в) закрываются шиберы и люки в газоходах отключенных котлов и проверяется действие шиберов просушиваемых газоходов;
г) устанавливаются контрольно-измерительные приборы - термопары или термометры сопротивления для контроля за температурой дымовых газов;
д) при наличии в трубе перегородки (рассекателя) и при подключении просушиваемого газохода с одной стороны трубы проверяется наличие проемов в перегородке (рассекателе) для пропуска газов и нагревания футеровки со стороны не подключенных к трубе газоходов;
е) железобетонные перемычки в трубе над проемами неподключенных газоходов покрываются теплоизоляцией для защиты от воздействия температуры дымовых газов.
3.3. Скорость снижения температуры в дымовой трубе и газоходах после окончания сушки при отключении дымовой трубы не должна превышать 25 °С/ч.
3.4. Перед пуском котлов для разогрева и сушки осматриваются дымовые трубы и газоходы, чтобы убедиться в отсутствии там людей и посторонних предметов. На время разогрева и сушки все люки в газоходах должны быть плотно закрыты крышками, а те, которые должны открываться хотя бы на короткий срок, ограждаются перилами высотой не менее 1 м. Эти люки должны быть хорошо освещены, около них вывешены предупреждающие надписи и обеспечено дежурство на время их открывания.
3.5. При сушке дымовых труб с вентилируемыми каналами одновременно с сушкой футеровки по контрольному графику необходимо также включить в работу систему вентиляции с подогревом воздуха до температуры 100 °С.
3.6. После пуска дымовой трубы в эксплуатацию основной технической документацией, отражающей работу и состояние сооружения, является паспорт дымовой трубы, который составляется согласно Приложению 1, а на газоходы согласно [17].
3.7. После пуска дымовой трубы в эксплуатацию спустя 5 - 10 сут. (время приведения конструкции трубы в квазистационарный температурный режим) осуществляется ее тепловизионная съемка. Полученная термограмма наружной поверхности железобетонной или кирпичной оболочки должна храниться в паспорте на дымовую трубу и служить исходной термограммой для проведения сравнения с результатами последующих термографирований, осуществляемых в первые пять лет после пуска ежегодно, а в последующем - по мере необходимости проведения дефектоскопии конструкции дымовой трубы, но не реже одного раза в 5 лет.
4. Организационно-технические мероприятия по предохранению дымовых труб и газоходов от повреждений
4.1. Категорически запрещается:
без согласования с проектной организацией подключать к дымовым трубам дополнительные теплотехнические агрегаты, способные изменить температурно-влажностный режим эксплуатации, а также надстраивать ствол и устраивать в нем либо в фундаменте дополнительные отверстия и проемы;
допускать хранение в цокольной части дымовых труб, под газоходами и вблизи них горючих и взрывоопасных веществ и материалов, сооружение в непосредственной близи к трубе или газоходу складов материалов и мусора;
допускать сооружение на расстоянии до 30 м от трубы хранилищ кислот, щелочей и других продуктов, агрессивных по отношению к материалам фундаментов, без возможности контроля за состоянием днищ и сохранностью хранимых в них продуктов;
сооружение под газоходами помещений;
выбрасывать отработанные воду и пар, а также допускать неорганизованный отвод дождевых вод вблизи дымовой трубы;
устраивать ниже подошвы фундамента трубы колодцы для откачки грунтовых вод;
допускать скопление посторонних предметов и золы на светофорных и смотровых площадках дымовых труб;
подвешивать к ходовым скобам, лестницам тросы, блоки и прочее такелажное оборудование.
4.2. При возведении вблизи дымовых труб и газоходов новых сооружений должны приниматься меры, предотвращающие возможность нарушения прочности или возникновения неравномерных осадок оснований фундаментов труб и газоходов.
В местах примыкания смежных фундаментов и при заложении их подошв на одном уровне с подошвами фундаментов дымовых труб или газоходов должен забиваться шпунтовый ряд из досок на глубину 0,4 - 1,0 м от подошвы фундамента труб или газоходов.
4.3. Цоколи труб, реперы, отмостка около труб, колонны, стены и перекрытия надземных газоходов должны быть открытыми и доступными для повседневного осмотра.
