Постановление Правительства РФ от 24 августа 2001 г. N 625 "О федеральной целевой программе социально-экономического развития Республики Татарстан до 2006 года" стр. 5

экономические рычаги воздействия, включающие в себя финансово-кредитный механизм реализации Программы, ее материально-техническое обеспечение и стимулирование выполнения программных мероприятий;
правовые рычаги влияния на экономическое развитие Республики (совокупность нормативных правовых актов федерального и республиканского уровня, способствующих деловой и инвестиционной активности, а также регулирующих отношения федеральных, республиканских и отраслевых органов, заказчиков и исполнителей в процессе реализации мероприятий и проектов Программы);
организационная структура управления Программой (определение состава, функций и согласованности звеньев административно-хозяйственного управления).
В соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" выбор исполнителей программных мероприятий осуществляется на конкурсной основе. Предпочтение будет отдано отечественным поставщикам оборудования.
В случае несоответствия результатов выполнения Программы предусмотренным целевым индикаторам и показателям эффективности ее реализации Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации организует проведение специализированной и независимой экспертиз Программы, по результатам которых подготавливает и вносит в Правительство Российской Федерации предложения:
о корректировке целей, срока реализации Программы и перечня программных мероприятий;
о смене государственного заказчика (государственного заказчика-координатора) Программы, об изменении форм и методов управления реализацией Программы;
о сокращении финансирования Программы за счет средств федерального бюджета на очередной год;
о досрочном прекращении реализации Программы с соблюдением процедур расторжения договоров (соглашений);
о принятии в установленном порядке мер в отношении руководителя Программы.
Комплексное управление реализацией Программы осуществляют утвержденный Правительством Российской Федерации государственный заказчик-координатор - Министерство регионального развития Российской Федерации и государственные заказчики - Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, Федеральное агентство связи, Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, Федеральное агентство по образованию, Федеральное агентство по физической культуре и спорту.
Государственный заказчик-координатор и государственные заказчики на договорной основе делегируют часть своих функций по управлению Программой Кабинету Министров Республики Татарстан с целью осуществления контроля за реализацией мероприятий Программы.
Для выполнения оперативных функций по реализации Программы создана исполнительная дирекция, финансирование которой осуществляется за счет средств бюджета Республики Татарстан. Функции исполнительной дирекции определены в ее уставе.
Государственные заказчики и Кабинет Министров Республики Татарстан готовят проекты ведомственных нормативных актов и проекты решений органов законодательной и исполнительной власти Республики Татарстан по проблемам реализации Программы, решения по отбору проектов и мероприятий Программы, предложения, связанные с корректировкой целевых показателей эффективности и сроков реализации Программы, состава исполнителей и объемов ресурсов.

