Работа железных дорог в 2005 году характеризуется устойчивым ростом объемов перевозок грузов 1 и 2 тарифных классов в крытом подвижном составе и сокращением перевозок в таких вагонах грузов 3 тарифного класса.
Проведенные в соответствии с телеграммой ОАО "РЖД" от 21 июня 2005 г. N СК-6658 проверки подтвердили многочисленные факты умышленного искажения грузоотправителями в транспортных железнодорожных накладных (далее - накладная) наименований грузов в целях снижения стоимости перевозки за счет указания в накладных грузов 1 или 2 тарифного класса при фактической погрузке грузов 3 тарифного класса.
С 22 июня по 7 июля 2005 г. по результатам проверок на железнодорожных станциях было выявлено более 200 крытых вагонов и вагонов-термосов с недостоверными сведениями в перевозочных документах, что привело к потере около 10 млн. рублей, причитающихся ОАО "РЖД" за перевозки. Сумма начисленного штрафа за указанное нарушение, предусмотренное статьей 98 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - Устав), составила 57,2 млн. рублей.
Наибольшее количество указанных нарушений было обнаружено на Московской (59 вагонов), Куйбышевской (36 вагонов), Октябрьской (26 вагонов), Свердловской (19 вагонов), Южно-Уральской (12 вагонов), Западно-Сибирской (8 вагонов) железных дорогах.
Проведенные проверки позволили увеличить погрузку грузов 3 тарифного класса почти на 150 тыс. тонн в сутки. Наиболее наглядно этот процесс проявился на грузовых станциях Московского и Санкт-Петербургского железнодорожных узлов, где погрузка грузов 3 тарифного класса стала преобладающей.
Одновременно в ходе проверки были обнаружены случаи нарушения Правил перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов, невыполнения установленных телеграммой ОАО "РЖД" от 27 апреля 2005 г. N ХЗ-4557 особых условий перевозки ряда скоропортящихся грузов в летний период 2005 года как по срокам перевозки, так и по типам подвижного состава, а также невыполнения телеграмм ОАО "РЖД" от 27 апреля 2005 г. N ХЗ-4552, от 10 июня 2005 г. N ХЗ-6231, от 27 апреля 2005 г. N ХЗ-4553, от 27 апреля 2005 г. N ХЗ-4556, от 27 апреля 2005 г. N ХЗ-4554, разрешающих перевозку пива в специальных собственных вагонах, дооборудованных теплоизоляцией по технологии ВНИИАС.
Так, только за третью декаду июня 2005 г. было выявлено 156 вагонов, принятых к перевозке с указанными нарушениями, в том числе на Московской железной дороге - 73 вагона, на Октябрьской железной дороге - 48 вагонов.
Более того, в ходе расследования выявленных нарушений установлено, что Московская железная дорога заключила с грузоотправителями 2 договора (от 27 мая 2005 г. N МО-74д/16 и от 6 июня 2005 г. N МО-748/19), в которых в нарушение указанных телеграмм ОАО "РЖД" была предусмотрена перевозка в крытых вагонах парка ОАО "РЖД" пива для ЗАО "Пивоварня Москва-Эфес" и соков для ООО "Нидан-Фудс".
По имеющейся информации, есть основания предполагать случаи возможного сговора грузоотправителей и грузополучателей с работниками станций с целью сокрытия случаев несоответствия наименования фактически перевозимых грузов данным, указанным в перевозочных документах.
ОАО "РЖД" отмечает также неудовлетворительную организацию работы по оформлению коммерческих актов, составляемых в случаях искажения наименования грузов, их передачи на железные дороги отправления для взыскания в соответствии со статьей 98 Устава штрафов в размере 5-кратной платы за перевозку грузов. В том числе в коммерческих актах допускается указание неполного наименования груза, фактически оказавшегося в вагоне, и отсутствие в этих актах количества и массы груза, что препятствует восполнению провозной платы и взысканию штрафа с грузоотправителей.
В ряде случаев коммерческие акты, возможно, по сговору с грузоотправителями и грузополучателями составляются и пересылаются несвоевременно либо задерживаются на станциях, в отделениях и управлениях железных дорог.
В качестве примера можно привести случай на станции Челябинск-Грузовой Южно-Уральской железной дороги, когда при выгрузке 26 июня 2005 г. вагона N 22257901 заместителем начальника станции Порошиной Н.С. был обнаружен в вагоне сборный груз 3 тарифного класса, однако до настоящего времени коммерческий акт должным образом не оформлен.
