Постановление Правительства Москвы от 9 июня 2009 г. N 536-ПП "О Городской программе "Энергосберегающее домостроение в городе Москве на 2010-2014 гг. и на перспективу до 2020 года" стр. 7

3. Обязательное применение с 1 января 2012 г. поквартирного учета тепловой энергии, горячей и холодной воды и электроэнергии.
4. Применение систем освещения общедомовых помещений, использующих энергосберегающие лампы, оснащенных датчиками движения и освещенности, а также систем компенсации реактивной мощности.
5. Применение авторегулируемой вытяжной вентиляции с механическим побуждением и естественным притоком через вентиляционные клапаны в наружных ограждающих конструкциях.
6. Рекуперация и утилизация тепла вентиляционных выбросов, в том числе с помощью теплонасосных систем теплоснабжения.
7. Использование нетрадиционных возобновляемых источников энергии и вторичных энергетических ресурсов.
8. Применение технических решений по повышению теплотехнической однородности наружных ограждающих конструкций, в том числе за счет повышения герметичности межпанельных швов.
9. Применение технических решений по снижению затрат энергии в системах горячего водоснабжения, в том числе в системах циркуляции горячей воды, а также при наличии технической возможности, рекуперация и утилизация низкопотенциального тепла канализационных стоков.
──────────────────────────────
*) При капитальном ремонте жилых и общественных зданий обязательными являются только мероприятия 2, 3, 4, 8 и 9, а мероприятия 1, 5, 6 и 7 выполняются только при наличии технической возможности их реализации без отселения жителей и без реконструкции здания.

6. Обоснование источников и объемов финансового обеспечения Программы

Источниками финансирования мероприятий Программы являются средства бюджета города Москвы.
Объем финансовых средств бюджета города Москвы, необходимых для реализации Программы, представлен в таблице 6-1.
Таблица 6-1

Объемы финансирования мероприятий Программы

Мероприятия
(коды бюджетной классификации расходов)
Объемы финансирования за счет бюджета города Москвы, в том числе по отдельным разделам и статьям расходов по годам, млн. руб.
2010 г.
2011 г.
2012 г.
2013 г.
2014 г.
Всего за период 2010 - 2014 гг.
1
2
3
4
5
6
7
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы
Мероприятия по созданию системы научно-технического обеспечения энергосберегающего домостроения и организация научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, направленных на создание энергоэффективных материалов, конструкций, технологий и оборудования. Государственный заказчик - Департамент науки и промышленной политики города Москвы
125
220
245
153
94
837
Капитальные вложения
Мероприятия по повышению энергетической эффективности продукции массового строительства. Государственный заказчик - Департамент городского заказа капитального строительства города Москвы, Департамент городского строительства города Москвы
Финансирование мероприятий осуществляется за счет средств Адресной инвестиционной программы
Мероприятия по модернизации нормативно-технической документации и системы сертификации, включая создание системы энергосберегающих стандартов в строительном комплексе.Государственные заказчики:
- Департамент дорожно-мостового и инженерного строительства города Москвы;
15
30
35
10
9
99
- Департамент городского строительства города Москвы.
30
62
70
22
18
202
Мероприятия по созданию системы стимулирования внедрения в городское строительство новых энергоэффективных материалов, конструкций, технологий и оборудования.Государственные заказчики:
- Департамент дорожно-мостового и инженерного строительства города Москвы;
21
30
24
18
18
121
- Департамент городского строительства города Москвы.
42
59
48
37
37
213
Мероприятия по развитию экспериментального проектирования и строительства. Государственный заказчик - Департамент городского строительства города Москвы
30
224
256
160
50
720
Итого:
263
625
678
400
226
2192
Указанные в таблице 6-1 объемы финансирования мероприятий Программы корректируются и уточняются при формировании бюджета города Москвы и Адресной инвестиционной программы города Москвы на соответствующий год.
Таблица 6-2

Объем финансирования за счет внебюджетных источников

Объем средств, привлекаемых для реализации Программы из внебюджетных источников 36 380 млн. рублей, в том числе по годам реализации
Мероприятия Программы
Объемы финансирования из внебюджетных источников, млн. руб.
2010 г.
2011 г.
2012 г.
2013 г.
2014 г.
Всего за период 2010 - 2014 гг.
Всего за период 2015 - 2020 гг.
Объем внебюджетных средств, привлеченных для реализации мероприятия по повышению энергетической эффективности продукции массового строительства., млн. руб.
340
1210
2430
4050
4050
12080
24300
Итого:
340
1210
2430
4050
4050
12080
24300
Реализация всех мероприятий должна происходить на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Стартовые условия проведения конкурсов должны быть определены на основании соответствующих расчетов по трудозатратам на реализацию мероприятий и утверждены Департаментом экономической политики и развития города Москвы.

