Постановление Правительства РФ от 20 ноября 2001 г. N 805 "О федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России" на 2002-2006 годы" стр. 3

Размещение судов и состояние занимаемых ими помещений настолько неудовлетворительны, что компрометируют правосудие. Часть судов вообще не имеет помещений. В результате происходит массовое нарушение принципа гласности судебного разбирательства, поскольку из-за отсутствия необходимой площади процессы из открытых превращаются фактически в закрытые, доступ к которым вынужденно ограничивается.
Штатная численность судей федеральных судов не соответствует реально необходимому количеству.
С вступлением России в Совет Европы несколько тысяч российских граждан обратились в Европейский суд по правам человека с жалобами на неудовлетворительное осуществление правосудия в Российской Федерации.
Ухудшение положения судов переводит ситуацию из финансовой плоскости в политическую. Проблемы судов, возникающие на почве неудовлетворительного финансирования их деятельности, становятся проблемами миллионов людей, которые теряют веру не только в правосудие, но и в государство, его лидеров, в стремление власти отстаивать законные интересы граждан.
Происходящее в настоящее время фундаментальное обновление законодательства, повышение роли и значения судебной защиты прав и свобод граждан, активизация нормотворческой деятельности нуждаются в квалифицированном юридическом обеспечении. В этой связи обострились вопросы подготовки кандидатов в судьи и специалистов для работы в судебной системе, повышения квалификации судей и работников аппаратов судов, а также теоретического осмысления правоприменительной и законопроектной деятельности судов.
Без решения проблем организационного обеспечения судебной системы Российской Федерации невозможно достижение качественных сдвигов в отправлении правосудия. Это обусловливает необходимость серьезной государственной поддержки и применения программно-целевого подхода.
Целесообразность принятия федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2002-2006 годы (далее именуется - Программа) определяется тем, что она позволит обратить особое внимание на углубляющийся кризис в деятельности судов общей юрисдикции, а также привлечь дополнительные ресурсы для обеспечения работы судов.

II. Основные цели и задачи Программы, сроки ее реализации

Главная цель Программы - развитие и укрепление судебной системы как самостоятельной ветви государственной власти, создание условий для осуществления ею независимой и эффективной деятельности по обеспечению защиты прав и свобод, закрепленных в Конституции Российской Федерации, вытекающих из международных договоров Российской Федерации.
Основные задачи Программы:
усиление авторитета судебной власти, укрепление независимости и самостоятельности судов и судей, нормативно-правовое обеспечение судебной системы;
кадровое обеспечение судебной системы;
развитие материально-технического обеспечения судебной системы;
информационное обеспечение судебной системы;
укрепление научного потенциала судебной власти, создание системы профессиональной подготовки и переподготовки судей и работников аппаратов судов.
Программу предполагается осуществить в 2002-2006 годах.
Необходимо подготовить и обеспечить принятие нормативных правовых актов, направленных на реформу судебной системы, выработать систему первоочередных мероприятий по существенному улучшению финансирования и укреплению материально-технической базы судебной системы, предлагаемых к реализации в 2002-2006 годах.

Усиление авторитета судебной власти, укрепление независимости и самостоятельности судов и судей, нормативно-правовое обеспечение судебной системы

Высокий социальный статус судей и работников аппаратов судов, престижность работы в судебной системе, авторитет судебной власти и обеспечение личной безопасности судей - это основополагающие моменты в обеспечении реальности принципа независимости судей, закрепленного в статье 120 Конституции Российской Федерации.
Конституционные нормы-принципы, положенные в основу статуса судей, нашли свое развитие в федеральных законах, составляющих специальную отрасль законодательства, предметом которой являются вопросы организации и деятельности судебной власти.
Однако, несмотря на всю важность принятых законодательных актов, необходимо отметить, что правовая база, которая обеспечивала бы в полной мере отправление правосудия в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права, еще не создана.
Требует законодательного регулирования проблема ответственности судей перед обществом за выполнение своего долга.
Остро стоит проблема реальной ответственности за неуважение к суду, в том числе за неисполнение его решений.
Между тем даже принятые законы, в которых так нуждается судебная система, в полном объеме не реализуются из-за отсутствия необходимого финансового обеспечения.
Требуется также принятие нормативных правовых актов, которые будут способствовать укреплению социального статуса судей и работников аппаратов судов, повышению престижности работы в судебной системе, авторитета судебной власти и обеспечению личной безопасности судей.
Требуются разработка и принятие федеральных законов или иных нормативных правовых актов по вопросам:
дисциплинарной ответственности судей;
изменения порядка прекращения полномочий судей, занимающихся деятельностью, несовместимой с должностью судьи, либо совершивших поступки, позорящие честь и достоинство судьи или умаляющие авторитет судебной власти;
проверки соответствия сообщаемых данных требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность судьи, и проверки информации о совершении поступка, позорящего честь и достоинство судьи или умаляющего авторитет судебной власти;
порядка формирования фонда оплаты труда судей;
обязательного государственного страхования судей.
Предполагается разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроекты по вопросам обязательного государственного страхования жизни и здоровья судей и их имущества, создания института администраторов арбитражных судов, а также решения проблемы совмещения в одном суде двух инстанций.