Были также установлены случаи, когда в целях уклонения от уплаты штрафов ряд фирм-грузоотправителей прекращали свою деятельность и меняли свое название для продолжения осуществления перевозок грузов. Указанные случаи должны решительным образом пресекаться соответствующими работниками железных дорог.
За допущенные нарушения приказами по отделениям и железным дорогам более 30 работников станций, отделений и управлений железных дорог привлечены к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности.
Анализ работы и итоги проведенных проверок свидетельствуют о недостаточной работе железных дорог по пресечению искажения наименования грузов в перевозочных документах. В первую очередь это относится к Московской железной дороге, где выявлено наибольшее количество нарушений и, как следствие, самые большие потери доходов ОАО "РЖД", что свидетельствует о неудовлетворительной работе начальника службы грузовой и коммерческой работы Московской железной дороги Вакульчика А.В.
Начальник службы коммерческой работы в сфере грузовых перевозок Южно-Уральской железной дороги Сорока Е.В. неудовлетворительно контролирует работу на станциях по выявлению случаев искажения наименования грузов в перевозочных документах и не принимает действенных мер по их пресечению.
Заместитель начальника Санкт-Петербургского отделения Октябрьской железной дороги Наталенко И.В. ослабил контроль за работой хозяйства коммерческой работы в сфере грузовых перевозок и не принимает должных мер по выполнению станциями требований правил перевозок грузов и внутренних актов ОАО "РЖД".
Сложившееся на станциях, отделениях железных дорог и управлениях железных дорог положение дел с искажением перевозочных документов требует принятия решительных мер.
В целях исключения финансовых потерь и повышения доходов ОАО "РЖД":
1. Начальникам железных дорог и отделений железных дорог:
1) организовать и обеспечить проведение работы по пресечению умышленного искажения грузоотправителями наименования груза в перевозочных документах, несоблюдения условий перевозок грузов и представить в месячный срок комплексную программу мер по данному вопросу;
2) создать на железных дорогах и в отделениях железных дорог под председательством соответственно первых заместителей начальников железных дорог и начальников отделений железных дорог комиссии по рассмотрению случаев искажения грузоотправителями наименования грузов в перевозочных документах.
Представить в Департамент коммерческой работы в сфере грузовых перевозок до 20 июля 2005 г. приказы о создании указанных комиссий и программу их работы;
3) рассматривать каждый случай искажения наименования грузов в перевозочных документах как обстоятельство, требующее рассмотрения комиссиями, указанными в подпункте 2 настоящего пункта;
4) провести в июле-августе 2005 г. в отделениях и управлениях железных дорог совещания с грузоотправителями по выработке профилактических мер, направленных на искоренение случаев искажения наименования грузов в перевозочных документах;
5) определить наиболее неблагополучные станции, а также станции, где имеется высокая потенциальная возможность возникновения указанных нарушений, и закрепить за ними ответственных работников отделений железных дорог и управлений железных дорог;
6) проводить с помощью средств массовой информации разъяснительную работу с грузоотправителями с акцентированием внимания на проведение в соответствии со статьей 27 Устава постоянных проверок за достоверностью сведений о грузах, указываемых грузоотправителями.
