Постановление Правительства РФ от 22 февраля 2000 г. N 149 "О Федеральной целевой программе "Ядерная и радиационная безопасность России" на 2000-2006 годы"

В целях комплексного решения проблемы обеспечения ядерной и радиационной безопасности государства Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Федеральную целевую программу "Ядерная и радиационная безопасность России" на 2000-2006 годы (далее именуется - Программа).
2. Утратил силу.
3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при разработке проектов федерального бюджета включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию в 2001 - 2006 годах за счет средств федерального бюджета.
Установить, что в ходе реализации Программы отдельные мероприятия и объемы их финансирования подлежат ежегодной корректировке с учетом реальных возможностей федерального бюджета.
Финансирование в 2000 году мероприятий Программы осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на реализацию федеральных целевых программ, являющихся составной частью Программы.
4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять участие в финансировании мероприятий Программы в пределах средств бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации.
5. Признать утратившими силу с 1 января 2001 г.:
постановление Правительства Российской Федерации от 23 октября 1995 г. N 1030 "О Федеральной целевой программе "Обращение с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизация и захоронение на 1996-2005 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 44, ст.4184);
постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 1995 г. N 1085 "О Федеральной целевой программе "Создание Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 45, ст.4340).
6. Министерству финансов Российской Федерации и Министерству экономики Российской Федерации совместно с Министерством Российской Федерации по атомной энергии рассмотреть вопрос о включении подраздела "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности России" в приложение 3 к Федеральному закону "О бюджетной классификации Российской Федерации".
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин

Федеральная целевая программа "Ядерная и радиационная безопасность России" на 2000 - 2006 годы (утв. постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2000 г. N 149)

Паспорт федеральной целевой программы "Ядерная и радиационная безопасность России" на 2000 - 2006 годы

