Программа является одним из механизмов реализации Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу.
Предотвращение социально-экономического и экологического ущерба от повышенного радиационного воздействия на человека и окружающую среду может быть обеспечено в результате реализации мероприятий Программы за счет:
повышения безопасности эксплуатации действующих ядерных и радиационных объектов (атомные электростанции, промышленные, опытные и исследовательские реакторы, стенды, ядерные энергетические установки подводных лодок, надводные корабли, суда гражданского флота и др., включая обеспечение безопасности при выводе объектов из эксплуатации), а также источников ионизирующего излучения техногенного и природного происхождения;
создания атомных электростанций и ядерных энергетических установок нового поколения с повышенной безопасностью, комплексной утилизации ядерных энергетических установок подводных лодок, кораблей Военно-Морского Флота и судов гражданского флота;
обеспечения надежной защиты населения и территорий от радиационного воздействия при возможных авариях и катастрофах, защиты населения и проведения комплекса работ по реабилитации территорий, загрязненных вследствие аварий;
активизации деятельности органов здравоохранения в области радиационной защиты персонала ядерно опасных и радиационно опасных объектов и населения, применения системы медицинского обслуживания критических групп населения повышенного радиационного риска и их психологической защиты и реабилитации;
разработки новых средств, методов исследования и анализа воздействия ядерно опасных и радиационно опасных объектов на окружающую среду и человека, включая оценку риска и ущерба для окружающей среды и человека.
Осуществление мероприятий по ядерной и радиационной безопасности объектов приведет к снижению социальной напряженности в обществе в результате:
предотвращения масштабного и локального переселения (миграции) жителей страны из загрязненных зон;
решения проблем, связанных с обустройством и проживанием на территориях, подвергшихся радиационному воздействию;
постепенной ликвидации социальной напряженности в зонах, подвергшихся радиационному воздействию.
Мероприятия Программы направлены на обеспечение безопасности и предупреждение аварий. Уровень безопасности объекта оценивается регулирующим органом по безопасности при осуществлении контроля лицензионной деятельности.
Обеспечение ядерной и радиационной безопасности объектов использования атомной энергии опирается, в частности, на систему федеральных норм и правил по ядерной и радиационной безопасности. Создание системы федеральных норм и правил по ядерной и радиационной безопасности, соответствующей опыту эксплуатации объектов в Российской Федерации, мировым достижениям науки и техники и рекомендациям МАГАТЭ, является одним из важнейших социально-экономических результатов реализации Программы.
Приложение N 1
к федеральной целевой программе
"Ядерная и радиационная безопасность России"
на 2000 - 2006 годы
к федеральной целевой программе
"Ядерная и радиационная безопасность России"
на 2000 - 2006 годы
Целевые индикаторы реализации Программы
Целевой индикатор | Уровень стремления | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год (прогноз) | 2006 год (прогноз) |
1. Соответствие состояния ядерной и радиационной безопасности социально-приемлемому уровню, процентов | 100 | 57,3 | 66 | 73,5 | 79,9 | 86 |
2. Снижение риска возникновения нештатных ситуаций на ядерно опасных и радиационно опасных объектах, процентов | 0 | 1,5 | 0,63 | 0,16 | 0,1 | 0,05 |
Приложение N 2
к федеральной целевой программе
"Ядерная и радиационная безопасность России"
на 2000 - 2006 годы
к федеральной целевой программе
"Ядерная и радиационная безопасность России"
на 2000 - 2006 годы
Динамика значений целевых показателей целевого индикатора "Соответствие состояния ядерной и радиационной безопасности социально приемлемому уровню"
Показатели | Значения показателей | ||||||
2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год (прогноз) | 2006 год (прогноз) | 2007 год (прогноз) | ||
1. | Фактические дозы облучения персонала, мЗв | 2,83 | 2,5 | 2,35 | 2,3 | 2,28 | 2,27 |
2. | Адекватность контроля нормам и правилам (методическая), процентов | 14,8 | 30,8 | 50,5 | 67 | 83 | 100 |
3. | Адекватность контроля нормам и правилам (эпидемиологическая), процентов | 52 | 67 | 80 | 90 | 95 | 100 |
4. | Фактические и допустимые сбросы радиоактивных веществ, процентов | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 |
5. | Фактические и допустимые выбросы радиоактивных веществ, процентов | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 |
6. | Охват ядерно опасных и радиационно опасных объектов системой учета ядерных материалов, процентов | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
7. | Охват ядерно опасных и радиационно опасных объектов системой учета радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, процентов | 20 | 50 | 60 | 70 | 80 | 85 |
