Решение Челябинской городской Думы четвёртого созыва от 26 ноября 2009 г. N 8/1 "О Стратегии развития города Челябинска до 2020 года" стр. 3

Негативное воздействие промышленности на экологию города вызывает необходимость поиска решений по использованию природной системы и отдельных компонентов природной среды для улучшения качества жизни горожан и обеспечения не только простого, но и расширенного воспроизводства численности населения, а также по созданию условий для привлечения высококвалифицированных специалистов на территорию.
Условия глобальной технологической и экономической конкуренции потребовали вести работу по поддержке предпринимательства в сфере инновационной деятельности, создавать инфраструктуру для её развития. В настоящее время инновационную инфраструктуру на территории города Челябинска составляют технопарк "ЮУрГУ-Полет" и бизнес-инкубатор Челябинской области, который был учрежден в 2007 году для начинающих предпринимателей.
Население города, сфера образования и отдыха
В 2007 году в городе Челябинске проживало 1092 тыс. жителей более ста национальностей, что составляет 31% всего населения области и 38% городского населения области. Трудовые ресурсы Челябинска составили 735,1 тыс. чел., в том числе во всех сферах народного хозяйства было занято 592,8 тыс. чел.
Денежные доходы в расчете на душу населения в месяц составили за 2007 год 18116 руб., прирост по отношению к прошлому году составил 28,7%. Среднемесячная начисленная заработная плата по полному кругу организаций составила 13418,8 руб. с ростом к прошлому году на 25,6%. Средний размер начисленных пенсий на конец года - 3758,05 руб. Величина прожиточного минимума в среднем за год составила 3410 руб., соотношение среднедушевых доходов и среднегодового прожиточного минимума - 5,3.
В Челябинске действовали 512 учреждений общего образования, в том числе 170 общеобразовательных и коррекционных школ, детских домов, интернатов, 304 дошкольных образовательных учреждения, 38 учреждений дополнительного образования, 14 музыкальных школ и школ искусств. Работали 23 учреждения среднего и 25 начального профессионального образования. В 28 высших учебных заведениях различных форм собственности обучались 148 тыс. студентов.
Челябинск является одним из лидеров России по числу студентов. Крупнейшими вузами города являются: Южно-Уральский государственный университет, Челябинский государственный университет, агроинженерный и педагогический университеты, Медицинская академия, Академия культуры и искусства, Академия физической культуры, Уральский социально-экономический институт, Челябинский институт Уральской академии государственной службы, в которых учатся 118,5 тыс. студентов.
Главным направлением деятельности отрасли здравоохранения является обеспечение необходимых объемов и доступности медицинской помощи населению. По состоянию на 2007 г. в городе функционировали 56 лечебно-профилактических учреждений, в том числе 49 муниципальных. В здравоохранении города работало 12463 чел., в том числе 4298 врачей, 8165 средних медицинских работников. За 2007 год в лечебно-профилактических учреждениях города пролечено 217 тыс. больных в круглосуточных стационарах, 48,8 тыс. чел. в дневных стационарах.
Городскими властями создаются все необходимые условия для развития физкультуры и спорта. В городе действует 1778 спортивных сооружений, в том числе 14 стадионов, 330 спортивных залов, 19 бассейнов, 12 водных станций, 27 лыжных баз. Более 26 тыс. детей занимаются в 46 спортивных школах на бесплатной основе. В течение года в городе проводится более 400 спортивных мероприятий.
К услугам горожан 8 театров, из которых 3 муниципальных. Культурный отдых и развитие человека обеспечивают также две филармонии, 4 музея, цирк, картинная галерея, органный зал, кинотеатры, клубы и библиотеки.
Жилищно-коммунальное хозяйство, инфраструктура транспорта и связи
Жилищный фонд города составил в 2007 году около 24 млн.кв.м. Городом потребляется 157 млн. куб. м. воды, 3817 млн. куб. м. газа, 10 млн. гкал теплоэнергии.
Состояние жилищного фонда удовлетворительное, капитальные ремонты объектов жилищно-коммунального хозяйства и строительно-дорожные работы осуществляются в соответствии с целевыми программами, обеспечена стабильная работа городского пассажирского транспорта. Однако для города актуальными остаются проблемы повышения уровня качества и сервиса обслуживания населения в системе ЖКХ.
