Приказ МВД РФ от 29 марта 2005 г. N 215 "Об утверждении Инструкции о порядке проведения проверок военных образовательных учреждений высшего профессионального образования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации" стр. 5

Состояние методической работы в учебном отделе, на факультетах, в батальонах курсантов и в военно-учебном заведении в целом оценивается:
"удовлетворительно", если методическая работа спланирована и выполняется в соответствии с требованиями руководящих документов, регламентирующих этот вид деятельности; мероприятия методической работы целенаправленны и имеют практическую реализацию; организация всех видов учебных занятий и используемые на них формы и методы обучения способствуют достижению учебных целей; учебные занятия систематически контролируются, отмеченные недостатки анализируются и устраняются; на заседаниях ученых советов военно-учебного заведения (факультета), заседаниях кафедр и предметно-методических комиссий вопросы совершенствования методической работы регулярно рассматриваются, принимаются целесообразные решения, которые реализуются в учебном процессе; передовой опыт обучения обобщается, распространяется и внедряется в образовательный процесс; учебно-методические материалы всех видов учебных занятий, предусмотренных расписанием, имеются и соответствуют учебным программам, тематическим планам изучения учебных дисциплин и целям занятий; имеющиеся отдельные недостатки не оказывают существенного влияния на качество проведения методической работы, методический уровень проверенных занятий оценивается положительно;
"неудовлетворительно", если не выполнены условия на оценку "удовлетворительно".
21. Состояние научной деятельности проверяется в соответствии с нормативными правовыми актами МВД России и актами главнокомандующего внутренними войсками МВД России в научно-исследовательском и редакционно-издательском отделе, на факультетах, кафедрах, в научных подразделениях и в военно-учебном заведении в целом.
При этом изучаются: содержание и качество планирования научной, рационализаторской, изобретательской и патентно-лицензионной работы; актуальность тематики научных исследований и их соответствие профилю военно-учебного заведения, направленность на решение проблем поддержания правопорядка и обеспечения общественной безопасности в стране, совершенствование военного образования, соответствие практическим потребностям войск и вузов; степень участия в научной деятельности постоянного состава военно-учебного заведения; глубина проработки исследуемых вопросов, обоснованность выводов и предложений; теоретическое и практическое значение, реализация результатов научной деятельности, в том числе в образовательном процессе; руководство научной деятельностью, рационализаторской, изобретательской и патентно-лицензионной работой; участие в военно-научной работе курсантов; полнота выполнения перспективного и годового планов научной деятельности; состояние научно-информационного обеспечения.
Состояние научной деятельности в научно-исследовательском и редакционно-издательском отделе, на факультетах, кафедрах, в научных подразделениях и в военно-учебном заведении в целом оценивается:
"удовлетворительно", если перспективные и годовые планы разработаны и выполняются в установленные сроки; организация, обеспечение и проведение научной деятельности, рационализаторской, изобретательской и патентно-лицензионной работы постоянного состава, военно-научной работы курсантов отвечают требованиям нормативных правовых актов; в тематике научных исследований имеются работы, направленные на совершенствование образовательного процесса; руководящий, научно-педагогический состав принимает активное участие в научной деятельности; научные исследования актуальны, имеют фундаментальную и прикладную направленность; результаты научной деятельности, изобретения и рационализаторские предложения реализуются на практике; курсанты участвуют в научной, изобретательской и рационализаторской работе; имеющиеся отдельные недостатки не оказывают существенного влияния на эффективность научной деятельности в военно-учебном заведении;
"неудовлетворительно", если не выполнены условия на оценку "удовлетворительно".
22. Состояние подготовки и повышения квалификации постоянного состава проверяется в структурных подразделениях и в военно-учебном заведении в целом.
При этом состояние подготовки и повышения квалификации постоянного состава изучается и анализируется в объеме:
своевременность, полнота и качество выполнения мероприятий по организации подготовки научно-педагогического состава, направленность на достижение укомплектованности вуза лицами, имеющими ученые степени и (или) ученые звания, до уровня контрольных нормативов, установленных для военно-учебного заведения;
роль руководящего состава, ученого совета военно-учебного заведения и факультетов в решении задач по сохранению и укреплению научного потенциала вуза;
содержание должностных обязанностей лиц, отвечающих за руководство и организацию подготовки научно-педагогического состава, на предмет полноты охвата решаемых ими задач в этом направлении деятельности;
содержание и качество работы по отбору кандидатов в докторантуру и аспирантуру (адъюнктуру);
организация работы с докторантами, аспирантами (адъюнктами) и соискателями ученых степеней по обеспечению своевременного выполнения ими индивидуальных планов работы, а также ежегодной их аттестации;
эффективность деятельности докторантуры, аспирантуры (адъюнктуры);
качество разработки учебно-методических материалов для проведения занятий с докторантами, аспирантами (адъюнктами);
состояние кадрового обеспечения образовательного процесса (укомплектованность вуза учеными, возрастной состав докторов и кандидатов наук, доля военнослужащих, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, в общей численности докторов наук и кандидатов наук).