8. | Обеспеченность автоматизированной системой контроля радиационной обстановки районов расположения ядерно опасных и радиационно опасных объектов, процентов | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
9. | Готовность отраслевой системы к выполнению задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на ядерно опасных и радиационно опасных объектах - люди и техника, процентов | 70 | 75 | 80 | 85 | 90 | 95 |
10. | Готовность отраслевой системы к выполнению задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на ядерно опасных и радиационно опасных объектах - связь и коммуникации, процентов | 4,3 | 34,3 | 60 | 71 | 85,7 | 100 |
11. | Обеспеченность современными средствами физической защиты, процентов | 23,3 | 30,7 | 41,9 | 56,2 | 68,1 | 80 |
Приложение N 3
к федеральной целевой программе
"Ядерная и радиационная безопасность России"
на 2000 - 2006 годы
к федеральной целевой программе
"Ядерная и радиационная безопасность России"
на 2000 - 2006 годы
Динамика значений целевых показателей целевого индикатора "Снижение риска возникновения нештатных ситуаций на ядерно опасных и радиационно опасных объектах"
Показатели | Значения показателей | Уровень стремления | ||||||
2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год (прогноз) | 2006 год (прогноз) | 2007 год (прогноз) | |||
1. | Отношение удельной величины автоматических внеплановых остановов реакторов на атомных электростанциях России к соответствующей величине остановов на атомных электростанциях мира, относительных единиц | 0,66 | 0,49 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 |
2. | Число событий на атомных электростанциях уровня 0 по международной шкале ядерных событий INES, единиц | 37 | 35 | 33 | 32 | 31 | 30 | 30 |
3. | Число событий на атомных электростанциях уровня 1 по международной шкале ядерных событий INES, единиц | 2 | - | - | - | - | - | - |
4. | Число нарушений на предприятиях ядерного топливного цикла уровня 0 по международной шкале ядерных событий INES, единиц | 13 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
5. | Число нарушений на исследовательских ядерных установках уровня 0 по международной шкале ядерных событий INES, единиц | 38 | 36 | 34 | 32 | 31 | 30 | 30 |
6. | Число нарушений на исследовательских ядерных установках уровня 1 по международной шкале ядерных событий INES, единиц | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
7. | Количество случаев превышения пределов доз облучения персонала, находящихся в следующих диапазонах, единиц: | |||||||
50 - 200 мЗв | - | 4 | - | - | - | - | - | |
0,2 - 1 Гр | - | 1 | - | - | - | - | - | |
1 - 5 Гр | - | - | - | - | - | - | - | |
>5 Гр | - | - | - | - | - | - | - |
Приложение N 4
к федеральной целевой программе
"Ядерная и радиационная безопасность России"
на 2000 - 2006 годы
к федеральной целевой программе
"Ядерная и радиационная безопасность России"
на 2000 - 2006 годы
Мероприятия федеральной целевой программы "Ядерная и радиационная безопасность России" на 2000 - 2006 годы
Объем финансирования за счет средств федерального бюджета (млн. рублей, в ценах соответствующего года) | Ожидаемые результаты | ||||||||||||||||||
2000 - 2006 годы, всего | в том числе | ||||||||||||||||||
2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | |||||||||||||
I. Направление "Ядерно опасные и радиационно опасные объекты Федерального агентства по атомной энергии" (государственный заказчик - Росатом) | |||||||||||||||||||
1. Обращение с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизация и захоронение, в том числе: | 432,8242 | - | 63,95 | 62,1634 | 56,168 | 53,0348 | 93,908 | 103,6 | консервация и ликвидация выводимых из эксплуатации карьеров, рудников и хвостохранилищ; создание комплексов для кондиционирования всех видов радиоактивных отходов, накопленных и образующихся в научных организациях и на радиохимических производствах, в том числе радиоактивных отходов от переработки отработавшего ядерного топлива;консервация и ликвидация выводимых из эксплуатации открытых бассейнов - хранилищ жидких радиоактивных отходов на федеральных государственных унитарных предприятиях "Производственное объединение "Маяк", "Сибирский химический комбинат" и "Горно-химический комбинат";реконструкция, консервация и (или) ликвидация временных хранилищ радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива, дезактивация территорий научных организаций;приведение деятельности специализированных комбинатов "Радон" в соответствие с требованиями современных нормативных правовых документов;консервация объектов применения мирных ядерных взрывов и дезактивация их территорий; определение статуса объектов проведения мирных ядерных взрывов;разработка технологической документации по созданию системы локальных и региональных объектов долговременного хранения и окончательной изоляции всех видов радиоактивных отходов; разработка методик прогнозирования последствий подземной изоляции радиоактивных отходов; разработка эффективных, с малым количеством отходов и экологически безопасных методов и технологий кондиционирования и контейнеризации радиоактивных отходов;создание баз данных для подготовки и ведения всероссийского реестра радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;управление реализацией Программы;координация деятельности государственных заказчиков; оценка эффективности выполнения мероприятий Программы | ||||||||||