4.4. Во избежание неравномерной осадки оснований фундаментов дымовых труб необходимо:
следить за исправным состоянием отмостки по периметру трубы и кольцевой канавы для отвода поверхностных вод;
следить за исправностью водопроводных и канализационных систем, расположенных на расстоянии менее 100 м от фундамента трубы и в необходимых случаях помещать их в водонепроницаемые туннели;
котлованы для фундаментов труб и газоходов, вырытые в период их строительства, засыпать грунтом и уплотнять немедленно по окончании возведения фундамента и прилегающего к нему участка газохода;
ограничивать до 5 км/ч скорость движения поездов и других механизмов по железнодорожным путям, расположенным на расстоянии менее 40 м от трубы.
5. Наблюдение за дымовыми трубами и газоходами
5.1. Дымовые трубы независимо от размеров и давности их постройки должны находиться под систематическим наблюдением ответственного лица, за которым они закреплены приказом директора электростанции.
Наблюдения за правильной эксплуатацией и состоянием дымовых труб, включающие в себя осмотры и обследования, осуществляются с начала их приемки в эксплуатацию. При этом необходимо своевременно проводить осмотры и обследования, осуществлять мероприятия по предохранению дымовых труб от повреждений; обеспечить контроль за выполнением мероприятий по уменьшению золовых отложений, своевременным ремонтом, а также правильным ведением технической документации.
5.2. В зависимости от наличия дефектов и повреждений в конструкциях и их элементах состояние дымовых труб классифицируется согласно [6]:
исправное, когда все конструкции и их элементы соответствуют требованиям нормативной и проектной документации;
работоспособное, когда наряду с обеспечением технологического процесса и безопасной эксплуатации имеются незначительные отступления от требований нормативной и проектной документации;
ограниченно работоспособное, когда возможна эксплуатация трубы при определенных ограничениях и специальных мероприятиях по контролю за состоянием ее конструкций, параметрами технологического процесса, нагрузками и воздействиями;
неработоспособное (аварийное), когда возможна потеря несущей способности отдельных элементов или сооружения в целом, исключающая дальнейшую эксплуатацию трубы.
5.3. Настоящей Инструкцией регламентируются условия исправной эксплуатации следующих наиболее распространенных типов дымовых труб:
кирпичная труба, футерованная полностью или частично;
монолитная железобетонная труба с кирпичной футеровкой и теплоизоляцией;
монолитная железобетонная труба с кирпичной футеровкой без изоляции;
монолитная железобетонная труба с футеровкой из полимербетона;
монолитная железобетонная труба с вентилируемым зазором.
5.4. Повреждение и разрушение конструкций дымовых труб происходят вследствие длительного неблагоприятного воздействия технологической и окружающей сред, вызывающего коррозию футеровки, бетона и арматуры, снижение газоплотности футеровки и теплозащитных свойств теплоизоляции, снижение прочности бетона.
5.5. Дефекты и повреждения в конструкциях дымовых труб и их элементах, на основании которых делаются выводы об их состоянии, выявляются и фиксируются в результате осмотров и обследований, которые проводят с целью получения температурных, влажностных, газовых, аэродинамических, коррозионных и прочностных характеристик несущих стволов и футеровок и других узлов сооружений для оценки их надежности и долговечности.
5.6. По своему характеру и полноте полученных сведений осмотры и обследования дымовых труб делятся на:
5.6.1. Наружные осмотры, когда выполняются лишь визуальные наблюдения состояния конструктивных элементов и материалов труб эксплуатационным персоналом электростанции с помощью бинокля не реже двух раз в год (осенью и весной).
5.6.2. Внутренние осмотры, которые осуществляются с помощью подвесных люлек с остановом оборудования на неработающей дымовой трубе. На работающей дымовой трубе внутренний осмотр может производиться с помощью специально разработанных технических средств:
вмонтированных, легко заменяемых контрольно-измерительных панелей, располагаемых в доступных местах;
термостойкой аппаратуры с дистанционным управлением для видеотермографической регистрации данных.
5.6.3. Обследования включают в себя наружный осмотр и обследование несущего ствола трубы с ходовой лестницы, светофорных площадок, а в отдельных случаях и с подвесных люлек. При этом производятся измерения теплоаэродинамических характеристик для возможности анализа фактических режимов эксплуатации дымовых труб.
Определяются прочность бетона приборами неразрушающего контроля, наличие вертикальных и горизонтальных трещин, мест сколов и отслоения защитного слоя бетона, оголение и прогибы вертикальной арматуры, наличие крупнопористого бетона и другие дефекты, устанавливаются степень разрушений и размеры повреждений, причины их возникновения, а также начало и скорость их развития.