- норма годовых затрат на ремонт и техническое обслуживание в процентах от восстановительной стоимости машин*(3) соответствующей типоразмерной группы определяется по формуле:
(9)
где:
- сумма среднегодовых затрат на ремонт (Р) и техническое обслуживание (ТО) машин данной типоразмерной группы, типа или вида машин, руб./год, которые включают:
- затраты на приобретение запасных частей и заменяемых агрегатов с учетом затрат на их доставку к потребителю, включая погрузо-разгрузочные работы, стоимость тары, упаковки и т.д. Эти затраты рекомендуется определять по нормам расхода запасных частей продукции Минстройдормаша СССР, утвержденным в 1987-1988 г.г. При их отсутствии соответствующие затраты устанавливаются по фактическим данным. Нормы расхода запасных частей по основной номенклатуре строительных машин приведены в приложении 5;
- стоимость ремонтных материалов с учетом затрат на их доставку к потребителю;
- оплату труда ремонтных рабочих. При этом, трудоемкость следует определять в соответствии с Рекомендациями по организации технического обслуживания и ремонта строительных машин, разработанными институтом ЦНИИОМТП, и согласованными с Госстроем России в 1993 году;
- затраты по эксплуатации ремонтных баз в части прямых затрат, включая амортизацию и эксплуатацию технологического ремонтного оборудования, в т.ч. передвижных ремонтных мастерских;
- накладные расходы, связанные с организацией, осуществлением технического обслуживания и ремонта машин по индивидуальной норме;
- прибыль на основе индивидуальной нормы, по согласованию сторон;
- сумма показателей восстановительной стоимости машин данной модели (марки), типоразмерной группы, типа или вида в среднем за год, затраты на ремонт и техническое обслуживание которых учитываются в числителе формулы (9), руб. Показатели восстановительной стоимости машин принимаются по бухгалтерской отчетности подразделений строймеханизации;
Т - годовой режим работы машин, маш.-ч/год.
При возникновении трудностей определения региональных или отраслевых норм годовых затрат на ремонт и техническое обслуживание машин отечественного производства показатели рекомендуется принимать по таблице 1.
Указанные данные носят справочный характер и уточняются по фактическим среднегодовым данным подразделений строймеханизации.
Рекомендуемые нормы годовых затрат на ремонт и техническое обслуживание машин (в процентах к восстановительной стоимости машин)
Таблица 1
┌─────┬──────────────────────────────────┬───────────────┬──────────────┐
│ │ │Для районов│ Для остальной│
│ │ Наименование │Крайнего Севера│ территории │
│N п/п│ машин │и местностей,│ Российской │
│ │ │ приравненных │ Федерации │
│ │ │ к ним │ │
├─────┼──────────────────────────────────┼───────────────┼──────────────┤
│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │
├─────┼──────────────────────────────────┼───────────────┼──────────────┤
│ 1. │Автогрейдеры │ 33 │ 25 │
├─────┼──────────────────────────────────┼───────────────┼──────────────┤
│ 2. │Башенные краны, козловые краны │ 24 │ 18 │
├─────┼──────────────────────────────────┼───────────────┼──────────────┤
│ 3. │Бульдозеры │ 51 │ 38 │
├─────┼──────────────────────────────────┼───────────────┼──────────────┤
│ 4. │Краны на автомобильном ходу │ 30 │ 23 │
├─────┼──────────────────────────────────┼───────────────┼──────────────┤
│ 5. │Краны на гусеничном ходу │ 26 │ 20 │
├─────┼──────────────────────────────────┼───────────────┼──────────────┤
│ 6. │Краны на пневмоколесном ходу │ 26 │ 20 │
├─────┼──────────────────────────────────┼───────────────┼──────────────┤
│ 7. │Погрузчики │ 35 │ 26 │
