Особое внимание должно быть обращено на обеспечение органов федерального правосудия соответствующими рабочими площадями. При строительстве, реконструкции и капитальном ремонте зданий необходимо исходить из минимальной потребности 150 кв.метров на одного судью в судах районного звена и 160 кв.метров на одного судью в судах областного звена (с учетом введения судов присяжных).
По состоянию на 1 января 2001 г. 729 судей не обеспечены жильем, 2421 судья нуждаются в улучшении жилищных условий. Для обеспечения строительства (приобретения) жилья для судей и работников аппаратов судов предлагается перейти на систему предоставления за счет средств федерального бюджета федеральным судьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, беспроцентных ссуд на строительство (приобретение) жилья.
Программа предусматривает увеличение финансирования обеспечения федеральных судов предметами снабжения и расходными материалами.
Информационное обеспечение судебной системы.
Отсутствие необходимого целевого финансирования информатизации судебной системы не позволяет использовать современные информационные технологии, применяемые в судопроизводстве. Имеющиеся в судах разрозненные и устаревшие средства вычислительной техники не дают возможности организовать оперативный обмен информацией. Судьи и работники аппаратов судов не имеют оперативного доступа к базам данных по действующему законодательству и судебной практике.
Необходимо создание в судах компьютерных автоматизированных рабочих мест для судей, помощников судей и работников аппаратов судов, локальных вычислительных сетей, оснащенных централизованными и общедоступными информационно-правовыми и другими информационными ресурсами.
Информатизация судебной системы позволит обеспечить:
оперативную информационно-правовую поддержку правоприменительной деятельности судов;
открытость работы всей судебной системы;
повышение оперативности сбора и оформления судебных документов в процессе подготовки и слушания дел;
сокращение сроков рассмотрения дел;
формирование единой информационной технологии судебного делопроизводства в целях сокращения времени на переписку и передачу информации;
доступность для судей и работников аппаратов судов всего объема информации о законодательстве Российской Федерации и судебной практике;
полноту и достоверность информации о деятельности судов;
повышение оперативности сбора и обработки соответствующих статистических данных и обеспечение объективного анализа правоприменительной практики;
повышение эффективности кадрового, организационного, материально-технического и ресурсного обеспечения деятельности судов;
информационно-аналитическую поддержку принятия решений во всех сферах обеспечения судебной деятельности.
Укрепление научного потенциала судебной власти, создание системы профессиональной подготовки и переподготовки судей и работников аппаратов судов.
Важными факторами, существенно влияющими на уровень осуществления правосудия, являются профессиональная переподготовка и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов.
Сложившаяся система обучения кадров позволила в 2000 году осуществить переподготовку и повышение квалификации около 1500 судей и работников аппаратов судов. Центральными звеньями этой системы являются Российская академия правосудия и Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. Исходя из установленных нормативов в 2002 году планируется повысить квалификацию 1136 судей, в 2003 году - 1508, в 2004 году - 1923, в 2005 году - 2338, в 2006 году - 2820 судей.
Каждый судья один раз в три года должен в течение месяца пройти повышение квалификации с отрывом от производства. Кроме того, из числа юристов, претендующих на звание судьи, не менее 1000 человек должны пройти предварительное обучение в течение 3-4 месяцев перед назначением на должность.
III. Система программных мероприятий
Положения о судебной власти, закрепленные в главе 7 Конституции Российской Федерации, получили свое развитие в ряде федеральных конституционных законов и федеральных законов, актах Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Эффективность деятельности судебной власти по удовлетворению общественных потребностей в сфере правосудия зависит в первую очередь от скорейшего решения в законодательной форме следующих задач:
а) создание механизма эффективного взаимодействия между законодательной, исполнительной и судебной ветвями государственной власти, начиная с процесса разработки законопроектов до обобщения практики правоприменения, включая проверку судами соответствия нормативных правовых актов федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу;
б) создание механизма обеспечения единства подхода в правоприменительной деятельности судов всех судебных систем в целях обеспечения стабильности правопорядка;
в) разработка мер государственной поддержки судебной системы, направленных на создание условий для максимально эффективного удовлетворения общественных потребностей в сфере правосудия;
г) создание для судей и работников аппаратов судов системы гарантий, разнообразных форм компенсации и страхования, а также осуществление других мер социальной защиты, направленных на обеспечение независимости судебной власти;
д) создание системы гарантий для лиц, обеспечивающих своим участием правосудие в рамках выполнения гражданского долга перед обществом (для свидетелей, экспертов, народных заседателей, общественных защитников, общественных обвинителей и др. - в уголовном процессе, арбитражных заседателей - в арбитражном процессе и др.).
