Наружное и внутреннее обследования дымовых труб должны производиться через 5 лет после их ввода в эксплуатацию, а в дальнейшем по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет. Внутреннее обследование труб с кирпичной и монолитной футеровкой может быть заменено тепловизионным, с частотой обследований не реже одного раза в 5 лет.
Одновременно с обследованием дымовых труб осуществляется также обследование подключенных к ним газоходов.
5.6.4. Внеочередные обследования дымовых труб производятся немедленно при возникновении на них повреждений аварийного характера в результате стихийных бедствий (землетрясений, ураганных ветров, интенсивных долговременных ливней и т.п.) или технологических аварий, связанных с воздействием импульсных нагрузок большой мощности (газовый хлопок, резкое значительное повышение температуры эвакуируемых газов и т.п.) в случаях:
частичного разрушения стен кирпичного или железобетонного ствола;
появления горизонтальных или вертикальных трещин в стволе шириной, превышающей допустимую проектом;
выколов и отслоений защитного слоя бетона с выгибом стержней вертикальной арматуры вследствие продольного изгиба;
обвалов участков футеровки;
отклонения оси ствола от вертикали выше допустимого.
Внеочередное обследование производится специализированной организацией по специальной программе с учетом характера повреждения.
5.7. По данным обследований составляется акт на месте проведения работы, а после соответствующих лабораторных испытаний отобранных образцов и выполнения необходимых расчетов - технический отчет, в котором дается оценка состояния обследованной трубы и при необходимости рекомендации по производству ремонтных или восстановительных работ.
5.8. При проведении обследований, наряду с актом (Приложение 2) составляется карта дефектов и повреждений трубы с использованием принятых международных условных обозначений и символов, приведенных в Приложении 3.
5.9. При осуществлении наблюдений за дымовыми трубами необходимо обращать особое внимание за появлением повреждений, указанных в п. 5.6.4 настоящей Инструкции.
При обнаружении повреждений или изменений в работе труб за ними устанавливается систематический контроль. В случае необходимости выполняется внеочередной осмотр труб и газоходов.
5.10. Увеличение ("рост") деформаций футеровки дымовой трубы следует определять визуально путем наблюдения за смещением ("подъемом") звеньев металлического колпака на оголовке трубы.
5.11. В дымовых трубах с вентилируемым каналом, подогревом и подачей воздуха в канал под давлением необходимо контролировать фактическую температуру и статическое давление этого воздуха и дымовых газов по приборам, установленным в местах, предусмотренных проектом. При этом температура и статическое давление воздуха в вентиляционном зазоре должны соответствовать проектным требованиям. Кроме того, перепад температур дымовые газы - воздушный канал не должен превышать 90 °С, а давление в вентилируемом канале должно быть выше (не менее чем на 5 мм вод. ст.) давления дымовых газов в трубе. Контрольные измерения регистрируются в специальном журнале (Приложение 4).
5.12. Подогрев воздуха, поступающего в вентилируемый канал дымовой трубы, должен осуществляться в зависимости от температуры дымовых газов в трубе и температуры наружного воздуха для каждой конкретной трубы по графику (рис. 2).
5.13. Обязательным требованием для обеспечения надежной эксплуатации дымовых труб без вентилируемых каналов (железобетонных с прижимной футеровкой из полимербетона и кирпича и кирпичных) является отсутствие в газоотводящем стволе избыточного статического давления. Режим работы дымовой трубы под разрежением должен обеспечиваться нагрузкой (объемом дымовых газов в трубе), не превышающей допустимую, а контроль осуществляться для каждой конкретной трубы в зависимости от диаметра ее устья и температуры наружного воздуха по графику (рис. 3).
5.14. Одним из критериев поддержания дымовой трубы в исправном состоянии для большинства конструкций дымовых труб является обеспечение температуры газов в трубе выше 100 - 120 °С, которая согласно п. 5.11 контролируется с помощью контрольно-измерительных приборов дымовой трубы. При этом допускается также вести контроль за температурой дымовых газов в трубе по показаниям штатных приборов на выходе из котла (за дымососом) с учетом потери тепла (понижение температуры) на тракте газоход - дымовая труба в соответствии с графиком (рис. 4).
5.15. Инструментальные наблюдения за осадкой фундаментов дымовых труб и газоходов производятся нивелированием реперов, заложенных в нижнюю часть трубы и колонны газоходов, в следующие сроки: в первые два года после сдачи в эксплуатацию - два раза в год, в дальнейшем, до стабилизации осадок фундаментов, - один раз в год, а после стабилизации (не более 1 мм в год) - один раз в пять лет.
