"Инструкция по эксплуатации железобетонных и кирпичных дымовых труб и газоходов на тепловых электростанциях. РД 153-34.1-21.523-99" стр. 4

5.25. Грозозащита дымовой трубы проверяется ежегодно весной измерением сопротивления ее контура, которое должно составлять не более 15 Ом. Если сопротивление превышает это значение, следует проверить контакты грозозащиты визуальным осмотром с измерением сопротивлений отдельных частей контура, при этом имеющиеся повреждения и обрывы исправляются, а детали, подвергшиеся значительной коррозии, заменяются новыми.
5.26. В целях исключения подсосов холодного воздуха в дымовую трубу необходимо следить за тем, чтобы смотровые люки в газоходах были закрыты, чтобы не было щелей и неплотностей в стенах газоходов, в компенсаторах, а также в местах примыкания газоходов к трубе, в бункере и бункерном перекрытии нижней части трубы.
5.27. Газоходы подвергаются внутреннему осмотру при каждом отключении подключенных к ним котлов.
5.28. Обследование газоходов выполняется при:
накоплении золовых отложений в течение 1 - 2 лет до предельной нагрузки и более;
частичном разрушении покрытий, перекрытий и отдельных железобетонных плит, их прогибе, превышающем 1/100 длины пролета, появлении в них большого количества мелких трещин, частичном смещении плит с опор, разрушении защитного слоя бетона и оголении арматуры в плитах;
намокании или обледенении поверхности газоходов;
выпучивании и искривлении стен, превышающих 200 мм;
раскрытии трещин в стенах более 20 мм;
повреждении ригелей, балок, их прогибе, превышающем 1/150 длины пролета, появлении в них глубоких поперечных трещин, частичном смещении ригелей и балок с опор;
повреждении нижней части стен и несущих конструкций газоходов (опор, стоек, их фундаментов, металлических каркасов), а также неравномерных осадках фундаментов газоходов и других дефектах, которые могут привести к более значительным повреждениям или обрушению газоходов.
5.29. Обследование газоходов выполняется с привлечением специализированной организации.
5.30. При осмотре и обследовании неметаллических газоходов проверяется целостность и вертикальность стен и колонн, отсутствие в них трещин, сохранность перекрытий, сводов и кровли. При обследовании железобетонных газоходов, кроме того, проверяется целостность защитного слоя бетона, отсутствие коррозии. При осмотре и обследовании газоходов из сборного железобетона выявляется состояние отдельных элементов и соединений.
5.31. Для предотвращения повреждений стен газоходов от воздействия серной кислоты и сульфатной коррозии рекомендуется выполнить облицовку стен кислотоупорными и плотными материалами, например, кислотоупорным кирпичом, силикатополимерным бетоном с добавкой фурилового спирта и др.
Для предотвращения увлажнения стен газоходов, наблюдаемого при мокрой очистке дымовых газов или при сжигании природного газа, необходимо внутреннюю поверхность газоходов покрыть слоем пароизоляции.
5.32. При свободном опирании плит покрытий газоходов на стены и наличии сульфатной коррозии необходимо следить за смещением плит со стен и в случае необходимости выполнить горизонтальные связи стен по верху газоходов.
5.33. При повреждении защитного слоя бетона в плитах покрытий газоходов вследствие коррозии несущая способность их считается несниженной при условии отсутствия коррозии их арматуры и обеспеченности ее заделки в прочном бетоне на обоих концах плит покрытий по их ширине, не меньшей 40 диаметров стержней нижней арматуры плит; при большем повреждении несущая способность плит снижается пропорционально уменьшению площади сечения арматуры и длины заделки стержней в прочном бетоне.
При недостаточной несущей способности плит перекрытия их следует заменить.
При замене плит перекрытия не допускается применения пустотелых плит типа ПТК. Следует использовать полнотелые железобетонные плиты с двойным армированием, с устройством утепленной кровли, карнизов и металлических сливов.
5.34. Трещины в газоходах необходимо своевременно заделывать с целью исключения дальнейших повреждений. Заделку осуществлять торкретированием.
5.35. При осмотре перекрытия в дымовой трубе ниже газоходов проверяется сохранность его тепловой и газовой изоляции, защитного слоя железобетонных элементов и наличие щелей.
5.36. Помещения под бункерным перекрытием в цокольной части дымовой трубы, а также в стакане фундамента трубы должны содержаться в надлежащем порядке и быть доступными для осмотра стен и перекрытий.
5.37. Наличие сырости в цокольной части дымовой трубы или в открытом стакане фундамента, а также в подземных газоходах не допускается.
5.38. Щели в отмостке или между трубой и отмосткой должны расчищаться, затем заделываться горячим битумом или цементным раствором.
Запрещается складирование на отмостке у дымовой трубы материалов, оборудования, металлолома или строительных отходов. Своевременно должна осуществляться очистка отмостки от растительности.
5.39. При останове дымовой трубы зимой на срок более 3 сут. нагрев ее при пуске в работу следует осуществлять со скоростью подъема температуры не более 5° в 1 ч, летом при останове на срок более 5 сут. - не более 10° в 1 ч.
5.40. При выводе дымовой трубы из работы на длительное время (в резерв) должны быть проведены специальные мероприятия по консервации трубы, например, защита от проникновения внутрь трубы дождя и снега путем установки на устье трубы кровли, крыши или др.
5.41. Пуск дымовой трубы в работу из холодного резерва должен осуществляться в соответствии с требованиями разд. 3.