Кадровое обеспечение судебной системы

В настоящее время наблюдается острая нехватка судей и работников аппаратов судов. В то же время по-прежнему растет число поступающих в суды исковых заявлений, жалоб и обращений о разрешении споров. Повышается сложность и трудоемкость рассматриваемых дел. Это ведет к дальнейшей перегрузке судей и работников аппаратов судов.
Федеральным законом "О мировых судьях в Российской Федерации" введен институт мировых судей, но к настоящему времени корпус мировых судей сформирован лишь наполовину. Необходима организация финансирования мировых судов во всех субъектах Российской Федерации. По имеющимся оценкам, это позволит снизить нагрузку на районное звено судов общей юрисдикции на 30-40 процентов.
Введение должностей помощника федерального судьи суда общей юрисдикции (в районных и приравненных к ним судах) и помощника федерального судьи арбитражного суда позволит освободить судей от технической работы и даст им возможность сосредоточиться на осуществлении основной функции - отправлении правосудия.
Статьей 47 Конституции Российской Федерации установлено право обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. В целях реализации этой нормы предполагается введение суда присяжных заседателей во всех субъектах Российской Федерации для обеспечения реального равенства граждан перед законом и судом.
Необходимо увеличение численности судей, работников аппаратов и обслуживающего персонала судов общей юрисдикции в связи с предполагаемой с 1 января 2004 г. передачей в ведение суда санкционирования следственных действий, предусмотренных статьями 22 и 25 Конституции Российской Федерации.
В целях реализации Программы необходимо ввести институт администраторов арбитражных судов.
В целях реализации Федерального закона "Об увеличении штатной численности судей и работников аппаратов арбитражных судов в Российской Федерации" должна быть увеличена штатная численность арбитражных судов.

Развитие материально-технического обеспечения судебной системы

Повышение заработной платы.
Программа предусматривает повышение заработной платы судей до уровня, существовавшего до 17 августа 1998 г. Для этого среднюю заработную плату судей следует увеличить в 1,6 раза в 2002 году, а к 2006 году довести до 28500 рублей в месяц (в ценах 2001 года). Повышение заработной платы работникам аппаратов судов должно осуществляться одновременно с повышением денежного содержания федеральных государственных служащих.
Улучшение размещения судов и обеспечение судей жильем.
Существующая система финансирования строительства, реконструкции, ремонта зданий, помещений судов и строительства (приобретения) жилья для судей и работников аппаратов судов неэффективна.
В настоящее время 719 (34 процента) зданий судов общей юрисдикции располагаются в неприспособленных для осуществления правосудия зданиях, в аварийном состоянии находятся 162 (7,8 процента) здания суда. Нуждаются в реконструкции 10 аварийных зданий арбитражных судов, необходимо строительство 28 новых зданий для их размещения.
Каждый пятый судья арбитражных судов нуждается в обеспечении либо улучшении жилищных условий.
В 2002 - 2006 годах предлагается существенно улучшить состояние зданий, занимаемых федеральными судами.
В 2000 году на строительство и реконструкцию зданий судов было выделено 93,784 млн. рублей (7 процентов от потребности), на строительство и приобретение жилья для судей - 37 млн. рублей (5,1 процента от потребности).
В соответствии с Программой планируется обеспечить полное финансирование завершения строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий судов, существенно увеличить расходы на текущий ремонт.