Наименование Программы-федеральная целевая программа "Ядерная и радиационная безопасность России" на 2000 - 2006 годы
Дата принятия решения о разработке Программы-11 декабря 1996 г. (поручение Президента Российской Федерации N Пр-2214)
Дата утверждения Программы-22 февраля 2000 г. (постановление Правительства Российской Федерации N 149)
Государственные заказчики Программы-Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральное агентство по атомной энергии, Федеральное медико-биологическое агентство, Федеральное агентство по промышленности
Государственный заказчик-координатор Программы-Федеральное агентство по атомной энергии
Основные разработчики Программы-Федеральное агентство по атомной энергии, федеральное государственное унитарное предприятие "Государственный научный центр Российской Федерации - Физико-энергетический институт имени А.И. Лейпунского"
Цель и задачи Программы-целью Программы является комплексное решение проблемы обеспечения ядерной и радиационной безопасности России, направленное на снижение до социально приемлемого уровня риска радиационного воздействия на человека и среду его обитания объектов использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения техногенного и природного происхождения.Основными задачами Программы являются:комплексное решение проблемы обращения с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами для предотвращения их вредного воздействия на человека и окружающую среду;обеспечение ядерной и радиационной безопасности предприятий ядерного топливного цикла;обеспечение ядерной и радиационной безопасности действующих и выводимых из эксплуатации атомных электростанций, опытных и исследовательских реакторов, критических и подкритических стендов;развитие перспективных направлений использования атомной энергии с обеспечением повышенного уровня ядерной и радиационной безопасности, в том числе для замещения более опасных в экологическом отношении технологий;совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в области использования атомной энергии;разработка системы государственного учета и контроля ядерных материалов и системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;совершенствование физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов;обеспечение ядерной и радиационной безопасности на предприятиях судостроительной промышленности при строительстве, ремонте и утилизации атомных подводных лодок и надводных кораблей Военно-Морского Флота с ядерными энергетическими установками, а также судов с ядерными энергетическими установками и судов атомного технологического обслуживания Министерства транспорта Российской Федерации;обеспечение готовности органов управления, сил и средств территориальных и функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к выполнению задач по предупреждению иликвидации последствий чрезвычайных ситуаций радиационного характера на территории Российской Федерации;совершенствование существующих и разработка новых технологий реабилитации территорий и промышленных объектов, подвергшихся радиоактивному загрязнению;совершенствование государственного контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации;обеспечение радиационной безопасности, связанной с функционированием промышленных предприятий, использующих в своей деятельности материалы, содержащие природные радионуклиды;развитие и совершенствование системы медико-санитарного обслуживания и охраны труда работников ядерно опасных и радиационно опасных объектов и групп риска населения, подверженных повышенным уровням радиационного воздействия;ведение информационно-аналитических баз данных в области охраны здоровья населения и работников объектов использования атомной энергии при воздействии различных источников ионизирующего излучения;развитие методов и средств долгосрочного прогнозирования безопасного функционирования объектов использования атомной энергии для человека и окружающей среды;разработка и введение в действие федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, устанавливающих требования к ядерной безопасности и радиационной безопасности (технические и санитарно-гигиенические аспекты), физической защите, учету и контролю ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов
Важнейшие целевые индикаторы и показатели-Целевым индикатором 1 является соответствие состояния ядерной и радиационной безопасности социально приемлемому уровню, а показателями:фактические дозы облучения персонала;соответствие радиационного контроля нормам и правилам;фактические и допустимые сбросы и выбросы радиоактивных веществ;охват ядерно опасных и радиационно опасных объектов системой учета ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;обеспеченность автоматизированной системой контроля радиационной обстановки районов расположения ядерно опасных и радиационно опасных объектов;готовность отраслевой системы к выполнению задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на ядерно опасных и радиационно опасных объектах;обеспеченность современными средствами физической защиты.Целевым индикатором 2 является снижение риска возникновения нештатных ситуаций на ядерно опасных и радиационно опасных объектах, а показателями:отношение удельной величины автоматических внеплановых остановов реакторов на атомных электростанциях России к соответствующей величине остановов на атомных электростанциях мира;число событий на атомных электростанциях, определяемых по международной шкале ядерных событий;число нарушений на предприятиях ядерного топливного цикла, определяемых по международной шкале ядерных событий;число нарушений на исследовательских ядерных установках, определяемых по международной шкале ядерных событий;количество случаев превышения пределов доз облучения персонала
Срок и этапы реализации Программы-2000 - 2006 годы:I этап - 2000 - 2001 годы;II этап - 2002 - 2003 годы;III этап - 2004 - 2006 годы
Объем и источники финансирования-объем финансирования мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета составляет 943,163 млн. рублей, в том числе 649,563 млн. рублей - затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, 293,6 млн. рублей -расходы на инвестиции.Объем финансирования определен с учетом реальных возможностей федерального бюджета без учета средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников, объем которых определяется в процессе реализации Программы
Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности-разработка и использование современных технологий безопасного ведения работ в области обращения с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, утилизации и надежной изоляции радиоактивных отходов и отработавших ядерных материалов;разработка и внедрение на предприятиях ядерного топливного цикла ядерно безопасных, радиационно безопасных, взрыво- и пожаробезопасных технологий, а также оборудования повышенной безопасности;совершенствование систем оперативной диагностики состояния узлов, оборудования атомных электростанций и исследовательских ядерных установок, повышение технического уровня их обслуживания;разработка проектов перспективных ядерных реакторов различного назначения и различных типов с повышенным уровнем ядерной и радиационной безопасности и улучшенными технико-экономическими характеристиками;обучение эксплуатационного персонала объектов использования атомной энергии с применением создаваемых для этой цели современных технических средств и на основе учебно-методических разработок, включающих элементы психологической подготовки персонала к деятельности в экстремальных условиях;создание и обеспечение функционирования системы государственного учета и контроля ядерных материалов и системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;предотвращение ядерного терроризма и снижение вероятности потерь, хищений и несанкционированного использования ядерных материалов;разработка проектно-конструкторской документации и технологических схем, обеспечивающих ядерную и радиационную безопасность при утилизации реакторных отсеков атомных подводных лодок, надводных кораблей и судов и при обращении с ядерным топливом и радиоактивными отходами на предприятиях судостроительной промышленности;снижение риска превышения допустимых пределов доз облучения населения, минимизация количества облучаемых лиц и доз облучения в случае возникновения радиационных аварий, а также уменьшение их последствий для территорий и промышленных объектов Российской Федерации;реабилитация промышленных объектов, сельскохозяйственных угодий и других территорий, подвергшихся радиоактивномузагрязнению в результате реализации оборонных программ или чрезвычайных ситуаций радиационного характера;разработка и обеспечение функционирования современной Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации;снижение уровня облучения людей природными радионуклидами в быту и на производстве, а также техногенного загрязнения ими окружающей среды;разработка современных методик и оборудования для проведения медицинского обследования, профилактики и лечения работников ядерно опасных и радиационно опасных объектов и групп риска населения, подверженных радиационному воздействию повышенного уровня;создание и обеспечение функционирования единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения граждан, осуществление государственной радиационно-эпидемиологической регистрации лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов, ведение единого медико-дозиметрического регистра работников атомной промышленности. Проведение радиационно-гигиенической паспортизации организаций и территорий Российской Федерации;разработка научно обоснованной долгосрочной стратегии обеспечения ядерной и радиационной безопасности для человека и окружающей среды при использовании атомной энергии в различных отраслях экономики, медицине, при проведении научных исследований;совершенствование нормативной правовой базы в части определения требований безопасного использования атомной энергии в различных отраслях экономики, медицине, при проведении научных исследований.Социально-экономический эффект характеризуется следующими показателями:улучшение экологической обстановки в местах функционирования объектов использования атомной энергии и на реабилитированных территориях;снижение прямых и косвенных экономических потерь в результате исключения вероятности возникновения тяжелых радиационных аварий;предотвращение или снижение возможного ущерба от повышенного радиационного воздействия на человека и окружающую среду в результате ухудшения радиационной обстановки путем проведения оперативных действий по локализации и ликвидации его последствий;эффективное функционирование медико-санитарной системы защиты здоровья лиц, занятых на ядерно опасных и радиационно опасных производствах, а также населения, проживающего на прилегающих территориях