├─────┼──────────────────────────────────┼───────────────┼──────────────┤
│ 8. │Прицепные машины с двигателями│ │ │
│ │внутреннего сгорания (компрессоры,│ 20 │ 15 │
│ │передвижные электростанции,│ │ │
│ │водоотливные агрегаты и т.д.) │ │ │
├─────┼──────────────────────────────────┼───────────────┼──────────────┤
│ 9. │Ручные машины (лебедки, домкраты,│ 13 │ 9 │
│ │тали и т.д.) │ │ │
├─────┼──────────────────────────────────┼───────────────┼──────────────┤
│ 10. │Самоходные машины с двигателями│ │ │
│ │внутреннего сгорания (буровая│ 26 │ 20 │
│ │и сваебойная техника,│ │ │
│ │автогудронаторы, автотранспортные│ │ │
│ │средства и т.д.) │ │ │
├─────┼──────────────────────────────────┼───────────────┼──────────────┤
│ 11. │Скреперы │ 50 │ 38 │
├─────┼──────────────────────────────────┼───────────────┼──────────────┤
│ 12. │Стационарные машины с электропри-│ │ │
│ │водом (бетоно- и растворосмесите-│ 15 │ 11 │
│ │ли, штукатурные станции, окрасоч-│ │ │
│ │ные агрегаты и т.д.) │ │ │
├─────┼──────────────────────────────────┼───────────────┼──────────────┤
│ 13. │Экскаваторы │ 33 │ 25 │
└─────┴──────────────────────────────────┴───────────────┴──────────────┘
Исчисление нормативного показателя затрат на ремонт и техническое обслуживание для импортных машин следует производить по формуле:
, (10)
где:
- стоимость комплекта запасных частей и заменяемых агрегатов, а также изготавливаемых (восстанавливаемых) эксплуатирующими организациями, руб. Показатель в валютном эквиваленте принимается по контрактам на машины данной типоразмерной группы, с начислением в соответствующей доле затрат на первоначальную доставку машин к потребителю, с учетом страховых платежей при доставке машин к потребителю, ввозной таможенной пошлины и стоимости таможенных процедур. Перевод этих затрат в рублевый эквивалент осуществляется по курсу, установленному на дату введения в действие сметной расценки;
- коэффициент, учитывающий оплату труда ремонтных рабочих, стоимость ремонтных материалов, амортизацию и затраты по эксплуатации ремонтных баз, амортизацию и эксплуатацию технологического ремонтного оборудования, а также накладные расходы и прибыль ремонтных баз. Показатель устанавливается по данным подразделений строймеханизации, эксплуатирующих импортные машины данного вида, типа, типоразмерной группы, модели (марки);
- время использования комплекта запасных частей и заменяемых агрегатов, предусмотренного контрактами на приобретение машин данной типоразмерной группы, маш.-ч.
Если контрактами на приобретение машин данной типоразмерной группы закупка запасных частей и заменяемых агрегатов не предусматривается, для определения нормативного показателя затрат на ремонт и техническое обслуживание импортных строительных машин используются фактические данные по этим затратам подразделений строймеханизации. При отсутствии таких данных расчет следует производить по формуле:
, (11)
где:
- показатель восстановительной стоимости для импортных машин, руб.;
- годовая норма затрат на ремонт и техническое обслуживание машин, принимаемая по табл.1, процент/год;
- коэффициент корректировки годовой нормы затрат на ремонт и техническое обслуживание машины, учитывающий относительно более высокий качественный уровень импортных машин. Коэффициент корректировки принимается в интервале 0,5-0,7.
Норма затрат на ремонт и техническое обслуживание импортных машин (произведение ), принятая при расчете сметной расценки в формуле (11), в дальнейшем подтверждается или корректируется по фактическим затратам подразделений строймеханизации по этой статье;
Т - годовой режим работы машин, маш.-ч/год.
