16. Технология проведения лесопатологических обследований определяется методическими рекомендациями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства.
17. Лесопатологический мониторинг (далее - ЛПМ) - система постоянных наблюдений за состоянием лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, а также за неблагоприятными факторами, влияющими на это состояние.
18. Основными целями ЛПМ являются:
оценка состояния лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд;
обоснование лесозащитных мероприятий, необходимых для улучшения их состояния;
сбор информации для осуществления государственного управления в сфере лесного хозяйства, государственной статистической и отраслевой отчетности в области защиты лесов;
прогноз развития лесопатологической ситуации для своевременного принятия решений.
19. Лесопатологический мониторинг включает в себя:
регулярные и выборочные наблюдения за состоянием объектов мониторинга;
аэрокосмический мониторинг состояния лесов.
20. Районирование территории лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, по целям, методам и средствам ведения лесопатологического мониторинга ведется на ландшафтно-экологической основе.
21. Набор необходимых элементов ЛПМ и видов лесопатологических обследований для конкретной территории определяется в соответствии с лесозащитным районированием.
На территориях, подпадающих под действие международных соглашений в области контроля за состоянием лесов и экологического мониторинга, ЛПМ включает необходимые элементы, определяемые международными обязательствами Российской Федерации.
Надзор за развитием вредителей и болезней леса является составной частью регулярных наблюдений.
22. Аэрокосмический мониторинг выполняется в рамках осуществления системы регулярных выборочных наблюдений за состоянием объектов мониторинга или как разовое мероприятие в случае возникновения массовых повреждений лесов.
23. По результатам ЛПМ и обследований формируются и поддерживаются базы данных локального, регионального и федерального уровней.
Формы учета лесопатологической информации, структура базы данных, программное обеспечение и технические средства определяются федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства.
Структура показателей лесопатологического и санитарного состояния лесов должна быть унифицирована.
V. Надзор за развитием вредителей и болезней
24. Целью надзора за появлением и распространением вредителей и болезней и других неблагоприятных факторов является получение информации о текущем состоянии и их динамики.
В результате анализа полученной при надзоре информации составляют прогноз вероятного повреждения объектов лесозащиты и принимаются решения о необходимости проведения лесозащитных мероприятий.
25. Общий надзор (лесопатологические наблюдения) - мероприятие, проводимое организацией, ведущей лесное хозяйство, в целях своевременного обнаружения ухудшения санитарного и лесопатологического состояния лесов.
Результатом лесопатологических наблюдений является листок сигнализации (приложение 1), который в 10-дневный срок после проведения наблюдений передается в организации Рослесхоза.
В месячный срок после оформления листков сигнализации организации Рослесхоза обязаны проверить данные лесопатологических наблюдений и в случае необходимости подготовить необходимые документы по обоснованию лесозащитных мероприятий.
VI. Разработка авиационных и наземных мер по борьбе с вредителями и болезнями леса (истребительные мероприятия)
26. Авиационные и наземные меры по борьбе с вредителями и болезнями леса (истребительные мероприятия) - комплекс мер, проводимый в очагах вредителей и болезней леса с целью снижения их влияния на состояние насаждений, а также сокращения экономического и экологического ущерба, причиняемого вредителями и болезнями леса.
Оценка необходимости проведения истребительных мероприятий проводится организациями Рослесхоза на основании информации, представляемой физическими и юридическими лицами, осуществляющими лесопользование или ведение лесного хозяйства. Форма представления информации определяется федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства.
27. Необходимость проведения обработок для участков, превышающих 10 га, определяют организации Рослесхоза на основании данных ЛПМ.
До начала обработок участков площадью свыше 10 га представители лесопользователей, или территориальных органов федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства, или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с компетенцией, определенной в соответствии со статьями 46 и 47 Лесного кодекса Российской Федерации, совместно с представителями организации Рослесхоза проводят контрольные обследования всех участков, намеченных под обработки.
По результатам контрольного обследования принимается окончательное решение о сроках проведения работ или их отмене.
28. Истребительные мероприятия (обработки) проводятся путем внесения наземным или авиационным способами химических, биологических препаратов, а также энтомофагов и феромонов.
29. Истребительные мероприятия могут проводиться при условии выполнения требований государственного каталога пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации.
Проведение обработок в лесах, расположенных на территории ООПТ, проводится согласно установленному для них режиму пользования.
30. Мероприятия, связанные с оповещением населения, карантином и временным ограничением пребывания в лесу на период проведения истребительных мероприятий, организует лесопользователь, или территориальные органы федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства, или органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с компетенцией, определенной в соответствии со статьями 46 и 47 Лесного кодекса Российской Федерации, ответственные за защиту данного участка.
Оповещение населения и заинтересованных организаций о временном ограничении пребывания в лесу производится не позднее, чем за 15 дней до начала выполнения работ. Ущерб, связанный с временным ограничением пребывания в лесу во время обработок, компенсации не подлежит.
31. Для контроля качества обработок, проведенных на площади свыше 10 га, лица, ответственные за защиту данного участка, создают комиссию из представителей заказчика обработок, исполнителя обработок и организации Рослесхоза для определения эффективности выполненных работ.
VII. Организация работ по профилактике болезней леса и ликвидации очагов вредителей и болезней леса
32. Профилактические мероприятия - комплекс действий, направленных на поддержание устойчивости лесов и на создание условий, ограничивающих воздействие на них неблагоприятных факторов.
33. Профилактические мероприятия обязаны проводить лесопользователи или организации, ведущие лесное хозяйство.
34. Методические рекомендации по проведению профилактических лесозащитных мероприятий утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства.
VIII. Санитарно-оздоровительные мероприятия
35. Юридические и физические лица, осуществляющие ведение лесного хозяйства, обязаны своевременно проводить следующие санитарно-оздоровительные мероприятия:
выборочные санитарные рубки, включающие выборку из древостоя усыхающих и сухостойных, ветровальных, буреломных, снеголомных, заселенных стволовыми вредителями и пораженных болезнями, поврежденных деревьев;
сплошные санитарные рубки погибших или расстроенных насаждений;
очистку леса от захламленности;
другие необходимые меры защиты растущего леса.
Защиту находящихся в лесу лесоматериалов осуществляет их заготовитель.
36. Необходимость проведения санитарно-оздоровительных мероприятий определяется на основе оценки санитарного состояния лесов с учетом их группы, категории защитности лесов первой группы, их транспортной доступности, а также с учетом экологической и экономической целесообразности назначения мероприятий по результатам лесопатологических обследований и ЛПМ.
Сроки и технологию проведения санитарно-оздоровительных мероприятий увязывают с условиями произрастания и функциональным назначением насаждений, а также требованиями сохранения редких и исчезающих видов, занесенных в Красные книги Российской Федерации и (или) субъекта Российской Федерации (далее - Красная книга).
Для видов древесно-кустарниковой растительности, внесенных в Красную книгу, допускается вырубка только по их санитарному состоянию.