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Федеральная целевая программа "Ядерная и радиационная безопасность России" на 2000 - 2006 годы (далее - Программа) разработана для решения проблем, связанных с обеспечением ядерной и радиационной безопасности государства.
Серьезную задачу представляет собой обращение со значительным количеством радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива, накопленных в результате производства оружейных ядерных материалов, работы атомных электростанций, деятельности предприятий ядерного топливного цикла, эксплуатации атомных подводных лодок, надводных кораблей и судов с ядерными энергетическими установками и в результате других видов деятельности в области использования атомной энергии на территории Российской Федерации.
Неблагополучная радиационная обстановка сложилась на территориях, пострадавших в результате аварий на Чернобыльской атомной электростанции и на других ядерно опасных и радиационно опасных объектах, а также в местах утилизации кораблей и судов с ядерными энергетическими установками.
Сложность решения проблемы обусловлена тем, что ранее не уделялось должного внимания разработке методологии комплексного анализа вопросов обеспечения ядерной и радиационной безопасности России и долгосрочного прогнозирования ее состояния.
Целью государственной политики в современных условиях должны стать минимизация радиационного воздействия на человека и среду его обитания путем значительного повышения безопасности действующих и проектируемых объектов использования атомной энергии, обеспечение безопасности при обращении с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, проведение специальных мер по радиационной защите населения и реабилитации загрязненных территорий, физической защите ядерных материалов и ядерных установок.
Проблема ядерной и радиационной безопасности России требует единого подхода на государственном уровне к оценке уровня радиационной опасности объектов и разработке мер и критериев обеспечения их безопасного функционирования для человека и окружающей среды.
В Программе система критериев, обеспечивающих безопасность для человека и среды его обитания, формируется на основе концепции социально приемлемого уровня риска, которая применима к любому виду природного и техногенного воздействия на человека и окружающую среду, в том числе связанного с атомной энергией и ионизирующим излучением. Социально приемлемым уровнем риска возможных тяжелых аварий с радиоактивными выбросами катастрофического характера является полное исключение подобных аварий. Для случаев возможных радиационных инцидентов должны быть предусмотрены социальные меры защиты населения и организация его жизнедеятельности в условиях повышенного радиационного воздействия.
Указанные в паспорте Программы научно-технические, социальные, экологические, экономические и другие задачи в сфере ядерной и радиационной безопасности обусловливают необходимость применения для их рационального решения программно-целевого метода и его использования в рамках единой федеральной целевой программы при интеграции деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций различных организационно-правовых форм.
Комплексное решение проблемы обеспечения ядерной и радиационной безопасности в рамках Программы позволит сократить затраты бюджетных средств за счет исключения дублирования мероприятий, сконцентрировать усилия на решении первоочередных задач в этой области с использованием современных методов, средств анализа и прогнозирования, а также разработать долгосрочную стратегию обеспечения ядерной и радиационной безопасности государства.
Вопросы оказания социальной помощи населению, подвергшемуся радиационному воздействию в различных регионах Российской Федерации, решаются в рамках других действующих президентских и федеральных целевых программ.