Показатели энергетической эффективности Программы

Годовая экономия тепловой энергии по Программе нарастающим итогом, тыс. МВтч/год
4,4
138,9
533,5
1342,2
2404,3
4423,3
Снижение тепловой нагрузки построенных зданий - годовая экономия тепловой мощности теплогенерирующего оборудования и тепловых сетей (нарастающим итогом), МВт
8,1
94,4
299,5
691,7
1083,8
1083,8
Снижение электрической нагрузки построенных зданий - годовая экономия электрической мощности электрогенерирующего оборудования и электрических сетей (нарастающим итогом), МВт
4,1
37,2
114,5
260,2
405,9
405,9
Годовая экономия тепловой энергии по Программе нарастающим итогом, тыс. МВтч/год
4,4
138,9
533,5
1342,2
2404,3
4423,3

7. Оценка внешних факторов и сценарии возможного хода реализации Программы

7.1. Оценка внешних факторов, которые могут влиять на достижение поставленных целей

Среди внешних факторов, которые могут оказать влияние на достижение поставленной в Программе цели необходимо выделить следующие:
1. Изменение мировых цен на энергоресурсы.
Изменение мировых цен на энергоресурсы будет оказывать влияние на темпы реализации Программы Наши внутренние цены и тарифы на энергоресурсы значительно ниже мировых. Они будут расти вне зависимости от изменений цен на мировом рынке. При этом ожидаемое с 2010 года оживление мировой экономики и, соответственно, рост цен на энергоресурсы будут содействовать реализации Программы и положительно скажутся на ее экономической эффективности как для города, так и для потребителей энергоресурсов и населения. В качестве примера можно привести ситуацию 2000 года. Тариф на горячую воду для населения в Москве в 2000 году составлял 23 рубля с человека в месяц. В 2008 году этот тариф составлял уже 260 рублей с человека в месяц. Соответственно эффективность энергосберегающих мероприятий выросла больше, чем в 11 раз, а себестоимость этих мероприятий всего в 1,5 - 2 раза.
2. Ухудшающаяся экология окружающей среды в городе. Этот фактор будет только стимулировать внимание к проблемам энергосбережения и будет актуализировать проблемы, решаемые настоящей Программой, в особенности проблемы, связанные с интеграцией в городской энергетический баланс нетрадиционных возобновляемых источников энергии и вторичных энергоресурсов.
3. Конфликт федеральных и московских городских строительных норм (МГСН).
В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" МГСН не могут существовать в сегодняшнем виде и фактически имеют сегодня лишь рекомендательный характер. Поэтому необходимо разрабатывать систему нормативов по энергосбережению с учетом этого обстоятельства.
4. Мировой финансовый кризис.
С одной стороны кризис усложнит привлечение внебюджетных инвестиций в энергосбережение, а, с другой стороны, будет стимулировать активное включение потребителей и населения в проблему экономии энергии.
Таким образом, несмотря на мировой финансовый кризис, внешние факторы будут благоприятны для реализации Программы и не угрожают ее выполнению.

