Во исполнение п.19 Положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации, утвержденного постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.12.93 N 1362, приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке работы госземинспекторов по привлечению физических, должностных и юридических лиц к административной ответственности за нарушение земельного законодательства.
2. Управлению государственного контроля за использованием и охраной земель Роскомзема, органам Роскомзема на местах принять настоящую Инструкцию к руководству и использованию в практической работе.
Председатель Комитета | Н.В.Комов |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 марта 1994 г.
Регистрационный N 528
Инструкция о порядке работы госземинспекторов по привлечению физических, должностных и юридических лиц к административной ответственности за нарушение земельного законодательства (утв. приказом Роскомзема от 18 февраля 1994 г. N 18) (с изменениями 15 февраля 1999 г.)
I. Общие положения
1.1. Настоящая Инструкция разработана в соответствии с п.19 Положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации, утвержденного постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.12.93 N 1362.
1.2. Государственный контроль за использованием и охраной земель осуществляется в соответствии с годовыми планами работ, утверждаемыми не позднее 20 января текущего года органами Госкомзема России на местах, а также в ходе рассмотрения заявлений и жалоб граждан, должностных и юридических лиц по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и в целях обеспечения рационального использования и охраны земель, защиты прав на землю субъектов земельных отношений.
Органы Госкомзема России осуществляют госземконтроль во взаимодействии с органами законодательной и исполнительной власти, другими специально уполномоченными органами, осуществляющими госземконтроль.
1.3. В соответствии с п.4 названного Положения организация и осуществление госземконтроля возлагается на Главного государственного инспектора по использованию и охране земель Российской Федерации, его заместителей, государственных инспекторов по использованию и охране земель субъектов Российской Федерации, городов и районов, их заместителей, инспекторов по использованию и охране земель соответствующих территорий.
1.4. Приказом председателя Комитета по земельным ресурсам и землеустройству - государственного инспектора по использованию и охране земель, в целях привлечения широкой общественности к осуществлению госземконтроля могут вводиться должности внештатных общественных инспекторов по использованию и охране земель из числа специалистов сельскохозяйственных предприятий, органов местного самоуправления, предприятий и организаций Российского научно-исследовательского и проектно-изыскательского объединения по использованию земельных ресурсов на местах, общественных объединений граждан. Лица, выразившие желание стать внештатными общественными инспекторами, должны хорошо знать земельное законодательство и иметь опыт работы в деле сохранения и улучшения природной среды.
1.5. Внештатным общественным инспекторам по использованию и охране земель председателями комитетов по земельным ресурсам и землеустройству выдаются удостоверения установленного образца (Приложение N 1).
1.6. В соответствии с п.4 названного Положения Государственным инспекторам по использованию и охране земель субъектов Российской Федерации, городов и районов, их заместителям, инспекторам по использованию и охране земель удостоверения выдаются органами исполнительной власти. Образец удостоверения утвержден приказом Роскомзема от 12.01.94 N 1 "О Положении о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации".
1.7. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16.12.93 N 2162 "Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы" и постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.12.93 N 1362 "Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации" дела о нарушениях земельного законодательства рассматриваются комиссиями по контролю за использованием и охраной земель территориальных органов Госкомзема России или самостоятельно Главным государственным инспектором по использованию и охране земель Российской Федерации, его заместителями, государственными инспекторами по использованию и охране земель субъектов Российской Федерации, городов и районов и их заместителями в пределах их компетенции, установленной п.10 "д" названного Положения.
1.8. Персональный состав комиссии, создаваемой при каждом комитете по земельным ресурсам и землеустройству утверждается приказом этого комитета (республиканского, краевого, областного) в составе председателя, секретаря и членов комиссии.
В состав комиссии назначаются должностные лица комитета по земельным ресурсам и землеустройству. Число членов комиссии должно быть нечетным и не менее трех человек.
1.9. Если численность какого-либо районного или городского комитета не позволяет создать самостоятельную комиссию, совместным приказом нескольких районных и городских комитетов или приказом вышестоящего комитета создается межрайонная комиссия.
II. Оформление документов при выявлении нарушений земельного законодательства
2.1. При выявлении нарушений земельного законодательства, указанных в ст.125 Земельного кодекса РСФСР, Указе Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. N 2162, соответствующих статьях земельных кодексов и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, Главный государственный инспектор по использованию и охране земель Российской Федерации, его заместители, государственные инспектора по использованию и охране земель субъектов Российской Федерации, городов и районов, их заместители, инспектора по использованию и охране земель могут выносить Предписание с установлением срока для устранения выявленного нарушения (Приложение N 2) либо составлять Протокол о нарушении земельного законодательства (Приложение N 3). Внештатные общественные инспектора по использованию и охране земель при выявлении нарушений земельного законодательства составляют Протокол (Приложение N 3). При этом указанные лица руководствуются определениями основных понятий видов нарушений земельного законодательства.
В соответствии с п.10 названного Положения госземинспектор вправе обратиться в соответствующие органы Министерства внутренних дел Российской Федерации за помощью по установлению личности нарушителя земельного законодательства (Приложение N 4).
2.2. Предписание составляется в двух экземплярах, из которых 1-й экземпляр вручается нарушителю земельного законодательства, 2-й экземпляр хранится у инспектора по использованию и охране земель, составившего Предписание.
В случае неустранения нарушения в установленный срок инспектор составляет Протокол о нарушении земельного законодательства.
