |
- Департамент городского строительства города Москвы. | 30 | 62 | 70 | 22 | 18 | 202 |
Мероприятия по созданию системы стимулирования внедрения в городское строительство новых энергоэффективных материалов, конструкций, технологий и оборудования.Государственные заказчики: | ||||||
- Департамент дорожно-мостового и инженерного строительства города Москвы; | 21 | 30 | 24 | 18 | 18 | 121 |
- Департамент городского строительства города Москвы. | 42 | 59 | 48 | 37 | 37 | 213 |
Мероприятия по развитию экспериментального проектирования и строительства. Государственный заказчик - Департамент городского строительства города Москвы | 30 | 224 | 256 | 160 | 50 | 720 |
Итого: | 263 | 625 | 678 | 400 | 226 | 2192 |
Указанные в таблице 6-1 объемы финансирования мероприятий Программы корректируются и уточняются при формировании бюджета города Москвы и Адресной инвестиционной программы города Москвы на соответствующий год.
Таблица 6-2
Объем финансирования за счет внебюджетных источников
Объем средств, привлекаемых для реализации Программы из внебюджетных источников 36 380 млн. рублей, в том числе по годам реализации
Мероприятия Программы | Объемы финансирования из внебюджетных источников, млн. руб. | ||||||
2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | Всего за период 2010 - 2014 гг. | Всего за период 2015 - 2020 гг. | |
Объем внебюджетных средств, привлеченных для реализации мероприятия по повышению энергетической эффективности продукции массового строительства., млн. руб. | 340 | 1210 | 2430 | 4050 | 4050 | 12080 | 24300 |
Итого: | 340 | 1210 | 2430 | 4050 | 4050 | 12080 | 24300 |
Реализация всех мероприятий должна происходить на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Стартовые условия проведения конкурсов должны быть определены на основании соответствующих расчетов по трудозатратам на реализацию мероприятий и утверждены Департаментом экономической политики и развития города Москвы.
Показатели энергетической эффективности Программы
Годовая экономия тепловой энергии по Программе нарастающим итогом, тыс. МВтч/год | 4,4 | 138,9 | 533,5 | 1342,2 | 2404,3 | 4423,3 | |
Снижение тепловой нагрузки построенных зданий - годовая экономия тепловой мощности теплогенерирующего оборудования и тепловых сетей (нарастающим итогом), МВт | 8,1 | 94,4 | 299,5 | 691,7 | 1083,8 | 1083,8 | |
Снижение электрической нагрузки построенных зданий - годовая экономия электрической мощности электрогенерирующего оборудования и электрических сетей (нарастающим итогом), МВт | 4,1 | 37,2 | 114,5 | 260,2 | 405,9 | 405,9 | |
Годовая экономия тепловой энергии по Программе нарастающим итогом, тыс. МВтч/год | 4,4 | 138,9 | 533,5 | 1342,2 | 2404,3 | 4423,3 |
7. Оценка внешних факторов и сценарии возможного хода реализации Программы
7.1. Оценка внешних факторов, которые могут влиять на достижение поставленных целей
Среди внешних факторов, которые могут оказать влияние на достижение поставленной в Программе цели необходимо выделить следующие:
1. Изменение мировых цен на энергоресурсы.
Изменение мировых цен на энергоресурсы будет оказывать влияние на темпы реализации Программы Наши внутренние цены и тарифы на энергоресурсы значительно ниже мировых. Они будут расти вне зависимости от изменений цен на мировом рынке. При этом ожидаемое с 2010 года оживление мировой экономики и, соответственно, рост цен на энергоресурсы будут содействовать реализации Программы и положительно скажутся на ее экономической эффективности как для города, так и для потребителей энергоресурсов и населения. В качестве примера можно привести ситуацию 2000 года. Тариф на горячую воду для населения в Москве в 2000 году составлял 23 рубля с человека в месяц. В 2008 году этот тариф составлял уже 260 рублей с человека в месяц. Соответственно эффективность энергосберегающих мероприятий выросла больше, чем в 11 раз, а себестоимость этих мероприятий всего в 1,5 - 2 раза.
2. Ухудшающаяся экология окружающей среды в городе. Этот фактор будет только стимулировать внимание к проблемам энергосбережения и будет актуализировать проблемы, решаемые настоящей Программой, в особенности проблемы, связанные с интеграцией в городской энергетический баланс нетрадиционных возобновляемых источников энергии и вторичных энергоресурсов.
3. Конфликт федеральных и московских городских строительных норм (МГСН).
В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" МГСН не могут существовать в сегодняшнем виде и фактически имеют сегодня лишь рекомендательный характер. Поэтому необходимо разрабатывать систему нормативов по энергосбережению с учетом этого обстоятельства.
4. Мировой финансовый кризис.
С одной стороны кризис усложнит привлечение внебюджетных инвестиций в энергосбережение, а, с другой стороны, будет стимулировать активное включение потребителей и населения в проблему экономии энергии.
Таким образом, несмотря на мировой финансовый кризис, внешние факторы будут благоприятны для реализации Программы и не угрожают ее выполнению.
