"Инструкция по эксплуатации железобетонных и кирпичных дымовых труб и газоходов на тепловых электростанциях. РД 153-34.1-21.523-99" стр. 5

7.5. Не допускается присоединение подводящих газоходов к магистральному или одного газохода к другому с направлением потоков газов навстречу один другому или под прямым углом.
Существующие газоходы со встречным движением потоков дымовых газов необходимо реконструировать с целью осуществления правильного поворота потока газов и при необходимости подсоединения газоходов непосредственно к дымовой трубе.
7.6. При консервации или демонтаже отдельных котлов проемы в магистральных газоходах, предназначенные для подсоединения газоходов этих котлов, должны быть заделаны. При этом в магистральных газоходах места заделки должны быть выполнены с плавными переходами во избежание образования завихрения дымовых газов.
7.7. Для улучшения аэродинамических свойств трубы направляющие газового потока (местные пандусы), выполненные на перекрытии дымовой трубы около проемов подсоединенных газоходов (рис. 8, б) подлежат демонтажу, а вместо них следует установить разделительную стенку и сплошные направляющие пандусы (рис. 8, а). При этом коэффициент аэродинамического сопротивления нижней части снизится в 5 - 6 раз. Конструкция разделительной стенки и ее опоры должны удовлетворять условиям прочности и устойчивости.
При невозможности отключения трубы на период возведения разделительной стенки после удаления местных пандусов на перекрытии выполнить горизонтальную выстилку (рис. 8, в). Коэффициент аэродинамического сопротивления в этом случае снизится в 1,8 - 2,0 раза.
7.8. Очистка газоходов и перекрытий в дымовых трубах от накопившейся золы должна производиться своевременно во избежание превышения предельной нагрузки от золовых отложений на несущие конструкции.