НИОКР | 172,7242 | - | 17,95 | 16,1634 | 21,168 | 23,2848 | 45,158 | 49,0 | |||||||||||
инвестиции | 260,1 | - | 46,0 | 46,0 | 35,0 | 29,75 | 48,75 | 54,6 | |||||||||||
2. Обеспечение безопасности атомной промышленности России, в том числе: | 14,2264 | - | 2,0 | 1,9644 | 2,24 | 2,464 | 2,668 | 2,89 | разработка и внедрение перспективных технологий и методов обращения с ядерными и радиоактивными материалами, включая совершенствование системы газоочистки на радиохимических заводах | ||||||||||
НИОКР | 14,2264 | - | 2,0 | 1,9644 | 2,24 | 2,464 | 2,668 | 2,89 | |||||||||||
инвестиции | - | - | - | - | - | - | - | - | |||||||||||
3. Обеспечение безопасности атомных электростанций и исследовательских ядерных установок, в том числе: | 17,139 | - | 1,6 | 2,3572 | 2,688 | 2,9568 | 3,617 | 3,92 | реализация концепции глубоко эшелонированной защиты;анализ и оценка состояния ядерной и радиационной безопасности во всех сферах; ежегодные доклады о неотложных задачах обеспечения ядерной и радиационной безопасности России;снижение риска возникновения нарушений в работе и аварий на атомных электростанциях и исследовательских ядерных установках;оперативное и целенаправленное оказание помощи атомным электростанциям и другим ядерно опасным и радиационно опасным объектам при авариях;снижение радиационного воздействия на население и персонал;снижение риска пожаров на атомных электростанциях, которые могут иметь радиационные последствия;готовность аварийно-спасательных формирований Росатома к оперативной и целенаправленной помощи при авариях | ||||||||||
НИОКР | 17,139 | - | 1,6 | 2,3572 | 2,688 | 2,9568 | 3,617 | 3,92 | |||||||||||
инвестиции | - | - | - | - | - | - | - | - | |||||||||||
4. Повышение безопасности атомных электростанций и ядерных энергетических установок нового поколения, в том числе: | 32,7343 | - | 4,6 | 4,5181 | 5,152 | 5,6672 | 6,137 | 6,66 | внедрение в проекты действующих и перспективных атомных электростанций технических решений по повышению уровня ядерной и радиационной безопасности; разработка критериев и принципов ядерной и радиационной безопасности атомных электростанций и других ядерных энергетических установок нового поколения | ||||||||||
НИОКР | 32,7343 | - | 4,6 | 4,5181 | 5,152 | 5,6672 | 6,137 | 6,66 | |||||||||||
инвестиции | - | - | - | - | - | - | - | - | |||||||||||
5. Совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, в том числе: | 12,0761 | - | 1,68 | 1,6697 | 1,904 | 2,0944 | 2,268 | 2,46 | формирование современной системы обеспечения надежной работы персонала ядерно опасных и радиационно опасных объектов, развитие научно-методической и материально-технической базы | ||||||||||
НИОКР | 12,0761 | - | 1,68 | 1,6697 | 1,904 | 2,0944 | 2,268 | 2,46 | подготовки персонала ядерно опасных и радиационно опасных объектов | ||||||||||
инвестиции | - | - | - | - | - | - | - | - | |||||||||||
6. Организация системы государственного учета и контроля ядерных материалов и системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов и их физическая защита,в том числе: | 16,6611 | - | 3,67 | 1,6697 | 1,904 | 2,0944 | 3,513 | 3,81 | сохранность, учет и контроль ядерных материалов и радиоактивных веществ; выполнение международных обязательств Российской Федерации и рекомендаций МАГАТЭ;рекомендации по проектам систем физической защиты с применением компьютерных средств для контроля и наблюдения за доступом к ядерным материалам с учетом предотвращения возможных террористических проявлений; оперативный сбор и обработка информации о наличии и перемещениях ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;формирование государственного кадастра;снижение вероятности потерь, хищений и несанкционированного использования ядерных материалов, в том числе с террористической целью;проведение НИОКР и внедрение физической защиты, современных методов учета и контроля ядерных материалов;исключение возможности хищения или несанкционированного использования ядерных материалов;разработка комплекса программ обучения, методических руководств и учебных пособий для институтов повышения квалификации по вопросам государственного учета и контроля ядерных материалов | ||||||||||
НИОКР | 16,6611 | - | 3,67 | 1,6697 | 1,904 | 2,0944 | 3,513 | 3,81 | |||||||||||
инвестиции | - | - | - | - | - | - | - | - | |||||||||||
Итого по направлению,в том числе: | 525,6611 | - | 77,5 | 74,3425 | 70,056 | 68,3116 | 112,111 | 123,34 | |||||||||||
НИОКР | 265,5611 | - | 31,5 | 28,3425 | 35,056 | 38,5616 | 63,361 | 68,74 | |||||||||||
инвестиции | 260,1 | - | 46,0 | 46,0 | 35,0 | 29,75 | 48,75 | 54,6 | |||||||||||
II. Направление "Ядерная и радиационная безопасность на предприятиях судостроения" (государственный заказчик - Роспром) | |||||||||||||||||||
7. Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на предприятиях судостроения, в том числе: | 108,1133 | - | 9,79 | 10,4101 | 11,872 | 13,0592 | 29,942 | 33,04 | консервация хранилища радиоактивных отходов;разработка и модернизация систем физической защиты ядерно опасных и радиационно опасных объектов и обеспечение предприятий этими системами; создание автоматизированной системы и обеспечение контроля радиационной обстановки на предприятиях;обеспечение ядерной и радиационной безопасности при строительстве и ремонте кораблей и судов с ядерными энергетическими установками;разработка и обеспечение предприятий и организаций ведомственными руководящими документами;разработка и обеспечение компьютерными системами учета и контроля радиоактивных веществ, радиоактивных отходов и ядерных материалов на предприятиях;обеспечение требований норм радиационной безопасности на предприятиях;повышение безопасности критических стендов;повышение пожарной безопасности с целью исключения возникновения ядерно опасных и радиационно опасных ситуаций;повышение готовности аварийных формирований к ликвидации последствий аварий | ||||||||||
НИОКР | 74,6133 | - | 9,79 | 10,4101 | 11,872 | 13,0592 | 14,142 | 15,34 | |||||||||||
инвестиции | 33,5 | - | - | - | - | - | 15,8 | 17,70 | |||||||||||
Итого по направлению,в том числе: | 108,1133 | - | 9,79 | 10,4101 | 11,872 | 13,0592 | 29,942 | 33,04 | |||||||||||
НИОКР | 74,6133 | - | 9,79 | 10,4101 | 11,872 | 13,0592 | 14,142 | 15,34 | |||||||||||
инвестиции | 33,5 | - | - | - | - | - | 15,8 | 17,70 | |||||||||||
III. Направление "Защита населения и реабилитация загрязненных территорий" (государственный заказчик - МЧС России) | |||||||||||||||||||
8. Защита населения и территорий от последствий возможных радиационных аварий, в том числе: | 35,522 | - | 5,02 | 4,83 | 5,6 | 6,16 | 6,672 | 7,24 | создание требуемых запасов средств индивидуальной защиты для всего населения, проживающего и работающего в зонах возможных чрезвычайных ситуаций радиационного характера;разработка и промышленное производство средств индивидуальной и коллективной защиты с повышенными показателями надежности;методические указания и руководства по дезактивации и санитарной обработке людей и животных, обеспечивающие повышенную эффективность и производительность;систематизация и разработка технологической документации по дезактивации;внедрение новых методов и способов дезактивации;корректировка действующей документации в части расчетов сил и средств для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;готовность функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к защите населения и окружающей среды и ликвидации последствий радиационных аварий;ведение базы данных по характеристикам событий, возможным дозовым нагрузкам для населения;разработка рекомендаций по мерам защиты населения и территорий;разработка новых методов и средств предупреждения чрезвычайных ситуаций при неконтролируемых входах в плотные слои атмосферы космических аппаратов с бортовыми ядерными энергетическими установками;осуществление экспертизы проектов объектов с ядерными энергетическими установками | ||||||||||
НИОКР | 35,522 | - | 5,02 | 4,83 | 5,6 | 6,16 | 6,672 | 7,24 | |||||||||||
инвестиции | - | - | - | - | - | - | - | - | |||||||||||
9. Методическое обеспечение деятельности по защите населения и реабилитации территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению,в том числе: | 1,0528 | - | 0,13 | 0,15 | 0,168 | 0,1848 | 0,2 | 0,22 | подготовка перечней документов, согласованных с Росатомом, Минздравсоцразвития России, МПР России и Ростехнадзором и обеспечивающих реализацию федеральных законов на всех уровнях исполнительной власти | ||||||||||
НИОКР | 1,0528 | 0,13 | 0,15 | 0,168 | 0,1848 | 0,2 | 0,22 | ||||||||||||
инвестиции | - | - | - | - | - | - | - | - | |||||||||||
Итого по направлению,в том числе: | 36,5748 | - | 5,15 | 4,98 | 5,768 | 6,3448 | 6,872 | 7,46 | |||||||||||
НИОКР | 36,5748 | - | 5,15 | 4,98 | 5,768 | 6,3448 | 6,872 | 7,46 | |||||||||||
инвестиции | - | - | - | - | - | - | - | - | |||||||||||
IV. Направление "Контроль радиационной обстановки на территории Российской Федерации" (государственный заказчик - Росгидромет, в 2001 - 2004 годах - МПР России, в 2005 году - Росатом) | |||||||||||||||||||
10. Создание Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации (ЕГАСКРО), в том числе: | 40,5836 | - | 5,8 | 7,576 | 5,936 | 6,5296 | 7,072 | 7,67 | применение специальных средств дистанционного контроля, измерительных приборов, технических средств и оборудования для ЕГАСКРО;создание связанных в единую систему и согласованно функционирующих ведомственных подсистем и служб контроля радиационной обстановки, обеспечивающих в совокупности контроль источников и уровней радиоактивного загрязнения окружающей среды, облучения персонала и населения; подготовка методической документации, регламентирующей функционирование системы государственного контроля за радиационной обстановкой (ее подсистем и служб), комплексов программно-математических средств, баз данных, регистров, поддерживающих выполнение задач и функций ЕГАСКРО;разработка технических средств и организационных нормативных документов, обеспечивающих согласованное функционирование автоматизированной информационно-управляющей подсистемы и других подсистем и служб федерального уровня ЕГАСКРО;подготовка организационно-методических, нормативно-технических документов, обеспечивающих информационное сопровождение и согласованное функционирование территориального информационно-аналитического центра и локальных подсистем ЕГАСКРО в субъектах Российской Федерации | ||||||||||