7.2. Сценарии возможного хода реализации Программы
Конкретные значения достигнутых при реализации Программы целевых индикаторов и показателей зависят от характера действия внешних факторов и эффективности управления ее реализацией, а также от степени исполнения принятых в Программе стратегии энергосберегающего домостроения и программных мероприятий.
Стратегия реализации политики энергосберегающего домостроения на 2010-2014 гг. предполагает возможность выполнения Программы по трем основным сценариям.
Пессимистический сценарий характеризуется неудачей в разработке нормативно-правовой базы механизмов рыночного стимулирования внедрения в городское строительство новых энергоэффективных материалов, конструкций, технологий и оборудования, а также недостаточной пропагандой энергосбережения. При этом вряд ли удастся привлечь внебюджетные инвестиции и средства населения в Программу и программные цели будут реализованы на 30-40%.
Оптимистический сценарий соответствует наиболее благоприятным условиям выполнения программных мероприятий при включении бизнес-механизмов в энергосбережении, привлечении средств инвесторов, а также координации с городскими целевыми программами, направленными на снижение потерь ресурсов в городском хозяйстве и жилищном фонде города, прежде всего с городской целевой программой "Энергосбережение в городе Москве на 2009-2011 гг. и на перспективу до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Москвы от 28.10.2008 N 1012-ПП, базовый реалистический сценарий рассматривается в качестве наиболее вероятного и характеризуется усредненными условиями выполнения программных мероприятий. При этом с высокой вероятностью будут достигнуты заложенные в Программу показатели экономии тепловой и электрической энергии.
Общие показатели экономии топливно-энергетических ресурсов по годам реализации Программы, которые подтверждены конкретными энергосберегающими мероприятиями во всех отраслях городского хозяйства, приведены в таблице 7-1, а в таблице 7-2- итоговые показатели базового сценария Программы.
Таблица 7-1
Показатели базового сценария Программы
Показатели | 2010 г. | 2011г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | Всего за период 2010- 2014 гг. | Всего за период 2010- 2020 гг. |
Годовая экономия тепловой энергии по Программе нарастающим итогом, тыс. МВтч/год | 4,4 | 138,9 | 533,5 | 1342,2 | 2404,3 | 4423,3 | 14692,8 |
Снижение тепловой нагрузки построенных зданий - годовая экономия тепловой мощности теплогенерирующего оборудования и тепловых сетей (нарастающим итогом), МВт | 8,1 | 94,4 | 299,5 | 691,7 | 1083,8 | 1083,8 | 3479,8 |
Снижение электрической нагрузки построенных зданий - годовая экономия электрической мощности электрогенерирующего оборудования и электрических сетей (нарастающим итогом), МВт | 4,1 | 37,2 | 114,5 | 260,2 | 405,9 | 405,9 | 1251,4 |
Таблица 7-2
Итоговые показатели базового сценария Программы
Показатели | 2010-2014 гг. | 2010-2020 гг. |
Суммарная экономия тепловой энергии, тыс. МВтч. | 4423,3 | 14692,8 |
Снижение тепловой нагрузки зданий, МВт. | 1083,8 | 3479,8 |
Снижение электрической нагрузки зданий, МВт. | 405,9 | 1251,4 |
Суммарная экономия природного газа, млн. куб.м | 442,3 | 1469,3 |
Суммарное сокращение выбросов в атмосферу диоксида углерода и других вредных веществ, тыс. т. | 884,7 | 2938,6 |
Ожидаемая экономия капвложений в инфраструктуру города, млрд. руб., в том числе: | 38,9 | 122,4 |
экономия капвложений в теплогенерирующие мощности и сети; | 18,6 | 59,9 |
экономия капвложений в электрогенерирующие мощности и сети; | 20,3 | 62,6 |
Ожидаемый экономический эффект от экономии энергии у потребителей, млрд. руб. | 4,4 | 14,7 |
Стоимость сэкономленных квот на выбросы СО2, млрд. руб. | 0,3 | 1,0 |
Реализация базового варианта энергосбережения позволяет в полной мере обеспечить выполнение основных направлений социально-экономического развития города Москвы при существенной экономии топливно-энергетических ресурсов. Тем самым, приведенная в таблице 7-2 экономия природного газа направляется на обеспечение дальнейшего развития экономики города. Представленные показатели сокращения выбросов СО2 и других вредных выбросов в атмосферу рассчитаны исходя из количества топлива, от которого город может отказаться в результате проведения мероприятий Программы.
8. Механизм управления Программой
В соответствии с Законом города Москвы от 05.07.2006 N 35 "Об энергосбережении в городе Москве" основой проведения городской государственной политики в области энергосбережения является Городская целевая программа "Энергосбережение в городе Москве на 2009-2011 гг. и на перспективу до 2020 года", утвержденная постановлением Правительства Москвы от 28.10.2008 N 1012-ПП.
Городская программа "Энергосберегающее домостроение в городе Москве на 2010-2014 гг. и на перспективу до 2020 года" фактически является отраслевым структурным элементом Городской целевой программы в области энергосбережения, детализирующим и развивающим мероприятия раздела "Энергосбережение в строительном комплексе".