2. Установить следующий порядок расследования случаев искажения наименования грузов в перевозочных документах, оформления и пересылки коммерческих актов, восполнения причитающихся за перевозку провозных платежей и взыскания штрафов:
1) по факту обнаружения в накладной недостоверного наименования груза станция назначения в суточный срок оформляет оперативное донесение и немедленно направляет его на железную дорогу отправления и в структурные подразделения ОАО "РЖД" в соответствии с подпунктом 1.3 телеграммы ОАО "РЖД" от 21 июня 2005 г. N СК-6658;
2) оперативное расследование по случаям искажения наименования грузов в перевозочных документах проводится:
на станциях отправления - в течение 3 суток с момента получения оперативного донесения со станции назначения;
в отделениях железных дорог - еженедельно;
в управлениях железных дорог - два раза в месяц;
3) акт общей формы составляется в соответствии с Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом. В графе: "Описание обстоятельств, вызвавших составление актов" указывается: "Вагон, контейнер с грузом проверен перевозчиком в соответствии со статьей 27 Устава";
4) приемо-сдаточный акт формы КЭУ-4 оформляется в соответствии с Порядком ведения приемо-сдаточных актов на железнодорожном транспорте, утвержденным Приказом МПС России от 17 ноября 2003 г. N 72;
5) в коммерческом акте обязательно указывается, на основании чего определено наименование груза, фактически оказавшегося в вагоне (например, спецификация, бирка, ярлык, трафарет на упаковке, маркировка на продукцию, контракт на ее поставку), точное наименование груза, количество мест и его масса, а также размер штрафа. К акту прилагается расчет суммы штрафа, который является его неотъемлемой частью. Расчет суммы штрафа производится по фактически перевезенному грузу в вагоне и контейнере и подписывается начальником станции и товарным кассиром;
6) составленный на станции назначения коммерческий акт с приложением к нему расчета суммы штрафа, приемо-сдаточного акта формы КЭУ-4, акта общей формы и ксерокопии накладной не позднее 10-дневного срока с момента его составления направляется в службу коммерческой работы в сфере грузовых перевозок управления железной дороги назначения.
Оригинал коммерческого акта, поступивший в службу коммерческой работы в сфере грузовых перевозок управления железной дороги назначения, не позднее 3 дней с момента его поступления направляется в службу коммерческой работы в сфере грузовых перевозок управления железной дороги отправления.
В целях ускорения процедуры взыскания штрафа с грузоотправителей указанная служба в 2-дневный срок пересылает копию коммерческого акта в службу коммерческой работы в сфере грузовых перевозок железной дороги отправления доступными средствами связи для дальнейшей его пересылки на станцию отправления;
7) коммерческий акт, поступивший в службу коммерческой работы в сфере грузовых перевозок управления железной дороги отправления, не позднее 5-дневного срока с момента поступления направляется через грузовой отдел отделения железной дороги на станцию отправления для взыскания штрафа с грузоотправителей;
8) станция отправления в однодневный срок с момента поступления коммерческого акта высылает грузоотправителю уведомление о взыскании штрафа с приложением копии коммерческого акта, других обосновывающих документов и предложением о добровольной оплате штрафа;
9) при несогласии грузоотправителя уплатить штраф в добровольном порядке начальник станции не позднее 5 дней по истечении 10 дней с момента отправления уведомления грузополучателю высылает коммерческий акт с приложениями в службу коммерческой работы в сфере грузовых перевозок железной дороги отправления, которая после проверки всех необходимых материалов направляет их в юридическую службу для подачи искового заявления в арбитражный суд;
10) копии коммерческих актов и накладных по грузам, оплата которых производилась через Рефсервис и Трансконтейнер, направляются службой коммерческой работы в сфере грузовых перевозок железной дороги отправления в Рефсервис и Трансконтейнер для довзимания ими провозных платежей.
3. Начальникам железных дорог представлять ежемесячно, не позднее 10 числа, в Правовой департамент и Департамент коммерческой работы в сфере грузовых перевозок отчет о добровольно уплаченных и взысканных в судебном порядке суммах штрафов в разрезе каждого коммерческого акта, составленного в случае искажения наименования грузов. В целях стимулирования работы по выявлению искажений наименований грузов в перевозочных документах, а также по взысканию штрафов, предусмотренных статьей 98 Устава, регулярно проводить мероприятия по премированию соответствующих работников железных дорог.
4. Начальникам служб коммерческой работы в сфере грузовых перевозок управлений железных дорог ежедневно не позднее 12-ти часов московского времени обеспечить представление в Департамент коммерческой работы в сфере грузовых перевозок сведений о выявленных за отчетные сутки случаях искажения грузоотправителями наименования грузов в перевозочных документах по форме согласно Приложению N 1 к настоящему распоряжению.
5. Начальникам ДЦФТО и РАФТО:
1) проводить с грузополучателями расчеты по довзиманию провозных платежей в связи с искажением грузоотправителями наименования грузов в перевозочных документах (кроме расчетов, проводимых Рефсервисом и Трансконтейнером);
2) усилить контроль за отнесением грузов к тарифным классам при рассмотрении заявок на перевозку грузов.
6. Директорам Рефсервиса Зверкову А.А. и Трансконтейнера Баскакову П.В. обеспечить довзимание провозных платежей в связи с искажением наименования грузов по коммерческим актам по перевозкам грузов.