При назначении и отводе в рубку видов древесно-кустарниковой растительности, внесенных в Красную книгу, должны присутствовать представители федерального органа исполнительной власти по надзору в сфере природопользования.
37. Санитарно-оздоровительные мероприятия назначают в насаждениях, поврежденных в масштабах, угрожающих целостности и устойчивости насаждений, нарушению их целевых функций.
38. Санитарно-оздоровительные мероприятия проводятся в лесах всех групп и категорий защитности лесов первой группы. В лесах, расположенных на территории ООПТ, санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются в соответствии с установленным режимом пользования для данных ООПТ.
39. Санитарно-оздоровительные мероприятия планируют по видам и объемам работ раздельно, при этом выборочные санитарные рубки учитывают отдельной строкой в общем объеме заготовки древесины при рубках промежуточного пользования, а сплошные санитарные рубки - также отдельно в объеме заготовки древесины при прочих рубках.
При планировании объемов санитарно-оздоровительных мероприятий указывают площадь по видам мероприятий и количество вырубаемой древесины с 1 га и со всей площади.
40. Виды и объемы санитарно-оздоровительных мероприятий, назначенные лесоустройством, или при проведении специальных лесопатологических обследований являются основанием для планирования (на первые три года ревизионного периода) этих работ федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, определенной статьями 46 и 47 Лесного кодекса Российской Федерации.
Санитарно-оздоровительные мероприятия в насаждениях, требующих по своему санитарному состоянию и лесопатологической обстановке проведения этих работ, но не назначенные лесоустройством, планируются на основании текущих, детальных лесопатологических обследований, результатов лесопатологического мониторинга.
41. На основании проведения текущих, детальных лесопатологических обследований, лесопатологического мониторинга составляются планы-корректировки санитарно-оздоровительных мероприятий (приложение 2), включающие в себя участки, требующие санитарно-оздоровительных мероприятий. Планы-корректировки составляются федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, определенной статьями 46 и 47 Лесного кодекса Российской Федерации, ежеквартально и корректируются при необходимости с учетом изменения санитарного и лесопатологического состояния лесов.
Указанные планы составляют с учетом возможных негативных последствий для окружающей среды и предусматривают в них меры по охране редких, исчезающих видов животных и растений, уникальных природных сообществ.
42. Распределение объемов санитарно-оздоровительных мероприятий по кварталам года проводится с учетом степени и времени повреждения насаждений, биологии древесной породы, вредных насекомых и возбудителей инфекционных болезней. При назначении санитарных рубок выписывается лесорубочный билет.
43. В районах, где в результате стихийных бедствий, лесных пожаров, химического и радиоактивного загрязнения и пр. произошло повреждение лесов на значительной площади, а также при возникновении очагов вредителей и болезней леса планы всех видов рубок леса корректируются с целью первоочередной разработки поврежденных древостоев.
44. Отвод лесосек под санитарные рубки в очагах стволовых вредителей в зоне действия лесовозных и лесохозяйственных дорог проводится не более чем за три месяца, а в остальных случаях не более чем за полгода до их проведения.
Лесосеки под санитарные рубки в лиственных насаждениях отводятся только в весенне-летний период (май - август) при наличии листвы на деревьях, кроме участков ветровала и бурелома. Отвод лесосек под санитарные рубки, проводимые в весенне-летний период, осуществляется не более чем за один месяц до начала рубки.
45. При всех видах санитарных рубок должна быть обеспечена очистка лесосек от порубочных остатков и своевременная вывозка древесины из леса либо ее немедленная защита от заселения вредителями и поражения болезнями.
46. Выборочные санитарные рубки проводятся с целью оздоровления насаждений, предупреждения распространения и (или) ликвидации очагов стволовых вредителей и опасных инфекционных заболеваний. Их проводят в насаждениях с повышенным, по сравнению с естественным, текущим отпадом деревьев, наличием ветровала, бурелома, снеголома, снеговала, пораженных болезнями и заселенных стволовыми вредителями деревьев. Величина естественного текущего отпада определяется по таблицам хода роста, принятым для лесоустроительных работ на территории региона.