7.2. Сценарии возможного хода реализации Программы

Конкретные значения достигнутых при реализации Программы целевых индикаторов и показателей зависят от характера действия внешних факторов и эффективности управления ее реализацией, а также от степени исполнения принятых в Программе стратегии энергосберегающего домостроения и программных мероприятий.
Стратегия реализации политики энергосберегающего домостроения на 2010-2014 гг. предполагает возможность выполнения Программы по трем основным сценариям.
Пессимистический сценарий характеризуется неудачей в разработке нормативно-правовой базы механизмов рыночного стимулирования внедрения в городское строительство новых энергоэффективных материалов, конструкций, технологий и оборудования, а также недостаточной пропагандой энергосбережения. При этом вряд ли удастся привлечь внебюджетные инвестиции и средства населения в Программу и программные цели будут реализованы на 30-40%.
Оптимистический сценарий соответствует наиболее благоприятным условиям выполнения программных мероприятий при включении бизнес-механизмов в энергосбережении, привлечении средств инвесторов, а также координации с городскими целевыми программами, направленными на снижение потерь ресурсов в городском хозяйстве и жилищном фонде города, прежде всего с городской целевой программой "Энергосбережение в городе Москве на 2009-2011 гг. и на перспективу до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Москвы от 28.10.2008 N 1012-ПП, базовый реалистический сценарий рассматривается в качестве наиболее вероятного и характеризуется усредненными условиями выполнения программных мероприятий. При этом с высокой вероятностью будут достигнуты заложенные в Программу показатели экономии тепловой и электрической энергии.
Общие показатели экономии топливно-энергетических ресурсов по годам реализации Программы, которые подтверждены конкретными энергосберегающими мероприятиями во всех отраслях городского хозяйства, приведены в таблице 7-1, а в таблице 7-2- итоговые показатели базового сценария Программы.
Таблица 7-1

Показатели базового сценария Программы

Показатели
2010 г.
2011г.
2012 г.
2013 г.
2014 г.
Всего за период 2010- 2014 гг.
Всего за период 2010-
2020 гг.
Годовая экономия тепловой энергии по Программе нарастающим итогом, тыс. МВтч/год
4,4
138,9
533,5
1342,2
2404,3
4423,3
14692,8
Снижение тепловой нагрузки построенных зданий - годовая экономия тепловой мощности теплогенерирующего оборудования и тепловых сетей (нарастающим итогом), МВт
8,1
94,4
299,5
691,7
1083,8
1083,8
3479,8
Снижение электрической нагрузки построенных зданий - годовая экономия электрической мощности электрогенерирующего оборудования и электрических сетей (нарастающим итогом), МВт
4,1
37,2
114,5
260,2
405,9
405,9
1251,4
Таблица 7-2

Итоговые показатели базового сценария Программы

Показатели
2010-2014 гг.
2010-2020 гг.
Суммарная экономия тепловой энергии, тыс. МВтч.
4423,3
14692,8
Снижение тепловой нагрузки зданий, МВт.
1083,8
3479,8
Снижение электрической нагрузки зданий, МВт.
405,9
1251,4
Суммарная экономия природного газа, млн. куб.м
442,3
1469,3
Суммарное сокращение выбросов в атмосферу диоксида углерода и других вредных веществ, тыс. т.
884,7
2938,6
Ожидаемая экономия капвложений в инфраструктуру города, млрд. руб., в том числе:
38,9
122,4
экономия капвложений в теплогенерирующие мощности и сети;
18,6
59,9
экономия капвложений в электрогенерирующие мощности и сети;
20,3
62,6
Ожидаемый экономический эффект от экономии энергии у потребителей, млрд. руб.
4,4
14,7
Стоимость сэкономленных квот на выбросы СО2, млрд. руб.
0,3
1,0
Реализация базового варианта энергосбережения позволяет в полной мере обеспечить выполнение основных направлений социально-экономического развития города Москвы при существенной экономии топливно-энергетических ресурсов. Тем самым, приведенная в таблице 7-2 экономия природного газа направляется на обеспечение дальнейшего развития экономики города. Представленные показатели сокращения выбросов СО2 и других вредных выбросов в атмосферу рассчитаны исходя из количества топлива, от которого город может отказаться в результате проведения мероприятий Программы.

8. Механизм управления Программой

В соответствии с Законом города Москвы от 05.07.2006 N 35 "Об энергосбережении в городе Москве" основой проведения городской государственной политики в области энергосбережения является Городская целевая программа "Энергосбережение в городе Москве на 2009-2011 гг. и на перспективу до 2020 года", утвержденная постановлением Правительства Москвы от 28.10.2008 N 1012-ПП.
Городская программа "Энергосберегающее домостроение в городе Москве на 2010-2014 гг. и на перспективу до 2020 года" фактически является отраслевым структурным элементом Городской целевой программы в области энергосбережения, детализирующим и развивающим мероприятия раздела "Энергосбережение в строительном комплексе".