VI. Оценка социально-экономической и экологической эффективности Программы

В соответствии с целью Программы в период ее выполнения создана база для дальнейшей реализации стратегических направлений развития промышленности и сельского хозяйства Республики Татарстан, реформирования социальной сферы, обеспечено плавное вхождение Республики в бюджетное правовое пространство Российской Федерации.
Система программных мероприятий, включающая инвестиционные проекты и комплексные социальные мероприятия, непосредственно реализуется на 234 объектах производственной и непроизводственной сферы Республики. Выполнение Программы позволит задействовать большое количество хозяйствующих субъектов Республики и других регионов России, непосредственно не участвующих в реализации Программы, в первую очередь поставщиков оборудования, материалов, комплектующих и услуг, а также строительные организации.
Для оценки эффективности реализации Программы используются следующие основные показатели:
валовой региональный продукт и объем промышленного производства;
бюджетный эффект и бюджетная эффективность для федерального и регионального бюджетов;
коммерческий эффект для участников Программы;
доля показателей реализации Программы в макроэкономических показателях развития Республики;
социальная эффективность;
эффективность вложения бюджетных средств;
эффект от вхождения Республики Татарстан в единое бюджетное пространство Российской Федерации для федерального бюджета;
В результате выполнения Программы, решения задач и достижения целей в 2006 году экономика и социальная сфера Республики выйдут на качественно новый уровень, обеспечивающий устойчивое развитие Республики в рамках законодательства Российской Федерации.
Повышение уровня жизни населения Республики станет возможным благодаря успехам, достигнутым в экономическом развитии, один из основных показателей которого - валовой региональный продукт. В 2006 году он составит более 164 процентов по отношению к показателю 2000 года. Такие темпы роста будут достигнуты за счет развития приоритетных отраслей экономики Республики, обеспечивающих ее конкурентоспособность и реализацию стратегических преимуществ.
Показатели роста валового регионального продукта и объема промышленной продукции в рамках Программы приведены в приложениях N 4 и 5.
Рост поступлений в бюджеты всех уровней обусловлен не только бюджетной эффективностью проектов и мероприятий Программы, но и увеличением загрузки строительных организаций, привлекаемых для выполнения строительно-монтажных работ в рамках Программы, и предприятий-смежников. При общих вложениях в реализацию Программы средств федерального бюджета в размере 39 156,8 млн. рублей (в ценах 2000 года) интегральный бюджетный эффект федерального бюджета в 2007 году составит 32130,6 млн. рублей, а бюджетная эффективность - 0,8 рубля на 1 рубль вложений. Бюджетный эффект федерального бюджета приведен в приложении N 6.
В результате принятия Программы был осуществлен переход Республики Татарстан в единое бюджетное пространство Российской Федерации с соответствующим увеличением федеральной доли налогов, собираемых на территории Республики.
При общих вложениях в реализацию Программы средств консолидированного бюджета Республики в размере 34023,2 млн. рублей интегральный бюджетный эффект консолидированного бюджета Республики в 2007 году составит 24439,5 млн. рублей, а бюджетная эффективность - 0,72 рубля на 1 рубль вложений. Бюджетный эффект консолидированного бюджета Республики Татарстан приведен в приложении N 7.
В результате реализации Программы организации - участники Программы получат 36779,9 млн. рублей годовой прибыли. При этом 13388,2 млн. рублей прибыли будет обеспечено за счет предприятий химической и нефтехимической промышленности, на которых выполняются наиболее эффективные проекты.
В результате реализации программных мероприятий будет существенно увеличена номенклатура выпускаемой промышленной продукции. Кроме того, значительно вырастет объем ее производства. Индикаторы производства важнейших видов промышленной продукции в Республике Татарстан приведены в приложении N 8.
За годы реализации Программы производство сельскохозяйственной продукции вырастет более чем на 33 процента, в том числе в растениеводстве рост составит около 55 процентов, а в животноводстве - 10 процентов. Большое внимание в Программе уделено развитию крестьянских (фермерских) хозяйств, так как рост производства их продукции превысит показатель 2000 года более чем в 8 раз. Индексы увеличения производства сельскохозяйственной продукции в Республике Татарстан приведены в приложении N 9.
Реализация проектов и мероприятий Программы позволит создать 12,9 тысячи рабочих мест и обеспечить занятость более 136 тысяч человек. Реализация Программы позволит достичь годового социального эффекта, равного 8126 млн. рублей, при средней эффективности вложений 3,6 копейки на рубль вложений. Наибольшая эффективность вложений достигается в строительной индустрии и составляет около 16 копеек на рубль вложений. Показатели эффективности программных мероприятий приведены в приложении N 10.
Реализация Программы позволит обеспечить не только рост валового регионального продукта и промышленного производства Республики, но и вывод из оборота производств неконкурентной, нерентабельной и просто устаревшей продукции. В 2006 году валовой региональный продукт, создаваемый в результате реализации мероприятий Программы, составит 30,6 процента от валового регионального продукта Республики Татарстан, а налоги, перечисляемые в консолидированный бюджет Республики Татарстан, достигнут 44,6 процента от налоговых доходов Республики. Макроэкономические показатели развития Республики Татарстан с учетом реализации Программы приведены в приложении N 11.
Реализация Программы позволит существенно улучшить уровень социального развития Республики Татарстан. Основные индикаторы уровня социального развития Республики Татарстан приведены в приложении N 12.
В 2006 году на 1 рубль средств из федерального бюджета по Программе будет привлечено 7,2 рубля средств из консолидированного бюджета Республики Татарстан и из внебюджетных источников.
Показатели эффективности вложения в реализацию Программы средств федерального бюджета и консолидированного бюджета Республики Татарстан, рассчитанные за 8 лет, приведены в приложении N 13.
Увеличение доходов федерального бюджета за 2001 - 2007 годы в результате вхождения Республики в единое бюджетное пространство составит 132,7 млрд. рублей (в ценах 2000 года), в то же время поступления из федерального бюджета в Республику Татарстан за этот период составят 39,2 млрд. рублей. Интегральный бюджетный эффект в 2007 году превысит суммарные затраты федерального бюджета в 2,4 раза и будет положительным в каждом году реализации Программы. Эффект от вхождения Республики Татарстан в единое бюджетное пространство Российской Федерации для федерального бюджета приведен в приложении N 14.
Программой предусмотрено значительное расширение производственных мощностей на территории Республики. В основном введение новых технологий планируется на предприятиях машиностроения, транспорта, топливно-энергетического и аграрно-промышленного комплексов. Поэтому все проекты Программы включают специальные экологические мероприятия, реализация которых должна удерживать уровень антропогенного воздействия в пределах допустимого. Для снижения техногенного воздействия на окружающую среду планируется провести комплекс мероприятий, включающий в себя ремонт резервуаров, строительство товарных и технологических нефтепроводов, реконструкцию установок подготовки нефти, утилизацию попутного газа, улавливание паров легких нефтепродуктов, бурение эколого-гидрогеологических скважин, электроразведку по выявлению очагов загрязнения подземных вод, работы по герметизации эксплуатационных колонн скважин, сооружение ливневых канализаций нефтепромысловых объектов.
Приложение N 1
к федеральной целевой программе
"Социально-экономическое развитие
Республики Татарстан до 2006 года"

