Эффективная система управления и грамотно осуществляемый мониторинг хода реализации стратегии во многом определяет достижение поставленных целей, снижает риски. Повышает результативность и эффективность стратегии, позволяет своевременно проводить ее коррекцию при возникновении новых обстоятельств во внешней и внутренней среде города.
Стратегия развития города принимается решением Челябинской городской Думы. Корректировка Стратегии в ходе ее реализации производится также решением Челябинской городской Думы. Информация о ходе реализации Стратегии развития города и выполнении плана мероприятий и индикативных показателей ежегодно направляется Администрацией города в Челябинскую городскую Думу.
Организационная структура
Для управления реализацией стратегии в целом и отдельных программно-целевых проектов целесообразно использовать существующую организационную структуру Администрации города. Она приведена ниже и в принципе, как показала практика, является работоспособной. Однако в настоящее время важные для разработки и реализации стратегии функции социального развития и функции экономического развития возложены на двух заместителей Главы города, каждый из которых находится в подчинении своего первого заместителя Главы города. Делить решение взаимосвязанных стратегических вопросов, относящихся к городу в целом, на два блока не представляется целесообразным (иное дело решение вопросов оперативного управления этими сферами жизнедеятельности города). Центр управления стратегическими разработками и управления реализацией стратегии должен быть единым и вести аналитическую работу на регулярной основе.
Для этого необходимо в прямом и непосредственном подчинении Главы города (стратегические аспекты развития города - его прерогатива) создать координационно-аналитический центр управления стратегическим развитием города.
Состав персонала центра по численности определяется основными направлениями развития города, требующими специфических подходов к решению задач:
1. Развитие экономики.
2. Развитие человека.
3. Развитие экосферы.
Таким образом, общая численность персонала Центра составляет вместе с его руководителем и секретарем-референтом 5 человек, в. ч. три специалиста возглавляющие как аналитики-координаторы одно из перечисленных выше направлений.
Высоки требования к профессиональной подготовке этих специалистов: они должны обладать профессиональными знаниями и практическими навыками в области, соответствующей курируемому направлению, в сфере менеджмента и коммуникаций (в частности стратегического менеджмента и управления проектами, PR-технологий), а также они должны обладать незаурядными аналитическими способностями.
Очевидно, огромный объем работы, подлежащий исполнению в рамках разработки и управления реализацией стратегии развития города и отдельными программно-целевыми проектами, не может быть выполнен силами сотрудников Центра в полном объеме. Для выполнения этих работ создаются временные проектные группы, в состав которых входят представители соответствующих областей науки, специалисты соответствующих структурных подразделений администрации, а в качестве участников фокус-групп (или тематических комиссий по отработке подготовленных решений) приглашаются представители бизнеса и городского сообщества.
2000 × 1196 пикс.   Открыть в новом окне |
Принципы управления
Реализация стратегических планов требует новых подходов в муниципальном управлении, включающих освоение новых управленческих инструментов. В обобщенном виде обязательными к исполнению принципами работы системы стратегического управления являются:
- организационное соответствие стратегическим целям и задачам (разработка концепции, приоритетов, целевых программ, проектов, планов, структурно-функциональная реорганизация деятельности Администрации города, включение местного сообщества и др.);
- нормативно-правовое соответствие стратегическим целям и задачам (выстраивание и оформление правовых отношений между уровнями власти, бизнесом, общественными организациями и др.);
- финансово-экономическое соответствие стратегическим целям и задачам (формирование бюджетов развития, межбюджетных отношений, взаимодействие с кредитными институтами и инвесторами);
- социальное партнёрство (создание организационных структур, обеспечивающих взаимодействие власти, бизнеса и населения, проведение общественных слушаний и мониторинга реализации стратегического плана и др.);
- информационно-коммуникационное обеспечение (использование средств массовой информации и других механизмов для оперативного оповещения всех заинтересованных субъектов о ходе реализации стратегического плана, создание механизмов обратной связи).
Порядок реализации стратегического плана включает несколько последовательных этапов. Прежде всего, необходимо определить основные приоритеты развития города с учетом имеющихся ограничений по ресурсам, в т. ч. и финансовым. Правильно поставленные приоритеты позволяют концентрировать ресурсы на важнейших направлениях, используя мультипликативный эффект.
Возможности воздействия муниципальной власти на экономические субъекты в требуемом для реализации стратегических приоритетов объеме ограничены. Поэтому следует использовать различные механизмы взаимодействия всех уровней власти, как по вертикали, так и по горизонтали.
Широко распространённым инструментом управления хозяйственными системами является программно-целевое планирование Этот опыт используется Администрацией города Челябинска.
По каждому приоритетному направлению развития города должна быть разработана целевая комплексная программа, увязанная по времени, финансированию, другим ресурсам и результатам, как с основными параметрами стратегии в целом, так и со всей совокупностью других целевых программ.
Взаимодействие властей
В реализации стратегического плана развития города Челябинска необходимо использовать потенциал властных структур всех уровней. Функции Администрации города определяются в основном задачами организации регулярного стратегического анализа, организации исполнения принятых проектов и программ, осуществления мониторинга, контроля и коррекции. Функции Челябинской городской Думы заключаются в нормативно-законодательной и правовой поддержке и обеспечении стратегии, а также в организации четких каналов обратной связи с населением города. Кроме того, Челябинская городская Дума наряду с Администрацией города может выступать как инициатор новых проектов, имеющих стратегический характер.
Дефицит финансовых ресурсов бюджета и ограниченность полномочий органов местного самоуправления существенно сокращают возможности города ставить и решать амбициозные задачи стратегического характера.
Одной из особенностей и сложностей ситуации стратегического планирования и управления Челябинским городским округом является нехватка собственных доходных источников и необходимость существенного сокращения межбюджетных трансфертов в пользу увеличения закреплённых источников дохода бюджета города, что позволит планировать, своевременно проводить конкурсы и ритмично расходовать бюджетные средства не только в течение года, но и на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Тем не менее, усилиями органов местного самоуправления можно решать вопросы, связанные с созданием условий для комфортного и безопасного проживания населения города, в т. ч. и вопросы экологии, строительства доступного жилья, сохранения и развития культуры и духовности, повышение качества образования, здравоохранения, услуг жилищно-коммунального хозяйства, сдерживание роста тарифов.
Многие наиболее значимые проблемы должны решаться с участием властей регионального и федерального уровня: развитие человеческого потенциала, обеспечивающего потребности новой экономики; создание высокотехнологичных производств, в том числе в области использования природных ресурсов, формирование имиджа преуспевающего административно-политического центра, повышение уровня жизни населения посредством роста эффективной экономики, создание региональных образовательных центров (вузовских комплексов), расширение внешнеэкономического сотрудничества.
Поскольку носителем идеологии стратегического развития города является муниципальная власть, она должна не только эффективно выполнять свои функции, но и принять активное участие в организации взаимодействия между существующими в городе структурами власти, бизнеса и гражданского общества для лоббирования интересов и решения основных задач города. Инструментами такого взаимодействия могут стать:
- создание согласительных комиссий, в состав которых включить руководителей различных уровней власти (города, региона, федеральных органов) для решения важнейших вопросов стратегического плана;
- составление протоколов о намерениях между администрацией города Челябинска и теми региональными (федеральными) структурами, без активного участия которых выполнение планов невозможно;
- составление договоров о сотрудничестве и совместной деятельности между подразделениями различных уровней власти.
Формирование общественного партнерства и PR поддержка
Успешная реализация стратегического плана развития города Челябинска возможна только при использовании ресурсов гражданского общества. В этой связи важное значение приобретают механизмы социального партнёрства. В стратегическом развитии наиболее важными группами, которые могут повлиять на его успешность, являются население, бизнес и власть.
Механизмы социального партнерства в реализации стратегии включают:
- создание различных организационных структур, обеспечивающих взаимодействие населения и власти - комиссии, комитеты, рабочие группы, ассоциации, общественные организации, движения;
- использование различных форм - партнёрские соглашения, проекты и программы по деятельности разных субъектов партнёрства, конкурсы инициативных проектов местного сообщества,
- осуществление контроля - общественные экспертизы проектов, общественные слушания о ходе реализации стратегии, общественный мониторинг реализации стратегии,
- популяризацию и пропаганду общественных акций - выставки, зрелищные мероприятия, информационное сопровождение партнёрства - публикации, информационные и PR-акции.
- повышение квалификации участников партнёрства - семинары, тренинги, научно-практические конференции.
В случаях обоснованной и оправданной критики необходимо осуществление обратной связи с разработчиками стратегического плана для проведения корректировки соответствующих разделов или мероприятий.
В этой связи основные направления реализации поставленных задач сводятся к следующим:
- формирование значительного объёма публикаций в местной прессе, выступлений на радио, посвященных стратегическим направлениям развития города;
- создание и постоянное обновление сервера "Стратегия развития города Челябинска";
- публикация сокращенного варианта документа "Стратегия развития Челябинска" в ежедневных и деловых газетах города, с последующей дискуссией специалистов на страницах издания;
- издание и распространение брошюры "Стратегия развития города Челябинска";
- издание и размещение в городе плакатов "Стратегия развития города Челябинска";
- проведение ежегодных конференций, посвященных ходу реализации стратегии развития города.