Если имеются признаки увеличения осадки фундаментов (наклон трубы, наличие трещин в местах примыкания отмостки и др.) производятся внеочередные измерения.
Измерения осадки фундаментов, возведенных на скальных или крупнообломочных грунтах, не производятся.
5.16. Крен и деформация ствола дымовой трубы проверяется один раз в пять лет с помощью теодолита. Места установки теодолита и время наблюдения выбираются такими, чтобы ошибки в измерениях вследствие одностороннего нагрева солнцем были минимальными. Например, наблюдения производятся утром, когда разность температур поверхности солнечной и теневой сторон невелика; теодолит устанавливается в створе между солнцем и трубой, так как при этом нагрев трубы происходит симметрично относительно плоскости визирования. Приращение крена дымовой трубы контролируется по разности осадок фундамента дымовой трубы.
5.17. При стабилизации осадки фундаментов дымовых труб, возведенных в районах вечной мерзлоты, на территориях, подработанных горными выработками, и на просадочных грунтах инструментальные наблюдения за осадкой фундаментов и проверка вертикальности труб производятся два раза в год.
5.18. Результаты измерений и схемы инструментальных наблюдений осадки фундаментов, проверки крена и деформации дымовых труб заносятся в журналы, подписываются исполнителями. Журналы хранятся вместе с паспортами труб.
5.19. Предельное отклонение оси ствола дымовой трубы на уровне верхнего обреза не должно превышать:
Высота трубы, м Предельно допустимое отклонение, мм
30 250
40 350
60 450
80 550
100 650
120 700
150 700
200 700
300 700
Для промежуточных высот менее 120 м применять метод интерполяции.
В случае превышения крена трубы значения допустимого отклонения решение о ее дальнейшей эксплуатации принимается специализированной организацией на основании результатов обследования по полной комплексной программе.
5.20. При наклонении дымовой трубы с раскрытием горизонтальных трещин или при односторонней осадке ствола с наличием прогнутой вертикальной арматуры следует срочно обследовать трубу и при необходимости усилить ствол с помощью железобетонной обоймы на железобетонных трубах и установки дополнительных бандажных колец на кирпичных трубах.
5.21. Наблюдение за исправностью осветительной арматуры, установленной на дымовых трубах и предназначенной для обеспечения безопасности полетов самолетов и вертолетов, производится ежедневно специально назначенным для этого лицом. Осветительные приборы дымовой трубы располагаются согласно действующим Правилам (наставлениям) по аэродромной службе и гражданской авиации РФ (НАС ГА - 86), а дневная маркировка - согласно требованиям руководящих документов РАО "ЕЭС России".
5.22. На кирпичных и армокирпичных трубах независимо от их технического состояния раз в три года необходимо производить подтяжку стяжных колец, создавая натяжение в 50 - 60 МПа (500 - 600 кгс/кв. см), для чего следует использовать динамометрический или обычный гаечный ключ с приложением усилия в 20 кгс.
5.23. Поврежденный в процессе эксплуатации верх кирпичной трубы, находящийся в состоянии возможного обрушения, разбирается до уровня прочной кладки и выкладывается вновь.
При хорошей сохранности головки и наличии в ней не более четырех вертикальных трещин с раскрытием до 20 мм, расположенных равномерно по окружности, можно, не разбирая кладку, ограничиться разделкой этих трещин цементным раствором и установкой стяжных колец по высоте с интервалом в 0,5 - 0,75 м с натяжением колец до напряжения 60 - 90 МПа (600 - 900 кгс/кв. см). Натяжение производится гаечным ключом длиной 60 см с приложением усилия в 15 - 25 кгс.
Стяжные кольца с целью лучшего натяжения рекомендуется выполнять с двухшарнирными стыковыми замками (рис. 5).
Длина полосы одного звена (мм) при этом для труб диаметром 5 - 7 м подсчитывается по формуле:
l = пи d / 4 - 220,
где:
d - диаметр трубы в месте установки стяжного кольца, мм;
220 - длина стыкового замка, мм.
Стяжные кольца выполняются из стали не ниже марки Ст3.
5.24. При образовании на дымовой трубе или надземных газоходах наледей, что может привести к падению со стен льда или отслоившихся кусков бетона, кирпича, территория вокруг трубы или газохода немедленно ограждается с радиусом зоны ограждения, равным 0,1 высоты трубы, а проезды и проходы в пределах такой зоны закрываются.