6. Контроль за золовыми отложениями в дымовых трубах и газоходах

6.1. Основными условиями уменьшения золовых отложений в дымовых трубах и газоходах являются: обеспечение максимальной эффективности золоочистных установок, уменьшение брызгоуноса на установках мокрого золоулавливания и улучшение аэродинамических характеристик газоходов.
6.2. Осмотр золовых отложений проводится комиссией, осуществляющей осмотр дымовых труб и конструкций газоходов; в случае необходимости осмотр отложений осуществляется специальной комиссией, назначаемой директором электростанции.
6.3. Во время осмотров дымовых труб и газоходов определяются периоды накопления золовых отложений, их характер, толщина, плотность, влажность и другие особенности, выявляются причины отложений. Например, неудовлетворительная аэродинамика газоходов или их отдельных частей (отсутствие округлений, крутые повороты, сужение или расширение сечения), малая скорость дымовых газов, повышенная влажность золы-уноса и др.
По результатам осмотров составляется карта золовых отложений, на которой наносится расположение отложений в плане и указывается их толщина. Отложения изображаются горизонталями через 0,25 или 0,5 м (по высоте).
Полученная карта сравнивается с выполненной при предыдущем осмотре.
Пример составления карты приведен на рис. 6.
6.4. Осмотры золовых отложений в дымовой трубе и газоходах производятся в следующие сроки:
а) при сжигании малозольного топлива, а также в случае незначительных отложений, выявленных предыдущим осмотром, при условии неизменности режима эксплуатации и количества подсоединенных котлов за тот же период - во время планового отключения котлов, одновременно с проведением внутренних осмотров газоходов в дымовой трубе;
б) при сжигании зольного топлива, изменении условий эксплуатации (ввод мокрой золоочистки, перевод котлов на сжигание более зольного топлива, изменения скорости дымовых газов вследствие отключения действующих или подключения новых или более мощных котлов), а также в случае значительных отложений, выявленных предыдущим осмотром, первые два года - после пуска, очистки золы и изменения условий эксплуатации с целью установления периода накопления золы. Сроки последующих осмотров устанавливаются в зависимости от предельной нагрузки золовых отложений и состояния несущих конструкций от увеличения отложений за прошедший период между осмотрами, а также в зависимости от стабильности или изменения условий эксплуатации.
6.5. В случае невозможности останова котлов для осмотра золовых отложений в газоходах в установленные сроки допускается их временная эксплуатация при условии, что увеличение золовых отложений за данный период не превысит предельной нагрузки.
6.6. Толщина золовых отложений до 1,5 м при осмотрах определяется с помощью щупа из высокопрочной стали (рис. 8), на котором нанесены деления-риски; при толщине отложений более 1,5 м - с помощью раздвижной рейки с делениями, например нивелирной, которой измеряют расстояния от верха золовых отложений до потолка газохода. Для проверки высоты газохода при необходимости в отложениях отрываются шурфы.
6.7. Предельной нагрузкой от золовых отложений на несущие конструкции газохода следует считать расчетную. При отсутствии этих данных предельные нагрузки необходимо определить с привлечением генерального проектировщика.
6.8. В случае снижения прочности несущих конструкций газоходов (перекрытий, балок, колонн и др.) и их узлов вследствие различных повреждений до восстановления прочности предельную нагрузку золовых отложений на них следует уменьшить с учетом фактической несущей способности конструкций и других действующих нагрузок.
6.9. Для всех газоходов должна быть составлена схема несущих конструкций и узлов с указанием предельной нагрузки на них и источника получения этих данных.
Указанная схема должна находиться в паспорте дымовой трубы и прикладываться к акту результатов осмотров газоходов с картой золовых отложений.

7. Мероприятия по уменьшению золовых отложений

7.1. Для уменьшения золовых отложений в газоходах необходимо улучшить аэродинамические характеристики газоходов, увеличить скорость дымовых газов (уменьшением сечения газоходов) и снизить влажность отложений.
7.2. Аэродинамические характеристики газоходов улучшаются организацией плановых поворотов или подъемов, возведением разделительных стенок и плавными переходами в местах соединения газоходов (рис. 7), исключением местных расширений и выступов.
Длина разделительной стенки в местах соединений газоходов должна быть не менее ширины подсоединенного газохода.
7.3. Для поддержания необходимой скорости дымовых газов в газоходах в случае демонтажа или консервации отдельных котлов допускается частичное сохранение золовых отложений до реконструкции газоходов. В этом случае при необходимости следует усилить несущие конструкции газоходов.
7.4. При мокром золоулавливании во избежание излишнего улавливания дымовых газов и налипания золы в газоходах брызгоунос не допускается.