НИОКР | 40,5836 | - | 5,8 | 7,576 | 5,936 | 6,5296 | 7,072 | 7,67 | |||||||||||
инвестиции | - | - | - | - | - | - | - | - | |||||||||||
Итого по направлениюв том числе: | 40,5836 | - | 5,8 | 7,576 | 5,936 | 6,5296 | 7,072 | 7,67 | |||||||||||
НИОКР | 40,5836 | - | 5,8 | 7,576 | 5,936 | 6,5296 | 7,072 | 7,67 | |||||||||||
инвестиции | - | - | - | - | - | - | - | - | |||||||||||
V. Направление "Охрана здоровья населения и профессиональных работников при различных видах радиационного воздействия" (государственный заказчик - ФМБА России; в отношении мероприятия, указанного в пункте 11 настоящего приложения, в 2001 - 2004 годах - МПР России, в 2005 году - Росатом) | |||||||||||||||||||
11. Снижение уровня облучения населения и техногенного загрязнения окружающей среды природными радионуклидами,в том числе: | 19,9526 | - | 2,83 | 2,751 | 3,136 | 3,4496 | 3,736 | 4,05 | разработка и внедрение комплекта нормативно-правовых и нормативно-методических документов, касающихся ограничения уровней облучения населения ионизирующим излучением естественных радионуклидов;данные прикладных исследований для обоснования мер защиты населения от воздействия естественных радионуклидов; результаты обследования жилого фонда на территориях с повышенным содержанием естественных радионуклидов;разработка аппаратуры для массовых измерений концентрации естественных радионуклидов, выпуск опытных партий перспективных образцов аппаратуры;разработка системы обеспечения единства измерений концентрации естественных радионуклидов;разработка и ведение базы данных, касающихся уровней облучения населения России;разработка информационных материалов для специалистов и населения по проблемам обеспечения радиационной безопасности применительно к воздействию природных радионуклидов | ||||||||||
НИОКР | 19,9526 | - | 2,83 | 2,751 | 3,136 | 3,4496 | 3,736 | 4,05 | |||||||||||
инвестиции | - | - | - | - | - | - | - | - | |||||||||||
12. Организация единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения граждан и состояние здоровья групп риска населения, подверженных повышенным уровням радиационного воздействия,в том числе: | 13,5173 | - | 1,9 | 1,8655 | 2,128 | 2,3408 | 2,533 | 2,75 | создание организационно-технической основы ведения государственного и ведомственных банков данных, касающихся групповых и индивидуальных доз облучения персонала организаций и населения от источников ионизирующего излучения;создание комплекса методических документов для метрологической аттестации методик определения доз облучения персонала организаций и различных групп населения;нормативно-правовое и организационное обеспечение функционирования национального радиационно-эпидемиологического регистра;ежегодный сбор, накопление и анализ персональной медико-дозиметрической информации о гражданах Российской Федерации, относящихся к группам повышенного радиационного риска (более 100 тыс. человек);обеспечение методической и организационной основы ведения и анализа радиационно-гигиенических паспортов;создание радиационно-гигиенических паспортов объектов и территорий | ||||||||||
НИОКР | 13,5173 | - | 1,9 | 1,8655 | 2,128 | 2,3408 | 2,533 | 2,75 | |||||||||||
инвестиции | - | - | - | - | - | - | - | - | |||||||||||
13. Организация системы медицинского обслуживания и охраны труда работников, подверженных облучению на производстве,в том числе: | 29,1609 | - | 4,08 | 4,0267 | 4,592 | 5,0512 | 5,471 | 5,94 | оценка риска для здоровья работников атомной промышленности | ||||||||||
НИОКР | 29,1609 | - | 4,08 | 4,0267 | 4,592 | 5,0512 | 5,471 | 5,94 | |||||||||||
инвестиции | - | - | - | - | - | - | - | - | |||||||||||
14. Организация системы медицинского обслуживания лиц из групп риска населения, подверженных повышенным уровням радиационного воздействия,в том числе: | 9,2492 | - | 1,3 | 1,2776 | 1,456 | 1,6016 | 1,734 | 1,88 | разработка и внедрение унифицированных методов по медицинскому обследованию, профилактике и лечению лиц из групп риска, подверженных повышенным уровням радиационного воздействия;оптимизация рентгено-радиологических обследований населения;разработка и внедрение нормативно-методических документов;развитие методической базы радиационно-гигиенического контроля;разработка мероприятий по защите населения Российской Федерации от облучения, профилактике и ликвидации медицинских последствий радиационных аварий;разработка, подготовка к изданию и тиражирование методических материалов по вопросам радиационной безопасности | ||||||||||
НИОКР | 9,2492 | - | 1,3 | 1,2776 | 1,456 | 1,6016 | 1,734 | 1,88 | |||||||||||
инвестиции | - | - | - | - | - | - | - | - | |||||||||||