47. Выборочные санитарные рубки планируются при лесоустройстве (на срок, не превышающий первых трех лет ревизионного периода), на основании лесопатологических обследований или по результатам лесопатологического мониторинга.
48. Сроки проведения выборочных санитарных рубок определяются в соответствии с рекомендациями по отбору деревьев в санитарную рубку (приложения 3) и указываются в лесорубочном билете.
49. Выборочные санитарные рубки не должны приводить к развитию процессов ослабления насаждений и нарушению целевых функций лесов.
После выборочных санитарных рубок полнота насаждений не должна быть ниже предельных величин, при которых обеспечивается способность древостоев выполнять после проведения рубки функции, соответствующие их категориям защитности.
50. В насаждениях, для которых в естественных условиях характерно низкополнотное произрастание древостоев, снижение полноты при выборочных санитарных рубках не лимитируется.
51. В лесах III группы, подлежащих рубке главного пользования в ближайшие 5 лет, выборочные санитарные рубки не проводятся. В случае угрозы гибели насаждений (общий отпад составляет 30% и более по запасу) они назначаются в первоочередную рубку главного пользования.
52. Назначение выборочной санитарной рубки осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, определенной статьями 46 и 47 Лесного кодекса Российской Федерации, по согласованию с организациями Рослесхоза, на основании данных лесоустройства, лесопатологического обследования или результатов лесопатологического мониторинга (приложение 6).
53. В ООПТ и особо ценных лесных массивах выборочные санитарные рубки назначаются в случаях возникновения очагов опасных видов вредителей и болезней, при наличии повышенного текущего патологического отпада, если их проведение предусмотрено законодательством Российской Федерации об ООПТ. Проведение выборочных санитарных рубок в лесах, на территории ООПТ, допускается только при условии сохранения популяций редких и исчезающих видов и иных объектов охраны, находящихся в пределах ООПТ.
Проведение выборочных санитарных рубок в ООПТ согласовывается с территориальными органами федерального органа по надзору в сфере природопользования.
54. Отвод лесосек под выборочные санитарные рубки в натуре осуществляется в границах выдела или его части, требующей санитарной рубки. Рубка деревьев без предварительного клеймения запрещается.
55. Отбор в рубку и клеймение деревьев производится под непосредственным руководством лесничего или его помощника и мастера леса. При отборе деревьев в выборочную санитарную рубку оценка состояния деревьев проводится с учетом комплекса признаков их повреждения вредителями, болезнями и другими неблагоприятными факторами. При этом оставляют деревья с дуплами, редкими декоративными свойствами кроны и ствола, даже если они имеют признаки патологии, но не представляют опасности как источник распространения стволовых вредителей или инфекционных болезней.
56. Выборку деревьев следует осуществлять до массового их заселения стволовыми вредителями и поражения инфекционными болезнями.
57. Санитарная рубка считается сплошной, если вырубается древостой на площади 0,1 га и более.
Сплошные санитарные рубки проводятся в насаждениях, утративших биологическую устойчивость, и назначаются независимо от возраста насаждений в тех случаях, когда выборочные санитарные рубки уже не могут оздоровить насаждения или приводят к снижению их полноты ниже допустимой, при которой возможно обеспечить сохранение жизнеспособности насаждений и выполнение ими их целевых функций. При этом учитывается величина текущего и общего отпада, степень пораженности стволовыми вредителями и болезнями, а также прогноз изменения состояния насаждения и численности стволовых вредителей в ближайшие годы.
58. Сплошные санитарные рубки в лесах всех групп разрешаются федеральным органам исполнительной власти в области лесного хозяйства или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, определенной в соответствии со статьями 46 и 47 Лесного кодекса Российской Федерации.
59. Намеченные в сплошную санитарную рубку насаждения должны быть предварительно обследованы специальной комиссией, в состав которой включаются в обязательном порядке главный лесничий, лесничий, специалист по лесозащите, а при необходимости - и другие специалисты.
60. Комиссия проверяет на месте целесообразность назначения сплошной санитарной рубки и обследует насаждения, если нет материалов лесопатологического обследования.