Состояние профессиональной подготовки и повышения квалификации постоянного состава оценивается:
по уровню организации профессиональной переподготовки и повышения квалификации постоянного состава;
по уровню и качеству командирской подготовки постоянного состава.
22.1. Уровень организации профессиональной переподготовки и повышения квалификации постоянного состава проверяется в структурных подразделениях и военно-учебном заведении в целом.
При этом изучаются и анализируются:
своевременность и качество выполнения мероприятий по организации профессиональной переподготовки и повышения квалификации постоянного состава, их направленность на обеспечение требуемой периодичности и степень реализации;
роль ученых советов, учебного отдела, кафедр и факультетов в решении задач профессиональной переподготовки и повышения квалификации постоянного состава военно-учебного заведения;
содержание должностных обязанностей лиц, отвечающих за руководство и организацию профессиональной переподготовки и повышение квалификации постоянного состава;
эффективность деятельности структурных подразделений дополнительного профессионального образования военно-учебного заведения;
качество разработки учебно-методических материалов для проведения занятий в группах профессиональной переподготовки и повышения квалификации постоянного состава структурных подразделений дополнительного профессионального образования вуза;
содержание и качество организации и проведения работы по профессиональному становлению офицеров, впервые назначенных на должности преподавателей и командиров подразделений курсантов.
Уровень организации профессиональной переподготовки и повышения квалификации постоянного состава оценивается:
"удовлетворительно", если организация и проведение профессиональной переподготовки и повышения квалификации постоянного состава отвечают требованиям нормативных правовых актов, регламентирующих этот вид деятельности; работа по профессиональному становлению офицеров, впервые назначенных на должности преподавателей и командиров подразделений курсантов, обеспечивает получение офицерами требуемого уровня профессиональной квалификации; учебный план и учебные программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящего и преподавательского состава разработаны и выполняются в полном объеме; необходимые учебно-методические материалы разработаны и совершенствуются; занятия проводятся на высоком методическом уровне; руководящий состав военно-учебного заведения участвует в проведении занятий; имеющиеся отдельные недостатки не оказывают существенного влияния на результаты профессиональной переподготовки и повышения квалификации постоянного состава;
"неудовлетворительно", если не выполнены условия на оценку "удовлетворительно".
22.2. Уровень и качество командирской подготовки постоянного состава проверяются в структурных подразделениях и в военно-учебном заведении в целом.
Качество индивидуальной подготовленности постоянного состава проверяется на теоретических и практических занятиях (командно-штабных учениях, военных играх, групповых упражнениях, семинарах, собеседованиях, летучках) и при выполнении контрольных работ, боевых стрельб, а также в ходе других видов занятий. Проверка может проводиться в классах, в поле, на территории учебных центров, войсковых стрельбищ, на вооружении и военной технике, тренажерах, средствах электронно-вычислительной техники.
К выполнению упражнений стрельб и (или) вождению боевых машин могут привлекаться офицеры, обучающие курсантов стрельбе (вождению), а также командиры курсантских подразделений. Остальной офицерский состав может быть проверен при выполнении упражнения учебных (контрольных) стрельб для специалистов из автомата (пистолета).
Эти упражнения выполняются в пределах выделенного лимита боеприпасов и моторесурсов.
Офицеры, закончившие военно-учебные заведения, в течение первого года военной службы к проверке не привлекаются. Также к проверке по предметам командирской подготовки не привлекаются офицеры, обучающиеся по заочной форме в военно-учебных заведениях.
22.2.1. Уровень и качество командирской подготовки постоянного состава оцениваются по качеству индивидуальной подготовленности постоянного состава.
В ходе проверки качества индивидуальной подготовленности постоянный состав структурного подразделения может быть проверен не более чем по пяти - шести учебным дисциплинам.
Перечень учебных дисциплин, выносимых на проверку, определяется председателем комиссии.
Качество индивидуальной подготовленности постоянного состава оценивается:
"отлично", если по специальной, методической, общественно-государственной подготовке, общевоинским уставам Вооруженных Сил Российской Федерации получены оценки "отлично", а по остальным - не ниже "хорошо";
"хорошо", если по специальной, методической, общественно-государственной подготовке общевоинским уставам Вооруженных Сил Российской Федерации получены оценки не ниже "хорошо", а по остальным - не ниже "удовлетворительно";
"удовлетворительно", если получено не менее 70 процентов положительных оценок, в том числе по специальной, методической, общественно-государственной подготовке, общевоинским уставам Вооруженных Сил Российской Федерации;
"неудовлетворительно", если не выполнены требования на оценку "удовлетворительно".
22.2.2. Проверяемые подразделения по уровню и качеству индивидуальной подготовленности постоянного состава по отдельным дисциплинам и в целом оцениваются:
"отлично", если не менее 90 процентов проверенных оценены положительно, из них не менее 50 процентов - "отлично", остальные - "хорошо";
"хорошо", если не менее 85 процентов проверенных оценены положительно, из них не менее 50 процентов - "отлично" и "хорошо", остальные - "удовлетворительно";
"удовлетворительно", если не менее 70 процентов проверенных оценены положительно;
"неудовлетворительно", если не выполнены условия на оценку "удовлетворительно".