15. Оказание специализированной медицинской помощи при ликвидации последствий радиационных аварий,в том числе: | 12,8141 | - | 1,8 | 1,7685 | 2,016 | 2,2176 | 2,402 | 2,61 | разработка методики медицинского обслуживания для лиц, подвергшихся радиационному воздействию;разработка методической базы по оперативной диагностике доз облучения персонала и населения в различные периоды радиационной аварии;научно-методическое обеспечение лечебно-эвакуационных и санитарно-гигиенических мероприятий при ликвидации последствий радиационных аварий | ||||||||||
НИОКР | 12,8141 | - | 1,8 | 1,7685 | 2,016 | 2,2176 | 2,402 | 2,61 | |||||||||||
инвестиции | - | - | - | - | - | - | - | - | |||||||||||
Итого по направлению,в том числе: | 84,6941 | - | 11,91 | 11,6893 | 13,328 | 14,6608 | 15,876 | 17,23 | |||||||||||
НИОКР | 84,6941 | - | 11,91 | 11,6893 | 13,328 | 14,6608 | 15,876 | 17,23 | |||||||||||
инвестиции | - | - | - | - | - | - | - | - | |||||||||||
VI. Направление "Научно-методическое обеспечение деятельности в области ядерной и радиационной безопасности России" (государственный заказчик - Росатом) | |||||||||||||||||||
16. Разработка средств и методов исследования и анализа воздействия ядерно опасных и радиационно опасных объектов на природную среду и человека,в том числе: | 32,0288 | - | 4,5 | 4,4198 | 5,04 | 5,544 | 6,005 | 6,52 | разработка комплекса современных методов (ландшафтно-геохимических, минералого-петрографических, гидрогеологических, гидрогеохимических) и средств (многоканальные зонды для | ||||||||||
НИОКР | 32, 0288 | - | 4,5 | 4,4198 | 5,04 | 5,544 | 6,005 | 6,52 | изучения гидрохимии и гидродинамики подземных и поверхностных вод), позволяющих выявлять основные закономерности поведения радиоактивных загрязнителей в экосистемах;использование принципов и методов комплексного экологического мониторинга районов размещения ядерно опасных и радиационно опасных объектов и загрязненных территорий с использованием современных способов диагностики, динамики распространения радиационно-химических загрязнений почв, подпочвенных пород, растительности, поверхностных и подземных вод;разработка методологии выбора геологической среды, полигонов хранения и захоронения радиоактивных материалов, обеспечивающей минимальный риск проникновения радиоактивных токсикантов в экосферу, включая методику прогнозной оценки вероятности проявления природных процессов, угрожающих целостности хранилищ радиоактивных материалов;разработка методологии создания высокоэффективных изоляционных барьеров, обеспечивающих безопасное хранение и захоронение радиоактивных материалов;создание лабораторных экспериментальных разработок новых типов высокоустойчивых и высокоемких стеклоподобных, стеклокристаллических и кристаллических матриц-консервантов для иммобилизации радиоизотопов с различными периодами полураспада, а также универсальных кристаллических матриц, включающих актиниды, лантаниды, цирконий;рекомендации по промышленному освоению разработанных типов матричных материалов;использование полученных данных об изменениях генома человека под воздействием малых доз радиации и низкоинтенсивного облучения с учетом влияния загрязненности окружающей среды;применение новых методов оценки последствий радиационного воздействия выбросов предприятий ядерного топливного цикла на биогеоценозы | ||||||||||
инвестиции | - | - | - | - | - | - | - | - | |||||||||||
17. Разработка методов анализа и обоснования безопасности ядерно опасных и радиационно опасных объектов,в том числе: | 71,103 | - | 9,95 | 9,822 | 11,2 | 12,32 | 13,341 | 14,47 | разработка научных основ вероятностного анализа безопасности ядерно опасных и радиационно опасных объектов;применение научно-методических основ и программ анализа протекания тяжелых аварий;формирование научных основ и программ анализа критичности ядерных энергетических установок;разработка методики анализа последствий функционирования ядерно опасных и радиационно опасных объектов;внедрение методов и средств анализа последствий и ущерба от аварий на ядерно опасных и радиационно опасных объектах гражданского назначения, а также методов и средств анализа последствий и ущерба от аварий на ядерно опасных и радиационно опасных объектах военного назначения;разработка научных основ и средств анализа риска;формирование концепции и принципов создания новой экологически безопасной технологии переработки отработавших ядерных материалов, обеспечивающей максимально возможное извлечение всех полезных компонентов, минимизацию радиоактивных отходов и их фракционирование;внедрение методов, компьютерных моделей и технологий, обеспечивающих надежное прогнозирование ядерной и радиационной безопасности объектов;подготовка аналитических сводных отчетов о результатах реализации программы и эффективности использования финансовых средств, а также проекта ежегодной заявки на финансирование мероприятий программы;подготовка проекта программы "Ядерная и радиационная безопасность России" до 2010 года и на перспективу | ||||||||||
НИОКР | 71,103 | - | 9,95 | 9,822 | 11,2 | 12,32 | 13,341 | 14,47 | |||||||||||
