руководит Советом по сертификации, Комиссией по апелляциям и принимает окончательные решения по апелляциям участников работ по сертификации.
4.7. Управление стандартизации, технического нормирования и сертификации Госстроя России как структурное подразделение комитета, ответственное за организацию сертификации в строительстве, и Центральный орган по сертификации в строительстве (ЦОС):
проводит непосредственную работу по руководству сертификацией систем качества и сертификацией производств в строительстве, взаимодействует с Госстандартом России и другими органами исполнительной власти;
организует разработку, рассматривает и представляет на утверждение руководству Госстроя России нормативные и руководящие документы по сертификации систем качества и сертификации производств в строительстве после согласования их с Госстандартом России;
утверждает типовые программы и методики сертификации систем качества и сертификации различных видов производств в строительстве;
принимает по согласованию с Госстандартом России решения о признании в Системе сертификации ГОСТ Р в области строительства сертификатов соответствия систем качества и сертификации производств, выданных в других системах сертификации, в т.ч. зарубежных;
рассматривает апелляции заявителей по вопросам сертификации систем качества и сертификации производств в строительстве, подготавливает по ним решения и передает в комиссию по апелляциям;
устанавливает совместно с Госстандартом России правила взаимодействия, привлечения экспертов, обмена информацией органов по сертификации систем качества и сертификации производств Госстроя России и органов по сертификации систем качества и сертификации производств Госстандарта России, аккредитованных в соответствии с п.4.4 настоящего Порядка в Системе сертификации ГОСТ Р на право сертификации систем качества и сертификации производств в строительстве;
организует в установленном порядке международное сотрудничество по сертификации.
4.8. Федеральный научно-технический центр сертификации в строительстве Госстроя России как центр, осуществляющий организационное и научно-методическое обеспечение сертификации систем качества и сертификации производств в строительстве, и как учебное подразделение по подготовке экспертов:
разрабатывает типовые программы и методики сертификации систем качества и сертификации различных видов производств в строительстве;
получает в Техническом центре Регистра систем качества Госстандарта России (Технический центр Регистра) и выдает аккредитованным в установленном порядке органам по сертификации систем качества и сертификации производств в строительстве бланки сертификатов и других документов по сертификации систем качества и сертификации производств;
ведет учет сертифицированных систем качества и сертифицированных производств в строительстве, формирует и ведет соответствующие архивные дела;
представляет в установленном порядке в Технический центр Регистра необходимую информацию и отчетные данные о работе по сертификации систем качества и сертификации производств;
получает в установленном порядке в Управлении сертификации Госстандарта России бланки аттестатов аккредитации органов по сертификации, организует и осуществляет, по поручению ЦОСа, инспекционный контроль за работой аккредитованных в установленном порядке органов по сертификации систем качества и сертификации производств, за работой экспертов по сертификации;
осуществляет сбор и анализ, а также публикует информацию по вопросам сертификации систем качества и сертификации производств в строительстве, обобщает опыт работы по сертификации;
взаимодействует с Госстандартом России, Техническим центром Регистра, зарубежными и международными органами по сертификации;
как орган по сертификации проводит по заявкам заявителей сертификацию систем качества и сертификацию производств в строительстве, осуществляет инспекционный контроль за сертифицированными системами качества и сертифицированными производствами.
4.9. Сертификацию систем качества и сертификацию производств в строительстве проводят на их соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001, ГОСТ Р ИСО 9002 и ГОСТ Р ИСО 9003 и положениям нормативных документов по проектированию и строительству, направленным на обеспечение качества проектной и строительной продукции и услуг (СНиП 3.01.01, СНиП 11-01, СНиП 11-02 и СНиП 1.06.05). Должны учитываться также положения сводов правил по проектированию и строительству, разработанных в развитие требований стандартов ИСО серии 9000, а также обязательных требований строительных норм и правил, по качеству, в соответствии со СНиП 10-01.
Проверяемые при сертификации элементы систем качества и положения нормативных документов по проектированию и строительству уточняются в методиках сертификации проверки систем качества и сертификации производств в зависимости от вида объекта сертификации.
4.10. Сертифицируемые системы качества и производства могут охватывать как работу организации в целом, так и участки по выполнению определенных видов работ, услуг или производству определенных видов продукции.