Доля экономики Республики Татарстан в экономике Российской Федерации

(процентов)
┌────────────────────────────────────────────────────────────────┬────────────────┬────────────────┐
│ Показатели │ 2000 год │ 2003 год │
├────────────────────────────────────────────────────────────────┼────────────────┼────────────────┤
│Численность населения │ 2,6 │ 2,63 │
├────────────────────────────────────────────────────────────────┼────────────────┼────────────────┤
│Объем промышленной продукции │ 3,02 │ 3,32 │
├────────────────────────────────────────────────────────────────┼────────────────┼────────────────┤
│Объем сельскохозяйственной продукции │ 4,01 │ 4,73 │
├────────────────────────────────────────────────────────────────┼────────────────┼────────────────┤
│Валовой сбор зерновых │ 5,02 │ 6,87 │
├────────────────────────────────────────────────────────────────┼────────────────┼────────────────┤
│Валовой сбор картофеля │ 2,67 │ 3,6 │
├────────────────────────────────────────────────────────────────┼────────────────┼────────────────┤
│Валовой сбор овощей │ 1,83 │ 2,53 │
├────────────────────────────────────────────────────────────────┼────────────────┼────────────────┤
│Производство мяса скота и птицы в живом весе │ 3,85 │ 3,84 │
├────────────────────────────────────────────────────────────────┼────────────────┼────────────────┤
│Производство молока │ 4,14 │ 4,55 │
├────────────────────────────────────────────────────────────────┼────────────────┼────────────────┤
│Оборот розничной торговли │ 1,91 │ 2,12 │
├────────────────────────────────────────────────────────────────┼────────────────┼────────────────┤
│Объем платных услуг населению │ 1,57 │ 1,86 │
└────────────────────────────────────────────────────────────────┴────────────────┴────────────────┘
┌────────────────────────────────────────────────────────────────┬────────────────┬────────────────┐
Приложение N 2