инвестиции | - | - | - | - | - | - | - | - | |||||||||||
18. Разработка стратегии обеспечения ядерной и радиационной безопасности России,в том числе: | 13,8733 | - | 1,95 | 1,9153 | 2,184 | 2,402 | 2,602 | 2,82 | формирование принципов информационно-аналитического обеспечения ядерной безопасности, принципов информационно-аналитического обеспечения радиационной безопасности персонала ядерно опасных и радиационно опасных объектов, принципов информационно-аналитического обеспечения радиационной безопасности населения и его информирования при нормальной эксплуатации и чрезвычайных ситуациях, принципов информационно-аналитической поддержки экологического и радиационно-гигиенического мониторинга;формирование концепции и структуры единой системы информационно-аналитического обеспечения задач ядерной и радиационной безопасности, прототипа подсистемы информационно-аналитического обеспечения работ по Программе; создание единых банков данных по ядерно опасным и радиационно опасным объектам, отказам оборудования и моделям геоинформационных систем для регионов размещения ядерно опасных и радиационно опасных объектов, прототипов систем поддержки принятия решений и тренинга;подготовка среднесрочного и долгосрочного прогнозов безопасного развития атомной энергетики и других ядерно опасных и радиационно опасных объектов военного и гражданского назначения с учетом перспектив социально-экономического развития России;разработка новых принципов и критериев обеспечения ядерной и радиационной безопасности с позиций их достаточности в будущем для атомной энергетики и других сфер использования ядерно опасных и радиационно опасных объектов; разработка критериев комплексного анализа безопасности существующих и новых проектов и технологий,связанных с использованием ядерных и других радиоактивных материалов на всех этапах обращения (строительство, функционирование, снятие с эксплуатации и т.д.);формирование долгосрочной стратегии обеспечения ядерной и радиационной безопасности России с учетом новых технологий | ||||||||||
НИОКР | 13,8733 | - | 1,95 | 1,9153 | 2,184 | 2,402 | 2,602 | 2,82 | |||||||||||
инвестиции | - | - | - | - | - | - | - | - | |||||||||||
Итого по направлению,в том числе: | 117,0051 | - | 16,4 | 16,1571 | 18,424 | 20,266 | 21,948 | 23,81 | |||||||||||
НИОКР | 117,0051 | - | 16,4 | 16,1571 | 18,424 | 20,266 | 21,948 | 23,81 | |||||||||||
инвестиции | - | - | - | - | - | - | - | - | |||||||||||
VII. Направление "Нормативное обеспечение государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии" (государственный заказчик - Ростехнадзор) | |||||||||||||||||||
19. Разработка критериев и принципов ядерной безопасности и радиационной безопасности (технические аспекты),в том числе: | 20,468 | - | 2,83 | 2,8 | 3,248 | 3,573 | 3,847 | 4,17 | использование критериев, принципов и основных требований для формирования норм и правил обеспечения ядерной и радиационной безопасности действующих и вновь проектируемых атомных электростанций, ядерных исследовательских установок, критериев, принципов и основных требований для формирования норм и правил регулирования безопасности объектов и производств ядерного топливного цикла, ядерных энергетических установок судов, критериев, принципов и основных требований для формирования норм и правил обеспечения безопасности при использовании в народном хозяйстве радиационных источников и аппаратов, а также оборудования, содержащего радиоактивные вещества, критериев, принципов и основных требований для формирования норм и правил регулирования ядерной, радиационной и экологической безопасности при обращении с радиоактивными отходами, при создании, эксплуатации и консервации хранилищ радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива, критериев, принципов и основных требований для формирования норм и правил повышения качества изготовления всех типов оборудования объектов использования атомной энергии, критериев, принципов и основных требований для формирования норм и правил физической защиты ядерно опасных и радиационно опасных объектов, учета и контроля ядерных материалов | ||||||||||
НИОКР | 20,468 | - | 2,83 | 2,8 | 3,248 | 3,573 | 3,847 | 4,17 | |||||||||||
инвестиции | - | - | - | - | - | - | - | - | |||||||||||
20. Разработка критериев и принципов радиационной безопасности (санитарно-гигиенические аспекты),в том числе: | 10,063 | - | 1,41 | 1,4 | 1,568 | 1,725 | 1,9 | 2,06 | применение критериев, принципов и основных требований для формирования норм и правил, регламентирующих влияние радиационного воздействия на работников объектов использования атомной энергии, критериев, принципов и основных требований для формирования норм и правил, регламентирующих влияние радиационного воздействия на население, методов обеспечения возможности осуществления мероприятий по защите населения на различных стадиях чрезвычайных ситуаций радиационного характера | ||||||||||
НИОКР | 10,063 | - | 1,41 | 1,4 | 1,568 | 1,725 | 1,9 | 2,06 | |||||||||||
инвестиции | - | - | - | - | - | - | - | - | |||||||||||