В рамках реализации заданного Российской Федерацией приоритетного направления улучшения условий проживания населения, в городе начато выполнение масштабной программы капитального ремонта многоквартирных домов. В 2008 году капитально отремонтировано 1004 многоквартирных дома, в ходе ремонта проведена замена внутридомовых инженерных систем водо-, газо-, электро-, теплоснабжения и водоотведения, лифтового оборудования, улучшен облик зданий в ходе ремонта фасадов домов и т.д. В 2009 году будет выполнен ремонт 641 многоквартирного дома. Проведение капитальных ремонтов позволит значительно снизить уровень износа жилищного фонда и создать более комфортные условия проживания горожан.
Большое внимание уделяется энергообеспечению Челябинска. Среди проектов, реализованных в 2006 - 2007 годах, ввод нового энергоблока на ТЭЦ-3 мощностью 180 МВт и подстанции "Каширинская", позволяющей обеспечить дальнейшее развитие северо-западной части города. Введена в эксплуатацию тепломагистраль ТЭЦ-3 - Металлургический район (3,7 км), произведена замена турбины N 3 на Челябинской ГРЭС (мощность введенной турбины 12 МВт). ОАО "Челябэнерго" завершена реконструкция подстанции "Ленинская", являющейся основным источником электроэнергии промышленных предприятий и жилого сектора Ленинского района, предусмотрено строительство подстанции "Гранитная".
В целях дальнейшего развития систем коммунальной инфраструктуры в городе Челябинске в настоящее время действуют 4 инвестиционные программы организаций коммунального комплекса по развитию тепловых сетей и сетей водоснабжения и водоотведения:
1. Инвестиционная программа МУП "Производственное объединение водоснабжения и водоотведения" по развитию и модернизации объектов водоснабжения и водоотведения города Челябинска.
2. Инвестиционная программа ОАО "Территориальная генерирующая компания N 10" по развитию тепловых сетей в городе Челябинске.
3. Инвестиционная программа МУП "Производственное объединение водоснабжения и водоотведения" по развитию и модернизации объектов водоснабжения и водоотведения города Челябинска.
4. Инвестиционная программа ОАО "Челябкоммунэнерго" по модернизации котельных и тепловых сетей.
Город ведет масштабные работы по развитию инфраструктуры транспорта и связи. Используемые при строительстве и реконструкции дорог новейшие технологии позволяют добиться европейского качества. В целом развитие дорожно-транспортной сети города направлено на вынос транзитных и межрайонных грузовых потоков из жилой территории, увеличение пропускной способности автомагистралей, формирование необходимой сети магистралей непрерывного движения для отвлечения потоков из центральной части города, рациональной и эффективной организации движения транспорта.
Протяженность улично-дорожной сети Челябинска составляет 987 км. Из них с усовершенствованным покрытием, рассчитанным на движение современных транспортных средств - 766 км (77,6%).
Протяженность троллейбусных линий 214,3 км, трамвайных путей (в однопутном исчислении) - 150,2 км. Протяженность маршрутной сети автобусов - 2858,5 км. Ведется строительство метрополитена.
Челябинск является городом с развитой системой связи. В настоящее время ОАО "Уралсвязьинформ" оказывает услуги местной и внутризоновой телефонной связи, включая фиксированную и мобильную связь, услуги передачи данных, сети NGN, предоставляет Интернет-услуги и доступ телевизионного и радиовещания.
В городе работают 38 АТС общей емкостью 417,9 тыс. номеров. Установлено 385,2 тыс. телефонов, из них квартирных - 332,6 тыс. На тысячу жителей приходится 353 стационарных телефонных номеров (при норме 211). Междугородняя телефонная связь (цифровая АМТС типа EWSD) имеет 26440 каналов. Автоматизация междугородных направлений - 99,9 %. В городе работают 1357 городских таксофонов. Жителей Челябинска обслуживают 93 отделения почтовой связи.
Управление городом
Представительную власть Челябинска осуществляет городская Дума, состоящая из 37 депутатов, которые с 2009 года избираются сроком на 5 лет. Структурными подразделениями Думы являются постоянные комиссии. Челябинская городская Дума принимает решения по вопросам местного значения в соответствии с Федеральным Законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Уставом города Челябинска.
Исполнительно-распорядительную власть в Челябинске осуществляет Администрация города Челябинска. Высшее должностное лицо города - Глава города Челябинска. В 2005 г. он избирался жителями города путем равных и всеобщих выборов при тайном голосовании на срок 4 года, а с 2009 года срок его полномочий составляет 5 лет.
Администрация города включает в себя руководителей Администрации (Главу города и его заместителей), структурные подразделения аппарата (управления, отделы), отраслевые (управления, комитеты) и территориальные (администрации районов в городе) органы.

