- ликвидация последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- основные принципы, приемы и способы защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях, организация радиационной, химической и другой защиты населения.
3.6. Учебный кабинет "Защиты животных, растений и источников воды" может иметь следующие тематические разделы:
- организация защиты животных, растений, продуктов растениеводства, воды и фуража, продуктов питания в условиях воздействия опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях;
- повышение устойчивости функционирования объектов сельского хозяйства в условиях воздействия опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, при чрезвычайных ситуациях;
- обеззараживание воды, фуража, продуктов питания.
3.7. Учебный кабинет "Безопасность жизнедеятельности" должен иметь тематические разделы в соответствии с программой обучения по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ) и дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" (БЖД) в учреждениях общего и профессионального образования.
При его оснащении могут использоваться Методические рекомендации по оборудованию кабинета (класса) "Основы безопасности жизнедеятельности" в образовательном учреждении" (издательство "Дрофа", 2003 г.).
3.8. Тематическое оформление учебных кабинетов гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций выполняется с использованием:
- плакатов, стендов и других наглядных пособий;
- видеоаппаратуры, проекционной аппаратуры (мультимедиа-проекторов, диапроекторов, кодоскопов и др.) и персональных компьютеров;
- макетов и образцов аварийно-спасательных инструментов и оборудования;
- средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической и биологической разведки, средств связи и оповещения, средств пожаротушения, средств первой медицинской помощи;
- макетов местности, зданий, сооружений и т.п., муляжей (пораженных людей и т.п.), многофункциональных тренажеров для обучения навыкам оказания первой медицинской помощи пострадавшим в экстремальных ситуациях (роботы-тренажеры типа "Гоша" и т.п.).
4. Уголок гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций
4.1. Оформление уголков гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций целесообразно выполнять по следующим тематическим разделам:
- информация о вероятных чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, применительно к конкретным условиям, а также об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, характеристика поражающих факторов;
- способы зашиты# от поражающих факторов, характеристика средств индивидуальной и коллективной зашиты#;
- сигналы гражданской обороны, порядок действия населения по сигналам гражданской обороны, маршруты движения к конкретным защитным сооружениям гражданской обороны, порядок подготовки и проведения эвакуации, адрес сборного эвакопункта на схеме, маршрут движения (транспорта или пешей колонны), пункты посадки и высадки населения, пункт размещения рассредоточиваемых и эвакуируемых, порядок движения к нему и т.п.
4.2. В уголке гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций для сельской местности дополнительно оформляется тематический раздел по организации приема эвакуированного населения и мероприятий, проводимых по защите сельскохозяйственных животных, растений и продуктов сельскохозяйственного производства.
4.3. Тематическое оформление уголков гражданской обороны и зашиты# от чрезвычайных ситуаций выполняется с использованием: плакатов, стендов и других наглядных пособий;
- видеоаппаратуры, проекционной аппаратуры (мультимедиа-проекторов, диапроекторов, кодоскопов и др.) и персональных компьютеров;
- макетов и образцов аварийно-спасательных инструментов и оборудования;
- средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической и биологической разведки, средств связи и оповещения, средств пожаротушения, средств первой медицинской помощи;
- макетов местности, зданий, сооружений и т.п., муляжей (пораженных людей и т.п.), многофункциональных тренажеров для обучения навыкам оказания первой медицинской помощи пострадавшим в экстремальных ситуациях (роботы-тренажеры типа "Гоша" и т.п.).
5. Порядок использования объектов гражданской обороны и объектов организаций в учебном процессе
5.1. Объекты организаций наряду с их прямым назначением могут являться объектами учебно-материальной базы.
В качестве объектов учебно-материальной базы подбираются образцово содержащиеся и не сдаваемые в аренду убежища и противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, имеющие необходимое оборудование, аварийно-спасательный инструмент, средства связи и оповещения и т.п., положенную документацию. Они используются при изучении порядка применения средств коллективной защиты, хранения имущества гражданской обороны, проведения санитарной обработки и других вопросов.
Помещения (кабинеты, камеры, отсеки и т.п.) объектов гражданской обороны могут оформляться в соответствии с темами занятий, проводимых на данных объектах.
При необходимости могут составляться графики использования объектов гражданской обороны.
5.2. Лица, отвечающие за обучение различных групп обучаемых в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций должны заблаговременно сообщать на объекты организаций дату и время прибытия обучающихся, темы и места проведения занятий (учений, тренировок), фамилии руководителей занятий.
Количество учебных мест на объектах организаций определяется с учетом специфики их производственной деятельности, отрабатываемых учебных вопросов, а также численности обучающихся.
6. Требования безопасности на объектах учебно-материальной базы гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций
6.1. Выполнение требований безопасности при использовании учебно-материальной базы достигается правильной эксплуатацией учебных объектов, учебного имущества и оборудования, точным выполнением обучаемыми требований руководящих и нормативных документов по организации процесса обучения, инструкций и наставлений по применению и использованию учебного имущества и оборудования.
Для обеспечения безопасной деятельности для каждого учебного объекта разрабатывается "Инструкция по эксплуатации учебного объекта" (далее - Инструкция). Инструкция разрабатывается инженером по технике безопасности (ответственным за эксплуатацию объекта), утверждается вышестоящим начальником и вносится в формуляр объекта.
6.2. Инструкция должна содержать следующие разделы:
6.2.1. Общие сведения, включающие географическое ориентирование учебного объекта с привязкой к близлежащему населенному пункту и указанием: основных крайних точек границ объекта; характера местности, грунта и окружающей среды, наличия вблизи объекта взрывоопасных предприятий, складов, газопроводов, газовых станций, дамб, обрывов и т.п.
6.2.2. Мероприятия по предотвращению проникновения посторонних лиц на учебный объект, включающие порядок проезда, прохода на учебный объект; наименование и требования к создаваемым ограждениям и препятствиям, предназначенным для предотвращения проникновения людей и техники в опасные места.
В этом же пункте должна содержаться запись о том, что за все несчастные случаи, происшедшие по причинам несоблюдения установленных правил поведения на учебном объекте (самовольное проникновение на территорию учебного объекта, нарушения границ разрешенного для выполнения работ участка, работа на учебном объекте в неуказанное время и т.п.) ответственность несут непосредственные нарушители.
6.2.3. Требования безопасности при выходе групп обучаемых на учебный объект, проведении учений и тренировок:
- места разгрузки и маршруты передвижения;
- требования к мероприятиям, обеспечивающим экологическую и противопожарную безопасность;
- распорядок работы учебного объекта и требования по безопасности при проведении учений и тренировок;
- сроки и периодичность составления графика использования объекта, а также должностные лица, ответственные за его составление;
- место руководителя занятий, схема связи с руководителем;
- требования техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей, обязанности руководителя занятий.
6.2.4. Требования по обеспечению экологической безопасности учебного объекта:
- краткая характеристика экологической обстановки в районе расположения объекта;
- действия должностных лиц при ухудшении экологической обстановки, а также возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с нанесением ущерба окружающей среде и природным ресурсам в ходе проведения занятий;
- правила пользования водоемами и лесными массивами, наличие в них флоры и фауны, степень их ценности;