Итого по направлению,в том числе: | 30,531 | - | 4,24 | 4,2 | 4,816 | 5,298 | 5,747 | 6,23 | |||||||||||
НИОКР | 30,531 | - | 4,24 | 4,2 | 4,816 | 5,298 | 5,747 | 6,23 | |||||||||||
инвестиции | - | - | - | - | - | - | - | - | |||||||||||
Итого по Программе,в том числе: | 943,163 | - | 130,79 | 129,355 | 130,2 | 134,47 | 199,568 | 218,78 | |||||||||||
НИОКР | 649,563 | - | 84,79 | 83,355 | 95,2 | 104,72 | 135,018 | 146,48 | |||||||||||
инвестиции | 293,6 | - | 46,0 | 46,0 | 35,0 | 29,75 | 64,55 | 72,3 |
Приложение N 5
к федеральной целевой программе
"Ядерная и радиационная безопасность
России" на 2000 - 2006 годы
к федеральной целевой программе
"Ядерная и радиационная безопасность
России" на 2000 - 2006 годы
Перечень строек и объектов производственного назначения на 2004 - 2005 годы по федеральной целевой программе "Ядерная и радиационная безопасность России" на 2000 - 2006 годы
Наименование объекта строительства | Срок ввода в действие | Затраты в 2004 году, млн. рублей | Лимит 2005 года, млн. рублей |
Реконструкция радиохимического корпуса N 6 федерального государственного унитарного предприятия "Научно-производственное объединение "Радиевый институт имени В.Г. Хлопина", г. Гатчина Ленинградской области | 2008 год | 10 | 11,05 |
Федеральное государственное унитарное предприятие "Центр аварийно-спасательных подводно-технических работ "ЭПРОН", пос. Селятино Московской области | 2006 год | 4 | 4 |
Реконструкция Московской станции переработки радиоактивных отходов (II очередь) на федеральном государственном унитарном предприятии "Всероссийский научно-исследовательский институт неорганических материалов имени академика А.А. Бочвара", г. Москва | 2010 год | - | 18 |
Консервация хранилища радиоактивных отходов (пункт захоронения Миронова гора) на федеральном государственном унитарном предприятии "Производственное объединение "Северное машиностроительное предприятие", г. Северодвинск Архангельской области | 2006 год | 5 | 15,8 |
Здание камеры перегрузки источников ионизирующих излучений на федеральном государственном унитарном предприятии "Саратовский зональный специализированный комбинат "Радон", г. Саратов | 2005 год | 4,25 | 15,7 |
Хранилище твердых радиоактивных отходов на федеральном государственном унитарном предприятии "Нижегородский специализированный комбинат "Радон", г. Нижний Новгород | 2004 год | 6,5 (объект введен) | - |
Итого | 29,75 | 64,55 | |
Дополнительные государственные инвестиции | |||
Комплекс зданий и сооружений федерального государственного унитарного предприятия "Аварийно-технический центр Минатома России", г. Санкт-Петербург | 2004 год | 15,1 (объект введен) | - |
Дождевая канализация с очистными сооружениями на территории промплощадок 1 и 2 федерального государственного унитарного предприятия "Государственный научный центр Российской Федерации -Физико-энергетический институт имени А.И. Лейпунского", г. Обнинск, Калужская область | 2006 год | 24,4 | - |
Итого | 39,5 | - |
Приложение N 6
к федеральной целевой программе
"Ядерная и радиационная безопасность России"
на 2000 - 2006 годы
к федеральной целевой программе
"Ядерная и радиационная безопасность России"
на 2000 - 2006 годы
Ресурсное обеспечение федеральной целевой программы "Ядерная и радиационная безопасность России" на 2000 - 2006 годы
(млн. рублей, с учетом цен соответствующих годов)
Источники и направления финансирования | Общий объем финансирования по Программе | В том числе | |||||
2001 год (факт.) | 2002 год (факт.) | 2003 год (факт.) | 2004 год (факт.) | 2005 год (план) | 2006 год (прогноз) | ||
Федеральный бюджет | 943,163 | 130,79 | 129,355 | 130,2 | 134,47 | 199,568 | 218,78 |
Дополнительные государственные инвестиции | 232,3 | - | 106,4 | 86,4 | 39,5 | - | - |
Дополнительные средства федерального бюджета | 286,58 | - | 25,39 | 226,39 | 34,8 | - | - |
Бюджеты субъектов Российской Федерации | 21,105 | - | 2,236 | 17,669 | - | 0,6 | 0,6 |
Внебюджетные источники | 12,601 | - | 2,15 | 10,451 | - | - | - |
Капитальные вложения - всегов том числе: | 525,9 | 46 | 152,4 | 121,4 | 69,25 | 64,55 | 72,3 |
федеральный бюджет | 293,6 | 46 | 46 | 35 | 29,75 | 64,55 | 72,3 |
дополнительные государственные инвестиции | 232,3 | - | 106,4 | 86,4 | 39,5 | - | - |
бюджеты субъектов Российской Федерации | - | - | - | - | - | - | - |
внебюджетные источники | - | - | - | - | - | - | - |
НИОКР - всегов том числе: | 941,767 | 84,79 | 108,525 | 326,234 | 139,52 | 135,618 | 147,08 |
федеральный бюджет | 647,193 | 84,79 | 80,985 | 95,2 | 104,72 | 135,018 | 146,48 |
дополнительные средства федерального бюджета | 286,58 | - | 25,39 | 226,39 | 34,8 | - | - |
бюджеты субъектов Российской Федерации | 5,844 | - | - | 4,644 | - | 0,6 | 0,6 |
внебюджетные источники | 2,15 | - | 2,15 | - | - | - | - |
Прочие нужды - всеготом числе: | 28,082 | - | 4,606 | 23,476 | - | - | - |
федеральный бюджет | 2,37 | - | 2,37 | - | - | - | - |
бюджеты субъектов Российской Федерации | 15,261 | - | 2,236 | 13,025 | - | - | - |
внебюджетные источники | 10,451 | - | - | 10,451 | - | - | - |
Всего | 1495,749 | 130,79 | 265,531 | 471,11 | 208,77 | 200,168 | 219,38" |