1.2. Развитие Челябинска и внешняя среда: возможности и угрозы, сценарии

Внешняя среда определяет требования к основным параметрам жизнедеятельности и направлениям развития любой социально-экономической системы. Именно соответствие города требованиям внешней среды, являющейся поставщиком необходимых для жизнедеятельности ресурсов и потребителем продукта жизнедеятельности города, определяет возможности его устойчивого развития или деградации. Внешнюю среду города можно рассматривать как трехуровневую систему:
- первый уровень - страны мирового сообщества;
- второй уровень - Российская Федерация и ее регионы;
- третий уровень - Челябинская область, составляющие ее города и районы.
Элементы перечисленных уровней внешней среды оказывают на возможности развития Челябинска как прямое, так и опосредованное, косвенное влияние. Воздействие может быть точечным, локальным, а может быть и глобальным. Факторы внешней среды могут оказывать влияние как автономно, так и комплексно, в самых различных комбинациях.
Разработка эффективной стратегии развития города во многом определяется качеством оценки параметров внешней среды и возможностью получения корректных прогнозных данных.
Для анализа внешней среды, построения сценариев ее развития и поиска привлекательных направлений развития социально-экономических систем традиционно используются PEST-анализ и SWOT-анализ.
Таблица 2
PEST-анализ (страны мирового сообщества)
Политика
Экономика
1. Политико-экономический кризис мирового лидера - США и попытки любыми средствами сохранить существующий статус-кво.2. Обострение противостояния и конфронтации стран по линиям "запад - восток" и "север - юг".3. Поддерживаемое извне стремление внутренних территорий и национальных анклавов различных стран к получению самостоятельности вплоть до государственного суверенитета.1. Глобализация экономики, развитие транснациональных корпораций, бюджет которых соизмерим с бюджетами ряда государств.2. Ресурсный дефицит экономики наиболее развитых стран мира, прежде всего дефицит топливно- энергетических и интеллектуальных ресурсов (необходимых для формирования "экономики знаний").3. Усиление влияние на экономику климатических изменений и природных катаклизмов.
Технология
Социум
1. Появление новых прорывных технологий, обеспечивающих ускоренный рост экономики не только в сфере высоких технологий, но и в традиционных отраслях.2. Повышение уровня автоматизации и механизации технологических процессов, появление искусственного интеллекта, вытеснение человека из производственных процессов.3. Развитие информационных технологий, определяющих возможность появления мощных виртуальных сообществ и экономик.1. Рост благосостояния, уровня жизни, образования и потребления населения крупнейших государств мира (БРИК).2. Тенденция снижения рождаемости и гедонизм населения в наиболее экономически развитых странах мира.3. Интенсивная миграция населения стран мира, замещение значительной доли коренного населения стран Европы и Северной Америки мигрантами из стран третьего мира.
PEST-анализ (Российская Федерация)
Политика
Экономика
1. Преемственность основных принципов внутренней и активной внешней политики при передаче власти высшего руководства России в период выборов.2. Попытка преодоления разрушающего воздействия коррупции на все сферы жизни страны.3. Стремление федеральной власти к формированию институтов устойчивой политической системы, что позволяет осуществлять долгосрочное стратегическое планирование социально-экономического развития государства и регионов.1. Формирование крупных корпоративных структур с участием государства, способных конкурировать с крупнейшими транснациональными корпорациями.2. Слабая инфраструктура поддержки бизнеса (законодательная и судебная власти, логистические возможности, финансовые институты и др.).3. Сохранение индустриального типа экономического и управленческого мышления значительной части чиновников, руководителей предприятий и предпринимателей.
Технология
Социум
1. Появление на фоне в основном устаревших технологий (третий технологический уклад) новых предприятий, использующих суперсовременные инновационные технологии (пятый и шестой технологические уклады).2. Ориентация на возрождение и развитие предприятий оборонного комплекса, сохранивших высокий интеллектуальный и технологический потенциал.3. Разработка новой технологической политики на уровне государства, направленной на развитие инновационных направлений в экономике.1. Появление признаков самоидентификации населения России и стремления к самоутверждению во всех сферах жизнедеятельности.2. Рост численности населения с доходами, существенно превышающими прожиточный минимум, резкий рост совокупного уровня потребления, формирование среднего класса.3. Сохранение стратификации населения по уровню дохода и качеству жизни, крайние страты создают потенциальную угрозу обществу как в форме космополитизма, так и в форме социального нигилизма и маргинализма.