4.11. Сертификация систем качества и сертификация производств в строительстве осуществляется исключительно на добровольной основе. Органы надзора, экспертизы и лицензирования при выполнении своих функций не должны требовать от предприятий и организаций наличия сертифицированных систем качества и производств.
При сертификации систем качества и сертификации производств в строительстве должны соблюдаться и другие принципы сертификации согласно ГОСТ Р 40.002-96:
бездискриминационный доступ к участию в процессах сертификации (в частности, означает право строительных организаций обращаться в любые аккредитованные в соответствии с п.4.4 органы по сертификации систем качества Системы ГОСТ Р и других систем с соблюдением требований п.5.4.1 настоящего Порядка);
воспроизводимость результатов оценок;
достоверность представленных заявителем доказательств соответствия систем качества и производств нормативным требованиям;
использование сведений, полученных от пользователей строительной продукции и потребителей услуг, для оценки систем качества и производств.
4.12. Наличие у исполнителя работ (проектировщика, подрядчика, службы ЖКХ) или изготовителя продукции сертифицированной системы качества или сертифицированного производства:
создает им при прочих равных условиях преимущества при проведении торгов на выполнение соответствующих работ (торгов подряда) или поставку продукции;
служит основанием для упрощения процедуры сертификации продукции или услуг (переход на схему сертификации по декларации заявителя или отказ органа по сертификации продукции от проведения проверки стабильности производства);
учитывается органами надзора и лицензирования для установления ими упрощенных процедур по надзору и выдаче лицензий на осуществление проектной, строительной и др. видов деятельности.
4.13. Регистрация объектов, участников работ, в том числе учебных подразделений по подготовке экспертов, и документов по сертификации в области строительства осуществляется в соответствии с Правилами ведения Реестра Регистра систем качества и РДС 10-235.
4.14. Требования к органам по сертификации систем качества и сертификации производств в строительстве и порядок их аккредитации принимают в соответствии с РДС 10-233. В качестве органов по сертификации не могут быть аккредитованы организации, оказывающие помощь и консультации предприятиям по созданию систем качества и подготовке систем качества и производств к сертификации.
Учебные подразделения по подготовке экспертов по сертификации систем качества и сертификации производств в строительстве аккредитуются в порядке, установленном РДС 10-233 для органов по сертификации. Аттестация экспертов по РДС 10-242.
4.15. Официальное признание аккредитованных органов по сертификации, а также сертификатов соответствия производств и систем качества производится, в случае необходимости, в порядке, установленном в РДС 10-232 и РДС 10-233.
5. Порядок проведения сертификации систем качества
5.1. Сертификация систем качества в строительстве осуществляется в соответствии с общими требованиями ГОСТ Р 40.003 и настоящим РДС.
Основной целью является подтверждение соответствия системы качества и ее элементов требованиям, установленным в соответствующих нормативных документах.
5.2. При сертификации систем качества на предприятиях и в организациях всех видов, указанных в п.4.3 настоящего РДС, проверяется деятельность по управлению и обеспечению качества и состояние производственной системы.
5.3. Сертификация систем качества в строительстве в соответствии с ГОСТ Р 40.003 включает в себя организацию работ (предсертификационный этап) и три этапа сертификации:
I. Предварительная оценка системы качества.
II. Проверка и оценка системы качества в организации.
III. Инспекционный контроль за сертифицированной системой качества.
5.4. Организация работ (предсертификационный этап).
5.4.1. Заявки предприятий и организаций, претендующих на сертификацию систем качества в строительстве, поступающие в:
Технический центр Регистра после регистрации направляются для рассмотрения и регистрации в ФЦС Госстроя России;
ФЦС Госстроя России, направляются в копии в Технический центр Регистра для регистрации до начала проведения работ по заявке;
органы по сертификации, аккредитованные в соответствии с п.4.4 настоящего Порядка, направляются в копии в Технический центр Регистра и в ФЦС Госстроя России для регистрации до начала проведения работ по сертификации;
другие органы по сертификации, в подразделения Госстандарта России, направляются в Технический центр Регистра и после регистрации направляются для рассмотрения и регистрации в ФЦС Госстроя России.
5.4.2. ФЦС Госстроя России в соответствии с порядком, установленным им на основе требований ГОСТ Р 40.003, регистрирует заявку, как орган по сертификации принимает от заявителя документацию, необходимую для проведения этапа I, оформляет договор на проведение работ по этапу I, назначает главного эксперта и формирует комиссию для проверки системы качества.