Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 22 мая 2007 г. N 355 "Об утверждении и введении в действие Методических указаний по проверке выполнения Основных правил учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактив стр. 2

- организация работ по учету и контролю РВ и РАО, структура и состав работников (персонала), занятых учетом и контролем РВ и РАО;
- применяемые в организации методики и средства измерений для учета и контроля РВ и РАО;
- необходимость и порядок применения УИВ к РВ и РАО;
- перечень и формы учетных и отчетных документов;
- порядок административного контроля выполнения в организации требований к учету и контролю РВ и РАО;
- порядок расследования нарушений в учете и контроле РВ и РАО;
- порядок подготовки и допуска работников (персонала) к работам по учету и контролю РВ и РАО;
- сроки составления СНК в организации;
- порядок проведения инвентаризаций;
- процедуры оценки потерь РВ и РАО.
11. По п. 3.1.6 необходимо проверить, что в организации, имеющей несколько подразделений, осуществляющих деятельность с РВ и РАО, имеются инструкции о порядке учета и контроля РВ и РАО в этих подразделениях, утвержденные руководителем организации, и их срок действия не истек. В инструкции по учету и контролю РВ и РАО в подразделении должны быть определены:
- применяемые в подразделении методики и средства измерений;
- необходимость и порядок применения УИВ к РВ и РАО;
- процедуры учета и контроля РВ и РАО, применяемые в данном подразделении.
12. По п. 3.1.7 необходимо проверить наличие приказов о назначении ответственных лиц за РВ и ответственных за РАО в подразделениях, осуществляющих деятельность с РВ и РАО (кладовщиков, ответственных хранителей и т.д.).
13. По п. 3.1.8 необходимо проверить, что передача РВ от ответственного лица другим лицам, а также с одной технологической операции на другую или между сменами оформляется документально (т.е. регистрируется в учетных документах).
14. По п. 3.1.9 необходимо проверить, что передача РАО ответственными лицами с одной технологической операции на другую, перемещение РАО из одного пункта хранения в другой пункт хранения, а также между подразделениями оформляется документально (т.е. регистрируется в учетных документах).
15. По п. 3.1.10 необходимо проверить, что в организации:
- потери РВ и РАО измеряются или определяются с помощью расчетных методик, основанных на результатах предварительных измерений или экспериментальных исследований;
- списание потерь оформляется документально и регистрируется для РВ в приходно-расходном журнале, а для РАО - в журнале учета.
16. По п. 3.2.1 необходимо проверить, что в организации ставятся на учет РВ и РАО с оформлением установленной в организации учетной документации (паспортов, записей в журналах, отдельных журналах учета РАО и т.д.) при:
- производстве (образовании);
- получении от другой организации;
- поступлении на склад готовой продукции ОРИ и ЗРИ;
- переработке РАО (на каждую установку или комплекс переработки РАО должен быть заведен отдельный журнал учета РАО).
Необходимо проверить, что сведения, фиксируемые в учетной документации, соответствуют требованиям, приведенным в приложениях 3-9 к Правилам.
17. По п. 3.2.2 необходимо проверить, что в организации в соответствующих документах (РДЭО, положениях, инструкциях, приказах и т.п.) установлен порядок снятия с учета РВ:
- при завершении операции, связанной с расходованием РВ, разрешенной условиями действия лицензии Службы;
- при расходовании РВ со сбросами (выбросами);
- если имели место потери РВ;
- если в результате радиоактивного распада РВ по своим характеристикам не подпадают под требования раздела 2.3 Правил;
- при переводе РВ в категорию ядерных материалов;
- при переводе РВ в категорию РАО;
- при передаче РВ другой организации.
18. По п. 3.2.3 необходимо проверить, что в организации в соответствующих документах (РДЭО, положениях, инструкциях, приказах и т.п.) установлен и соблюдается порядок:
- снятия с учета как РВ ЗРИ с истекшим назначенным сроком службы с переводом их в категорию РАО и с соответствующими записями в приходно-расходном журнале учета РВ и в журнале учета РАО с оформлением соответствующего акта;
- продления назначенного срока службы ЗРИ с записью в приходно-расходном журнале учета РВ.
19. По п. 3.3.2.1 необходимо проверить факт установки УИВ в местах доступа в помещения, камеры, боксы, на контейнеры и другое оборудование, где имеются РВ и РАО, а также на учетные единицы.
Следует обратить внимание на то, что алюминиевые, пластмассовые и свинцовые пломбы, устанавливаемые с помощью пломбира, не являются устройствами индикации вмешательства, так как не имеют индивидуального номера или другого идентификатора.
Устройства индикации вмешательства должны соответствовать требованиям национальных стандартов:
- ГОСТ Р 51912-2002 "Устройства пломбировочные. Классификация";
- ГОСТ Р 51913-2002 "Устройства запорно-пломбировочные для транспорта и контейнеров общего и специального назначения. Общие технические требования";
- ГОСТ Р 52077-2003 "Пломбы индикаторные. Общие технические требования";
- ГОСТ Р 52259-2004 "Устройства пломбировочные электронные. Общие технические требования".
20. По п. 3.3.2.2 необходимо проверить фактическую частоту проверок работоспособности и состояния УИВ и документальную регистрацию результатов таких проверок.
21. По п. 3.3.2.3 необходимо проверить наличие программы использования УИВ, в которой должны быть определены.
- процедуры получения, приемки, хранения, установки/снятия, проверки подлинности и уничтожения снятых или недоброкачественных УИВ;
- порядок отчетности и отчетные формы по применению УИВ;
- обязанности персонала по применению УИВ;
Программа применения устройств индикации вмешательства в организации должна учитывать требования национального стандарта ГОСТ Р 52326-2005 "Устройства пломбировочные. Учет, контроль и утилизация".