2. Цель и задачи Программы

Основной целью Программы является комплексное решение проблемы обеспечения ядерной и радиационной безопасности России, направленное на снижение до социально приемлемого уровня риска радиационного воздействия на человека и среду его обитания объектов использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения техногенного и природного происхождения.
Чтобы определить суммарные (интегральные) риски и снизить их до социально приемлемого уровня, применяются количественные и качественные критерии оценки состояния ядерной и радиационной безопасности России.
Масштаб проблемы таков, что необходимо решать ее поэтапно, начиная с наиболее важных задач, предполагая, что проблема обеспечения ядерной и радиационной безопасности России будет становиться все более актуальной.
Обеспечение ядерной и радиационной безопасности России является приоритетной задачей социально-экономического развития государства в области обеспечения национальной безопасности и обеспечения качества жизни, здоровья населения.
Указанные в паспорте Программы задачи являются основными составляющими системного подхода к обеспечению ядерной и радиационной безопасности России.
Основными задачами Программы являются:
комплексное решение проблемы обращения с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами для предотвращения их вредного воздействия на человека и окружающую среду;
обеспечение ядерной и радиационной безопасности предприятий ядерного топливного цикла;
обеспечение ядерной и радиационной безопасности действующих и выводимых из эксплуатации атомных электростанций, опытных и исследовательских реакторов, критических и подкритических стендов;
развитие перспективных направлений использования атомной энергии с обеспечением повышенного уровня ядерной и радиационной безопасности, в том числе для замещения более опасных в экологическом отношении технологий;
совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в области использования атомной энергии;
разработка системы государственного учета и контроля ядерных материалов и системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;
совершенствование физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов;
обеспечение ядерной и радиационной безопасности на предприятиях судостроительной промышленности при строительстве, ремонте и утилизации атомных подводных лодок и надводных кораблей Военно-Морского Флота с ядерными энергетическими установками, а также судов с ядерными энергетическими установками и судов атомного технологического обслуживания Министерства транспорта Российской Федерации;
обеспечение готовности органов управления, сил и средств территориальных и функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к выполнению задач по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций радиационного характера на территории Российской Федерации;
совершенствование существующих и разработка новых технологий реабилитации территорий и промышленных объектов, подвергшихся радиоактивному загрязнению;
совершенствование государственного контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации;
обеспечение радиационной безопасности, связанной с функционированием промышленных предприятий, использующих в своей деятельности материалы, содержащие природные радионуклиды;
развитие и совершенствование системы медико-санитарного обслуживания и охраны труда работников ядерно опасных и радиационно опасных объектов и групп риска населения, подверженных повышенным уровням радиационного воздействия;
ведение информационно-аналитических баз данных в области охраны здоровья населения и работников объектов использования атомной энергии при воздействии различных источников ионизирующего излучения;