Мониторинг реализации стратегии развития города
Реализация стратегии развития требует постоянного наблюдения за происходящими в социально-хозяйственной системе города процессами. Эти функции выполняет система мониторинга жизнедеятельности города.
Мониторинг включает:
- организацию наблюдения, получение достоверной и объективной информации о протекающих в городе Челябинске социально-экономических процессах;
- оценку и анализ тенденций в различных сферах экономики, выявление причин, вызывающих тот или иной характер изменений, определение степени достижения главных целей, решения основных задач стратегии;
- прогнозирование и моделирование экономической конъюнктуры и социальной ситуации;
- стимулирование реализации плана в целом и отдельных его частей, подготовку рекомендаций, направленных на преодоление негативных и поддержку позитивных тенденций, доведение их до сведения соответствующих органов власти.
Действенность мониторинга определяется положенными в его основу принципами и их последовательной реализацией.
Ключевым здесь является выбор основного параметра, определяющего движение в заданном направлении. Перечень основных показателей социально-экономического развития города Челябинска, как интегральных, так и локальных представлен в разделе 5.1.
Принцип комплексного подхода требует взаимоувязки наблюдаемых отдельных сфер и направлений реализации стратегического плана.
Принцип непрерывности - постоянного отслеживания основных параметров движения хозяйственной системы.
Принцип сопоставимости - приведения аналитических показателей в сравнимый вид.
Принцип достаточного минимума показателей - не позволит "утонуть" в отслеживаемой информации.
При организации мониторинга необходимо соблюдение обычных требований к социально-экономическим показателям, используемым в сфере управления: полнота, достоверность, своевременность, репрезентативность. Такая система позволяет анализировать ход реализации стратегии в сравнении с прогнозными показателями стратегического плана, а также оценивать эффективность работы различных подразделений.
В числе организационных мероприятий первоочередным является разработка Положения о мониторинге стратегии города Челябинска, раскрывающее основные цели, концепцию, предусматривающее сроки аналитической отчётности. Здесь должны найти отражение и вопросы изучения общественного мнения: выявление их оценок о степени реализации мероприятий, качества и эффективности достигнутых результатов, установление обратной связи между жителями города и теми, кто реализует стратегию.
Источником информации, кроме официальной статистики может быть массовый телефонный или квартирный опрос, репрезентативный по социальной и половозрастной структуре населения и т. п.
Мониторинговые опросы целесообразно проводить в те же временные точки, что и административный мониторинг, но, очевидно, с меньшей периодичностью, например, раз в год.
В ходе анализа результатов опроса обязательно следует проводить сравнение с предшествующими опросами. Это даст представление не только о текущих оценках горожан, но и о тенденциях их восприятия городского развития на основе стратегического плана. Результаты мониторинговых опросов необходимо широко освещать в средствах массовой информации.
Формирование системы мониторинга, организация его проведения, сбор, обработка и анализ данных, выявление тенденций и подготовка управленческих решений - одна из важнейших функций координационно-аналитического центра управления развитием города.
Контроль за реализацией Стратегии
Контроль за реализацией Стратегии осуществляют Администрация города и Челябинская городская Дума.
Для конкретизации способов реализации Администрацией города будут разработаны пятилетние планы мероприятий по социально-экономическому развитию города и реализации Стратегии. Пятилетние планы детализируются в ежегодных планах мероприятий с указанием конкретных индикативных показателей, сроков, ответственных исполнителей. При этом будут учитываться планируемые объемы финансирования мероприятий и программ.
При необходимости будут произведены корректировка Стратегии (внесение изменений в приоритеты, индикативные показатели, результаты).
Подведение итогов реализации ежегодных планов мероприятий будет производиться на заседаниях Коллегии Администрации города с включением данной информации в ежегодные отчеты Главы города перед Челябинской городской Думой.
Мониторинг хода выполнения стратегии развития города Челябинска, анализ тенденций изменения внешней среды позволят своевременно идентифицировать кризисные тенденции и предпринимать упреждающие профилактические меры.
Председатель городской Думы | Б.Е. Видгоф |