2.3. В Протоколе о нарушении земельного законодательства согласно ст.235 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях указываются: дата и место его составления, должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего Протокол, сведения о личности нарушителя, место, время совершения и существо правонарушения, нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное нарушение, объяснение нарушителя, иные сведения. Протокол подписывается лицом, его составившим, и должностным лицом, гражданином или представителем юридического лица, совершившим правонарушение. В случае отказа лица, совершившего правонарушение, от подписания Протокола в нем делается запись об этом.
Если нарушителем является юридическое лицо, то в Протоколе вместо сведений о личности нарушителя указываются: точное наименование юридического лица, его адрес, банковские реквизиты, телефон, телефакс, ф.и.о. представителя юридического лица.
Представителем юридического лица является его руководитель или должностное лицо, которому по доверенности (согласно ст. 64 Гражданского кодекса РСФСР) предоставлено право представлять интересы этого юридического лица.
2.4. Лицо, совершившее нарушение земельного законодательства, вправе представить прилагаемые к Протоколу замечания по содержанию Протокола, а также изложить мотивы своего отказа от его подписания.
При составлении Протокола нарушителю разъясняются его права и обязанности, предусмотренные статьей 247 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, о чем делается отметка в Протоколе.
2.5. Протокол о нарушении земельного законодательства составляется в трех экземплярах, из которых 1-й экземпляр в 3-дневный срок направляется в комиссию Комитета по земельным ресурсам и землеустройству, 2-й экземпляр вручается нарушителю земельного законодательства, 3-й экземпляр хранится у должностного лица, составившего Протокол.
В случаях, предусмотренных п. 10 "д" Положения о порядке осуществления госземконтроля, утвержденного постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.12.93 N 1362, госземинспектор и его заместители вправе не направлять Протокол в комиссию, а рассмотреть дело о нарушении земельного законодательства самостоятельно в 15-дневный срок с момента составления Протокола с вынесением соответствующего Постановления (Приложение N 5), если сумма штрафа, налагаемого на граждан, не превышает пяти минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц - десяти минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - двадцати минимальных размеров оплаты труда.
При обнаружении ведения работ с нарушением земельного законодательства госземинспектор, в соответствии с п.10 "в" указанного Положения, выносит Требование о приостановке этих работ с установлением срока для устранения выявленного нарушения (Приложение N 6).
В случае продолжения этих работ без принятия мер по устранению нарушения госземинспектор, в соответствии с п.10 "л" указанного Положения, направляет в финансово-кредитный орган Предписание о прекращении их финансирования (кредитования) (Приложение N 7).
Возобновление работ и их финансирование (кредитование) разрешается соответствующим Уведомлением госземинспектора (Приложения NN 8,9).
2.6. Если рассмотрение дела об административном правонарушении относится к компетенции нескольких специально уполномоченных государственных органов, осуществляющих госземконтроль, дело рассматривается на комиссии органа, первым составившего Протокол о нарушении земельного законодательства.
2.7. В случае выявления нарушений, рассмотрение которых не входит в компетенцию инспектора по использованию и охране земель, материалы передаются в комиссию органа, имеющего право привлекать к ответственности за данный вид нарушений.
2.8. Если нарушителями земельного законодательства являются военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, то они привлекаются к административной ответственности в порядке, установленном ст. 16 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.
2.9. Административная ответственность для граждан наступает по достижении ими 16-летнего возраста.
К лицам в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, совершившим нарушения земельного законодательства, в соответствии со ст. 14 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях взыскание применяется Комиссиями по делам несовершеннолетних на основании Протоколов, составленных госземинспекторами.
III. Рассмотрение дел о нарушениях земельного законодательства
3.1. Дела о нарушениях земельного законодательства рассматриваются комиссией по контролю за использованием и охраной земель Комитета по земельным ресурсам и землеустройству в 15-дневный срок со дня получения Протокола о нарушении земельного законодательства.
3.2. На заседание комиссии лицо, привлекаемое к административной ответственности, свидетель, эксперт, другие лица вызываются повесткой (Приложение N 10).
В необходимых случаях лица, участвующие в деле, могут быть извещены или вызваны телефонограммой или телеграммой.
В случае неявки лица, привлекаемого к ответственности, когда имеются данные о своевременном его извещении и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, в соответствии со ст.247 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, дело может быть рассмотрено в отсутствие этого лица. Привод как мера обеспечения явки по делам о нарушениях земельного законодательства не предусмотрен.
В рассмотрении дела в соответствии со ст.ст.247 - 254 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях участвуют: лицо, привлекаемое к административной ответственности, потерпевший, законные представители, адвокат, свидетели, эксперт, переводчик.
3.3. Адвокат, участвующий в рассмотрении дела, вправе знакомиться со всеми материалами дела, заявлять ходатайства, по поручению лица, пригласившего его, приносить от его имени жалобы на Постановление по делу.
Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выдаваемым юридической консультацией.
Участвующий в деле эксперт назначается председателем комиссии, в производстве которой находится дело о нарушении земельного законодательства, в случае, когда возникает необходимость в специальных экспертных заключениях: для оценки факта нарушения земельного законодательства, правовых нормативных актов, определения характера и размера ущерба, причиненного собственнику земли, землепользователю, арендатору, расходов на проведение необходимых мероприятий по восстановлению нарушенных свойств земель и т.п.
Эксперт вправе: