Приказ Федеральной регистрационной службы от 28 мая 2007 г. N 102 "Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельности должностных лиц Росрегистрации по осуществлению полномочий, предоставленных Кодексом Российской Федерации об администра стр. 2

3.5. Административное расследование в соответствии со статьей 28.7 Кодекса проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. Административное расследование по делу об административном правонарушении, возбужденному должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, проводится указанным должностным лицом, а по решению руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя - другим должностным лицом этого органа, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях. По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

4. Обстоятельства, подлежащие установлению в процессе административного расследования

4.1. На основании статьи 26.1 Кодекса по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:
1) наличие события административного правонарушения;
2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом предусмотрена административная ответственность;
3) виновность лица в совершении административного правонарушения;
4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
4.2. Доказательствами по делу об административном правонарушении, в соответствии со статьей 26.2 Кодекса, являются любые фактические данные, на основании которых должностное лицо, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
4.3. Совершение административного правонарушения может быть установлено протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом, объяснениями лица, привлекаемого к административной ответственности, показаниями свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с частью 3 статьи 26.2 Кодекса не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
4.4. Согласно Кодексу для выяснения всех обстоятельств административного правонарушения предусмотрена возможность проведения следующих процессуальных действий по возбужденному делу:
1) получение объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (статья 26.3 Кодекса);
2) получение показаний свидетелей по делу об административном правонарушении (статья 26.3 Кодекса);
3) проведение экспертизы (статья 26.4 Кодекса);
4) фотографирование или фиксирование иным способом вещественных доказательств (статья 26.6 Кодекса);
5) направление поручения для совершения определенных действий по делу об административном правонарушении (статья 26.9 Кодекса);
6) направление запроса по делу об административном правонарушении (статья 26.9 Кодекса);
7) истребование сведений, необходимых для разрешения дела (статья 26.10 Кодекса);
8) доставление (статья 27.2 Кодекса);
9) изъятие документов (статья 27.10 Кодекса).
4.5. В соответствии со статьей 25.2 Кодекса потерпевшим является физическое или юридическое лицо, которому административным правонарушением причинен имущественный или моральный вред.
Однако в связи с тем, что действующим законодательством предусмотрен особый порядок рассмотрения в судах дел по возмещению морального вреда и имущественного ущерба, привлечение в качестве потерпевших физических и юридических лиц на стадии административного расследования не рекомендуется. Полагаем возможным рекомендовать указанным лицам обращаться за защитой своих нарушенных прав непосредственно в суд.
4.6. В соответствии со статьей 26.3 Кодекса объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания свидетелей представляют собой сведения, имеющие отношение к делу. Объяснения отражаются в протоколе об административном правонарушении, протоколе о применении меры обеспечения производства по делу, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу. В этом случае объяснения указанных лиц оформляются протоколом показаний, с соблюдением требований, предусмотренных главой 25 Кодекса.

5. Назначение экспертизы

5.1. В случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, должностное лицо, в производстве которого находится дело, на основании статьи 26.4 Кодекса выносит определение о назначении экспертизы.
5.2. В соответствии с частью 2 статьи 26.4 Кодекса в определении указываются:
1) основания для назначения экспертизы;
2) фамилия, имя, отчество эксперта или наименование учреждения, в котором должна быть проведена экспертиза;
3) вопросы, поставленные перед экспертом;
4) перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта.
Кроме того, в определении должно быть отражено разъяснение эксперту его прав и обязанностей, а также предупреждение об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
5.3. В соответствии с частью 4 статьи 26.4 Кодекса до направления определения для исполнения должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, обязано ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, разъяснить права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных им лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта.
5.4. Согласно части 6 статьи 26.4 Кодекса заключение эксперта не является обязательным для должностного лица, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, однако несогласие с заключением эксперта должно быть мотивировано.
5.5. На основании статьи 26.5 Кодекса для проведения экспертизы должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе брать образцы почерка, образцы иных предметов, необходимых для проведения экспертизы. В случае необходимости при взятии проб и образцов применяются фото - и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств. О взятии проб и образцов составляется протокол в соответствии со статьей 27.10 Кодекса.

6. Вещественные доказательства

6.1. В соответствии со статьей 26.6 Кодекса, в случае необходимости вещественные доказательства фотографируются или фиксируются иным установленным способом и приобщаются к делу об административном правонарушении. О наличии вещественных доказательств делается запись в протоколе об административном правонарушении или в ином протоколе, предусмотренном Кодексом. Должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, обязано принять необходимые меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств.
6.2. В соответствии со статьей 26.7 Кодекса документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении. Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К документам могут быть отнесены материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных и иные носители информации.
6.3. В необходимых случаях должностное лицо, осуществляющее административное расследование, в соответствии со статьей 27.10 Кодекса вправе произвести изъятие документов, имеющих значение доказательств по делу. Об изъятии составляется протокол, в котором указываются сведения о виде и реквизитах изъятых документов.
В случае необходимости изъятые документы упаковываются и опечатываются на месте изъятия. Изъятые документы до рассмотрения дела об административном правонарушении хранятся в местах, определяемых лицом, осуществившим изъятие документов, в порядке, установленном соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

7. Поручения и запросы по делу

7.1. В соответствии со статьей 26.9 Кодекса для получения доказательств по делу об административном правонарушении должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе направлять запросы в соответствующие территориальные органы Росрегистрации либо поручения о совершении отдельных действий, предусмотренных Кодексом, должностному лицу соответствующего территориального органа. В поручении (запросе) рекомендуется подробно указывать перечень действий, необходимых для исполнения должностным лицом, которому адресуется поручение.
Поручение либо запрос по делу об административном правонарушении подлежит исполнению не позднее чем в пятидневный срок со дня получения указанного поручения либо запроса (часть 2 статьи 26.9 Кодекса).
7.2. На основании статьи 26.10 Кодекса должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела. В определении следует разъяснять правовые последствия неисполнения или несвоевременного исполнения запроса должностного лица. Истребуемые сведения должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения определения. Следует учитывать, что при невозможности представления указанных сведений должностное лицо, организация обязаны в трехдневный срок уведомить об этом в письменной форме должностное лицо, вынесшее определение.
7.3. Рекомендуем учитывать, что непредставление сведений (информации) или несвоевременное представление сведений (информации) может явиться основанием для привлечения виновного в этом лица к административной ответственности по статье 19.7 Кодекса.

8. Меры обеспечения процессуального производства по делу

8.1. На основании статей 27.2 и 27.10 Кодекса в целях составления протокола должностным лицом, осуществляющим производство по делу об административном правонарушении, может применяться такая мера обеспечения производства по делу, как изъятие вещей и документов, доставление лица, привлекаемого к административной ответственности, должностными лицами органов внутренних дел (милиции) в служебное помещение органа внутренних дел (милиции) или в помещение органа местного самоуправления.
Доставление осуществляется в соответствии с требованиями статьи 27.2 Кодекса, в возможно короткие сроки, на основании обращения должностного лица, уполномоченного составлять протокол об административном правонарушении, в орган внутренних дел (милицию).