4.3. Затраты на замену быстроизнашивающихся частей
4.3.1. Нормативный показатель затрат на замену быстроизнашивающихся частей определяется по формуле:
246 × 59 пикс.   Открыть в новом окне |
где:
- цена быстроизнашивающейся части данного вида франко-продавец, руб./единица. Показатель принимается на основе текущих (рыночных) цен на дату введения в действие сметной расценки на эксплуатацию машин данной типоразмерной группы;
- затраты на доставку быстроизнашивающихся частей данного вида к потребителю с учетом транспортных расходов, включающих погрузо-разгрузочные работы, стоимость тары, реквизита и т.д., руб./единица. Показатель устанавливается по транспортной схеме, характерной для данного региона (данной совокупности подразделений строймеханизации), применительно к заводам-изготовителям или поставщикам-дилерским фирмам быстроизнашивающихся частей данного вида для машин данной типоразмерной группы;
- оплата труда ремонтных рабочих, исключая машиниста (машинистов) машин данной типоразмерной группы, занятых на замене быстроизнашивающихся частей, руб./ед.;
- количество быстроизнашивающихся частей данного вида, одновременно заменяемых на машине, ед. Показатель устанавливается по инструкции на эксплуатацию машин данной типоразмерной группы. При отсутствии рекомендаций изготовителя показатель устанавливается на основе фактических данных по данному элементу затрат;
Н + П - индивидуальные нормы соответственно накладных расходов и сметной прибыли в долях от оплаты труда рабочих, занятых на замене быстроизнашивающихся частей;
- нормативный ресурс (срок службы) быстроизнашивающейся части данного вида, маш.-ч. Этот показатель принимается на основе (в порядке очередности применения):
- рекомендаций изготовителя;
- данных, приводимых в нормативной литературе;
- фактически достигнутых показателей времени использования быстроизнашивающихся частей данного вида.
В таблице 2 приводятся рекомендуемые показатели нормативного ресурса (срока службы) по некоторым видам быстроизнашивающихся частей.
Нормативный ресурс (срок службы) быстроизнашивающихся частей*(4)
Таблица 2
┌───┬─────────────────────────────────────────────────────┬─────────────┐
│ N │ Виды быстроизнашивающихся частей │Сроки службы,│
│п/п│ │маш.-ч │
├───┼─────────────────────────────────────────────────────┼─────────────┤
│ 1 │ 2 │ 3 │
├───┼─────────────────────────────────────────────────────┼─────────────┤
│ 1.│Гибкий электрический кабель: │ │
│ │ │ │
│ │козловые краны │ 4500 │
│ │ │ │
│ │башенные краны │ 5000 │
│ │ │ │
│ │электрические экскаваторы │ 9000 │
├───┼─────────────────────────────────────────────────────┼─────────────┤
│ 2.│Канаты стальные (тросы) грузоподъемных машин: │ │
│ │ │ │
│ │вантовые │ 5000 │
│ │ │ │
│ │подъемные │ 1500 │
│ │ │ │
│ │стрелоподъемные │ 3000 │
├───┼─────────────────────────────────────────────────────┼─────────────┤
│ 3.│Канаты стальные (тросы) одноковшовых экскаваторов: │ │
│ │ │ │
│ │опрокидные и оттяжные для ковша │ 700 │
│ │ │ │
│ │подъемные │ 500 │
│ │ │ │
│ │Стрелоподъемные │ 1800 │
│ │ │ │
│ │Тяговые │ 700 │
├───┼─────────────────────────────────────────────────────┼─────────────┤
│ 4.│Канаты стальные (тросы) скреперов │ 500 │
├───┼─────────────────────────────────────────────────────┼─────────────┤
│ 5.│Лента транспортеров │ 2800 │
├───┼─────────────────────────────────────────────────────┼─────────────┤
│ 6.│Приводные ремни клиновидные │ 5000 │
├───┼─────────────────────────────────────────────────────┼─────────────┤
│ 7.│Рукава насосов │ 3000 │
├───┼─────────────────────────────────────────────────────┼─────────────┤
│ 8.│Цепи стальные опрокидные и оттяжные │ 650 │
├───┼─────────────────────────────────────────────────────┼─────────────┤
│ 9.│Шланги: │ │
│ ├─────────────────────────────────────────────────────┼─────────────┤
│ │краскопультов и растворонасосов │ 1900 │
│ │ │ │
│ │пескоструйных аппаратов и пневматического инструмента│ 1200 │
│ │ │ │
│ │бульдозеров, скреперов и других прицепных машин│ 2300 │
│ │с гидравлическим управлением │ │
└───┴─────────────────────────────────────────────────────┴─────────────┘
При наличии обобщенных фактических данных по затратам на доставку быстроизнашивающихся частей и по оплате труда ремонтных рабочих может применяться следующая формула исчисления нормативного показателя на замену быстроизнашивающихся частей:
, (13)