Особенность функционирования судебной власти как самостоятельной ветви государственной власти Российской Федерации заключается в том, что деятельность судов всех судебных систем основывается на единых принципах, закрепленных Конституцией Российской Федерации в статьях 10 (органы законодательной, исполнительной и судебной власти функционируют самостоятельно), 120 (судьи независимы и подчинены только Конституции Российской Федерации и федеральным законам), 121 (судьи несменяемы), 122 (судьи неприкосновенны) и др.
Эти принципы получили развитие в законодательстве о судоустройстве, являющемся единым для судов общей юрисдикции и арбитражных судов и установившем конкретные нормы и механизмы, обеспечивающие их правовую реализацию.
В то же время не разрешена проблема государственного обеспечения конституционных гарантий реализации права граждан и субъектов предпринимательской деятельности на судебную защиту, доступность которой ограничивается малой численностью судей, а также отсутствием финансового обеспечения правовой помощи субъектам малого предпринимательства при реализации ими права на судебную защиту.
IV. Ресурсное обеспечение Программы
В соответствии со статьей 124 Конституции Российской Федерации финансирование судов производится только из федерального бюджета, в силу чего финансирование Программы в полном объеме должно предусматриваться в федеральном бюджете на соответствующий год согласно приложению.
(млн. рублей)
┌─────────────────────┬────────┬────────────────────────────────────────┐
│ │ 2002 - │ В том числе │
│ │ 2006 ├───────┬───────┬───────┬───────┬────────┤
│ │ годы - │ 2002 │ 2003 │ 2004 │ 2005 │ 2006 │
│ │ всего │ год │ год │ год │ год │ год │
├─────────────────────┼────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼────────┤
│Финансирование │ 44865,6│ 7992 │ 8463,2│ 8387,5│ 9303,1│ 10719,8│
│Программы - всего │ │ │ │ │ │ │
├─────────────────────┼────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼────────┤
│в том числе │ │ │ │ │ │ │
│государственные капи-│ 7042,3│ 1819,2│ 1505,8│ 1387,4│ 1165,5│ 1164,4│
│тальные вложения │ │ │ │ │ │ │
└─────────────────────┴────────┴───────┴───────┴───────┴───────┴────────┘
┌─────────────────────┬────────┬────────────────────────────────────────┐
Объемы финансирования Программы подлежат ежегодно корректировке в соответствии с возможностями федерального бюджета на соответствующий год.
Финансирование Программы за счет средств федерального бюджета в соответствии с утвержденными ассигнованиями на очередной финансовый год осуществляется в установленном порядке через государственных заказчиков.
При изменении объемов бюджетного финансирования по сравнению с объемами, предусмотренными Программой, государственный заказчик-координатор в установленном порядке уточняет объемы финансирования, а также мероприятия Программы для ее реализации в установленные сроки.
V. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы определяется государственными заказчиками на основе порядка разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд".
Основным механизмом реализации Программы является ежегодное утверждение планов выполнения программных мероприятий и заключение государственных контрактов (договоров) с исполнителями отдельных мероприятий. Конкретные организации - исполнители работ определяются на конкурсной основе дирекцией Программы.
Дирекция Программы, формируемая государственными заказчиками, осуществляет на основе государственных контрактов (договоров) закупку и поставку необходимой продукции и выполнение соответствующих работ.
Государственные заказчики с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств ежегодно уточняют целевые показатели и затраты на программные мероприятия, а также механизм реализации Программы и состав исполнителей.
VI. Организация управления за реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации отвечает за реализацию Программы в целом, обеспечивает согласованность действий по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств федерального бюджета, разрабатывает предложения о приоритетных направлениях развития судебной системы и финансировании соответствующих мероприятий на очередной год.
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации совместно с государственными заказчиками ежегодно при формировании федеральной адресной инвестиционной программы определяет перечень конкретных объектов, подлежащих финансированию из федерального бюджета на соответствующий год.
Государственные заказчики информируют Министерство финансов Российской Федерации и Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации о заключенных с исполнителями отдельных мероприятий государственных договорах (контрактах, соглашениях) и об их финансировании из федерального бюджета.
Государственные заказчики организуют внедрение информационных технологий для управления, анализа и контроля за ходом выполнения программных мероприятий.