развитие методов и средств долгосрочного прогнозирования безопасного функционирования объектов использования атомной энергии для человека и окружающей среды;
разработка и введение в действие федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, устанавливающих требования к ядерной безопасности и радиационной безопасности (технические и санитарно-гигиенические аспекты), физической защите, учету и контролю ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.
Решение этих задач осуществляется в соответствии с федеральными законами "Об использовании атомной энергии", "О радиационной безопасности населения", "Об охране окружающей среды", "О техническом регулировании", а также в соответствии с "Основами государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу" и другими нормативными правовыми актами с учетом следующих принципов обеспечения радиационной безопасности:
непревышение допустимых пределов индивидуальных доз облучения граждан от всех источников ионизирующего излучения (принцип нормирования);
запрещение всех видов деятельности по использованию источников ионизирующего излучения, при которых полученная для человека и общества польза не превышает риск возможного вреда, причиненного дополнительным к естественному радиационному фону облучением (принцип обоснования);
поддержание на возможно более низком и достижимом уровне с учетом экономических и социальных факторов индивидуальных доз облучения и числа облучаемых лиц при использовании любого источника ионизирующего излучения (принцип оптимизации).
Программа рассчитана на 7 лет и ее планируется выполнить в 3 этапа.
На I этапе (2000 - 2001 годы) предусмотрено определение наиболее эффективных путей и мер преодоления негативных последствий использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения техногенного и природного происхождения. Запланирована разработка научных, нормативных, методических и организационных основ для дальнейшей реализации мероприятий Программы.
На II этапе (2002 - 2003 годы) планируется обеспечить согласованное и взаимоувязанное выполнение мероприятий Программы по всем подпрограммам.
На III этапе (2004 - 2006 годы) предусматривается обеспечить реализацию основных положений Программы и определить дальнейшие мероприятия в соответствии с рекомендациями "Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу", утвержденных Президентом Российской Федерации.
Из основных целей и задач Программы вытекает логическое построение системы целевых индикаторов и показателей эффективности реализации программных мероприятий.
Цель Программы фактически определяет два основных целевых индикатора реализации Программы:
Целевым индикатором 1 является соответствие состояния ядерной и радиационной безопасности социально приемлемому уровню.
Целевым индикатором 2 является снижение риска возникновения нештатных ситуаций на ядерно опасных и радиационно опасных объектах.
Значения целевых индикаторов, рассчитанные по методике оценки эффективности реализации мероприятий Программы с помощью целевых показателей, применяются согласно приложению N 1.
Целевые показатели индикатора 1:
фактические дозы облучения персонала;
соответствие радиационного контроля нормам и правилам;
фактические и допустимые сбросы и выбросы радиоактивных веществ;
охват ядерно опасных и радиационно опасных объектов системой учета ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;
обеспеченность автоматизированной системой контроля радиационной обстановки районов расположения ядерно опасных и радиационно опасных объектов;
готовность отраслевой системы к выполнению задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на ядерно опасных и радиационно опасных объектах;
обеспеченность современными средствами физической защиты.
Целевые показатели индикатора 2:
отношение удельной величины автоматических внеплановых остановов реакторов на атомных электростанциях России к соответствующей величине остановов на атомных электростанциях мира;
число событий на атомных электростанциях, определяемых по международной шкале ядерных событий (INES);
число нарушений на предприятиях ядерного топливного цикла, определяемых по шкале INES;
число нарушений на исследовательских ядерных установках, определяемых по шкале INES;
количество случаев превышения пределов доз облучения персонала.
Значения целевых показателей реализации Программы приведены в приложениях N 2 и 3.
Значения целевых показателей в процессе реализации Программы могут изменяться, что отразится на значениях целевых индикаторов Программы.
3. Система программных мероприятий
Программа содержит 7 направлений деятельности по обеспечению ядерной и радиационной безопасности, включая ядерную и радиационную безопасность на ядерно опасных и радиационно опасных объектах, охрану здоровья и защиту персонала и населения при различных видах радиационного воздействия, реабилитацию загрязненных территорий, научно-методическую поддержку обеспечения ядерной и радиационной безопасности объектов использования атомной энергии и разработку критериев и принципов обеспечения ядерной и радиационной безопасности.
При реализации Программы планируется осуществить комплекс взаимосвязанных и скоординированных мероприятий при персональной ответственности каждого государственного заказчика за выполнение работ по своему направлению. Почти все задачи, поставленные Программой, предполагают конечный результат в виде достижений науки и техники, нормативных документов или технических решений.
По направлению "Ядерно опасные и радиационно опасные объекты Федерального агентства по атомной энергии" предусматривается осуществление следующих основных мероприятий:
обращение с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизация и захоронение;
обеспечение безопасности атомной промышленности России;
обеспечение безопасности атомных электростанций и исследовательских ядерных установок;
повышение безопасности атомных электростанций и ядерных энергетических установок нового поколения;
совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
организация системы государственного учета и контроля ядерных материалов и системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов и их физическая защита.
По направлению "Ядерная и радиационная безопасность на предприятиях судостроения" предусматривается обеспечение ядерной и радиационной безопасности на предприятиях судостроения.
По направлению "Защита населения и реабилитация загрязненных территорий" предусматривается осуществление следующих основных мероприятий:
защита населения и территорий от последствий возможных радиационных аварий;
методическое обеспечение деятельности по защите населения и реабилитации территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению.
По направлению "Контроль радиационной обстановки на территории Российской Федерации" предусматривается создание Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации.
По направлению "Охрана здоровья населения и профессиональных работников при различных видах радиационного воздействия" предусматривается осуществление следующих основных мероприятий:
снижение уровня облучения населения и техногенного загрязнения окружающей среды природными радионуклидами;
организация единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения граждан и состояния здоровья групп риска населения, подверженных повышенным уровням радиационного воздействия;
организация системы медицинского обслуживания и охраны труда работников, подверженных облучению на производстве;