61. При обследовании поврежденных или расстроенных насаждений для характеристики их состояния в каждом выделе (а при проверке качества лесопатологического обследования - не более 1/3 числа выделов) закладывают пробные площади, на которых производят перечет деревьев по категориям состояния (приложение 4).
Общая площадь проб должна составлять при величине обследуемого участка до 100 га не более 2% от его площади; свыше 100 га - не более 0,5%. На пробных площадях для каждого участка должно быть учтено не менее 100 деревьев.
В случаях, если общая площадь подлежащего сплошной санитарной рубке участка превышает 100 га, допустима закладка пробных площадей в наиболее характерных выделах на маршрутных ходах (не менее 3 ходов на каждые 100 га) и глазомерная лесопатологическая таксация насаждений в выделах, где пробы не закладываются.
62. Разрешение на сплошные санитарные рубки выдается на основании следующих документов:
акта проверки или обследования комиссией намечаемых к сплошной санитарной рубке насаждений;
сводной ведомости пробных площадей в насаждениях, требующих сплошной санитарной рубки (приложение 5);
сводной ведомости расстроенных и погибших насаждений (приложение 6);
выкопировки из планшета на участки, намечаемые в сплошную санитарную рубку, с указанием номеров выделов и их площадей, расположения пробных площадей.
Разрешение на сплошные санитарные рубки, назначенные лесоустройством или при проведении специализированных лесопатологических обследований, выдается на основании следующих документов:
сводной ведомости пробных площадей в насаждениях, требующих сплошной санитарной рубки (приложение 5);
сводной ведомости расстроенных и погибших насаждений (приложение 6);
выкопировки из планшета на участки, намечаемые в сплошную санитарную рубку, с указанием номеров выделов и их площадей, расположения пробных площадей.
63. В акте проверки или обследования комиссией намеченных в сплошную санитарную рубку насаждений должны быть указаны: группа лесов, категория защитности лесов первой группы, таксационная характеристика насаждений, причины их расстройства, обоснование необходимости сплошной санитарной рубки, сроки рубки, ее технология, рекомендуемые меры по обеспечению последующего лесовосстановления и мероприятия, необходимые для предупреждения заражения или повреждения смежных насаждений.
Акт должен быть подписан всеми членами комиссии, а материалы, прилагаемые к нему, - руководителем организации, осуществляющей ведение лесного хозяйства, и специалистом службы лесозащиты.
64. Орган, выдающий разрешение на сплошные санитарные рубки, обязан контролировать правильность и обоснованность их назначения, организуя в необходимых случаях проверку.
65. В заповедных лесных участках, особо ценных лесных массивах, ООПТ, на особо защитных лесных участках сплошные санитарные рубки назначаются в исключительных случаях при возникновении или реальной опасности возникновения и распространения массовых очагов опасных видов вредителей и болезней, гибели насаждений в результате пожаров, промышленных выбросов и др., если их проведение предусмотрено законодательством Российской Федерации об ООПТ. Проведение сплошных санитарных рубок в ООПТ согласовывается с территориальными органами федерального органа по надзору в сфере природопользования.
66. Сплошные санитарные рубки в лесохозяйственной части зеленых зон назначаются в погибших насаждениях, а также в насаждениях с наличием повышенного текущего отпада, ветровальных, буреломных, пораженных болезнями, заселенных стволовыми вредителями и с иными повреждениями, а также сильно ослабленных деревьев, после уборки которых полнота насаждений снизится ниже критической: сосняках, березняках, осинниках - ниже 0,4, в ельниках - ниже 0,5.
67. В лесопарковой части зеленых зон, 1-2 зоны округов санитарной охраны курортов сплошные санитарные рубки проводятся в насаждениях, потерявших биологическую устойчивость, погибших в результате воздействия патологических факторов, с наличием повышенного текущего отпада, ветровальных, буреломных, пораженных болезнями, заселенных стволовыми вредителями и с иными повреждениями, а также сильно ослабленных деревьев, после уборки которых полнота насаждений снизится ниже 0,4.