PEST-анализ (Челябинская область)
Политика
Экономика
1. Четкое понимание на федеральном уровне роли и значимости Челябинской области как одного из ведущих индустриальных регионов, поддержка развития региона в этом направлении.1. Область является донором российского бюджета, но развитие экономики с учетом индустриальной диспропорции ведет к малопривлекательным для населения перспективам, экономика знаний находится в стадии зарождения.
Технология
Социум
1. Модернизация и элементы инноваций ориентированы на совершенствование индустриальных технологий, технологические инновации экономики знаний редко идут далее стадии НИОКР.1. Ситуация "население для работы" и неблагоприятная экологическая обстановка приводит к росту оттока наиболее развитой, профессионально подготовленной части населения в другие регионы.
PEST-анализ (город Челябинск)
Политика
Экономика
1. Стабильность: роли и позиции политической элиты в основном определены. Ориентация элиты не на потрясения и передел сфер влияния, а на развитие.1. Устойчивость: основные сегменты экономики, базируются на оборудовании, имеющем длительные технологические циклы и относительно стабильный спрос. Консерватизм по отношению к инновациям
Технология
Социум
1. Контраст: в основе промышленности - индустриальная технология, и одновременно - город крупнейших вузов, город студенческой молодежи, науки, ориентированной на постиндустриальные технологии1. Толерантность: более высокие, чем в среднем по России, и устойчивые доходы населения удерживают его в стабильном состоянии и формируют толерантную позицию по отношению к власти. бизнесу, политике.
Рассматривая существенные для развития Челябинска факторы внешней среды, их автономное и комбинированное воздействие, следует отметить следующее:
1. Мировые политическая и экономическая системы находятся в точке бифуркации и их дальнейшее развитие может идти по различным сценариям, как позитивным, так и негативным для России. Грядущие изменения могут носить не эволюционный, а революционный характер.
2. Политическое и экономическое положение России в мире становится более устойчивым. Потенциал развития России очевидно становится более мощным. Эта позитивная волна порождает новые уникальные возможности, на которых необходимо выстраивать стратегию ее развития.
3. Челябинская область и ее административный центр - город Челябинск, являясь в России одним из лидеров в сфере экономики, имеет все предпосылки для перехода от индустриального типа экономики и управленческого мышления к постиндустриальному с акцентом на приоритеты социального развития региона и города. Эта возможность существует, но для ее использования необходимы существенные и консолидированные усилия, как со стороны органов власти, так и со стороны бизнеса и общества.
С учетом вышесказанного можно выделить два основных сценария развития города:
1. Инерционный тип развития - сохранение всех внутренних политик и проектов, ориентированных на индустриальный и экстенсивный тип развития экономики и постепенный, эволюционный рост качества жизни населения.
2. Инновационный тип развития - радикальное переосмысление возможностей городской экономической и социальной инфраструктуры, переориентация на инновационный тип развития, ориентация на мировые стандарты и достижения в науке, экономике и социальной сфере.
Каждый из сценариев имеет достоинства и недостатки, предопределяющие благоприятные возможности, на использование которых должна быть нацелена стратегия развития города, и угрозы, парировать которые также предназначена эта стратегия.
Таблица 3
Сценарий 1. "Инерционный тип развития"
Достоинства
Недостатки
1. Не требует существенных дополнительных усилий и поиска нестандартных решений.2. Не требует поиска существенных дополнительных инвестиций.3. Низкий уровень риска в достижении плановых результатов эволюционного развития.1. Направление, обеспечивающее дальнейшее отставание по динамике экономического и социального развития.2. Создаются потенциальные угрозы активного проявления недовольства населения и социального взрыва.3. Неиспользованные в экономике возможности российского капитала будут использованы зарубежным капиталом с соответствующими политическими последствиями.
Сценарий 2. "Инновационный тип развития"
Достоинства
Недостатки
1. Быстрый переход на новые технологии и ориентация на достижение высоких, опережающих результатов.2. Создание предпосылок для развития собственных структур по разработке инноваций и не только в технологиях, но во всех сферах жизни человека.1. Требует значительных финансовых, интеллектуальных и управленческих ресурсов.2. Высокий риск ошибок в разработке проектов, принятии решений и реализации программ и проектов.
В современных условиях приоритетным является инновационный тип развития. Однако кроме указанных выше проблем, которые могут возникнуть на этом пути, возможны и другие проблемы, связанные, прежде всего, с экономической и социально-политической неустойчивостью США и стран ЕС. Развитие мирового финансово-экономического кризиса может серьезно затруднить процесс перехода на инновационный путь развития.