8. Ремонт и реконструкция дымовых труб и газоходов

8.1. Ремонт дымовых труб и газоходов производится с целью поддержания или восстановления несущей способности и эксплуатационных характеристик как сооружений в целом, так и отдельных их элементов.
Примерный перечень работ, производимых при текущих и капитальных ремонтах дымовых труб и газоходов, приведен в Приложении 5.
8.2. Ремонты дымовых труб и газоходов с отключением котлов должны планироваться на период наименьшей нагрузки электростанции.
При необходимости ремонта и невозможности отключения котлов предварительно должны выполняться мероприятия, позволяющие произвести отсоединение соответствующих газоходов и труб от работающих котлов (переключение котлов на другую трубу, перевод котлов на сжигание газового топлива с устройством невысоких временных металлических труб и др.).
8.3. При ремонте ствола дымовой трубы осуществляются следующие работы:
усиление ствола (местное, на части ствола или по всей высоте) железобетонной обоймой согласно проекту;
врезка газохода с предварительным усилением ствола обоймой или отдельными пилястрами;
заделка единичных трещин с помощью их чеканки цементным раствором на всю глубину или нагнетанием в них специально подготовленного раствора под давлением;
обработка швов бетонирования, заделка сколов и выколов бетона, отслоений защитного слоя и устранение прочих дефектов в стволе торкретированием;
очистка и заделка отдельных поврежденных коррозией арматурных стержней.
Бетонирование, заделка трещин и нанесение слоя торкрета производятся после очистки ствола трубы от непрочного бетона пневматическими молотками, продувкой сжатым воздухом и промывкой водой.
8.4. Ремонтные работы с наружной стороны дымовой трубы выполняются с подвесных лесов, располагаемых по ее окружности, или с люлек. Подвесные леса и люльки, а также приспособления для подъема материалов крепятся к стяжным кольцам, закрепляемым у головки трубы над верхней светофорной площадкой.
8.5. Заделка оголенной арматуры, обработка швов бетонирования и другие работы на дымовой трубе, связанные с торкретированием поверхности, рекомендуется выполнять с помощью ручного бетономета (рис. 9) при объемах торкретных работ до 40 куб. м, при больших объемах - с помощью цемент-пушки.
Объем работ по торкретированию до 10 куб. м может быть выполнен одним бетонометом.
Устройство обойм следует выполнять с использованием монолитного бетона или фибробетона по разработанному специализированной организацией проекту.
8.6. При перекладке разрушенной кирпичной головки дымовой трубы рекомендуется:
а) толщину стенки выполнять при внутреннем диаметре трубы до 3,5 м - в один кирпич, при диаметре более 3,5 м - в полтора кирпича;
б) карнизы выполнять с общим вылетом не более 3/4 кирпича, пилястры с наружной стороны не делать;
в) футеровку при отсутствии ее в кирпичной головке выполнять (по рекомендациям специализированной организации) из материалов, предусмотренных для футеровки нижележащего звена, толщиной в полкирпича с зазором (от ствола) 50 мм. При этом футеровка возводится выше кирпичной головки с целью устройства напуска для перекрытия зазора; футеровка головки опирается на футеровку нижележащего звена трубы.
8.7. Перекладка кирпичной головки дымовой трубы производится с наружных лесов, устанавливаемых на стяжные кольца, скрепляющие кладку; при этом старые стяжные кольца должны тщательно проверяться.
8.8. Заделка трещин в кирпичной головке трубы производится с переносных лестниц или лесов, укрепленных на стяжных кольцах.
При этом необходимо:
а) до заделки трещин произвести установку стяжных колец и их натяжение;
б) трещины шириной менее 30 мм очистить и продуть сжатым воздухом, а затем тщательно заполнить на всю глубину раствором торкрета с помощью бетономета;
в) трещины шириной более 30 мм тщательно расчистить; кирпичи с трещинами удалить; выбранную часть кладки заделать кирпичом на растворе с плотным заполнением швов и перевязкой со старой кладкой; швы старой кладки при этом должны быть очищены от раствора, продуты сжатым воздухом и смочены водой; заделку производить снизу вверх отдельными участками высотой не более 1 м;
г) после заделки трещин стяжные кольца подтянуть.
8.9. Цементные растворы, применяемые для ремонта дымовых труб, должны приготовляться с добавлением пластификаторов.
8.10. Разборка футеровки дымовой трубы во время сплошного или местного ее ремонта производится сверху вниз. Не допускается выборка нижних рядов во избежание обрушения вышележащей футеровки. При местном ремонте удаление отдельных участков футеровки может производиться только после проверки безопасности работ на данном участке и при обеспечении устойчивости оставшейся части футеровки.
8.11. При местном ремонте футеровки дымовой трубы штраба в старой кладке тщательно очищается от пыли, золы и остатков раствора; новая кладка перевязывается со старой с заполнением всех швов.
8.12. Восстановление футеровки и теплоизоляции дымовой трубы производится согласно требованиям [2].
Футеровка в звеньях с проемами для газоходов выполняется толщиной не менее одного кирпича.
8.13. Ремонт футеровки дымовой трубы из глиняного кирпича на цементном растворе при относительно прочной кладке в отсутствии химической коррозии с внутренней стороны производится покрытием торкрет-бетоном, состоящим из цементно-песчаной смеси (1:2 или 1:3) на портландцементе. До нанесения покрытия внутренняя поверхность футеровки очищается до прочного слоя и обдувается сжатым воздухом.
8.14. Для ремонта футеровки дымовых труб из кислотоупорного кирпича на кислотоупорном растворе (замена кладки и штукатурки поверхности) применяется кислотоупорная замазка на жидком стекле. Примерный состав 1 куб. м замазки: жидкое стекло 500 - 700 кг, кремнефтористый натрий 70 - 100 кг, молотый кислотостойкий наполнитель (андезит, диабаз и др.) 1200 - 1300 кг; состав уточняется лабораторной проверкой по скорости твердения и пластичности. Скорость твердения замазки обеспечивается введением кремнефтористого натрия, поэтому количество его должно регулироваться так, чтобы начало схватывания раствора было не ранее чем через 1,5 ч и не позднее чем через 3 ч с начала приготовления замазки. Температура твердения замазки должна быть не ниже плюс 10 °С.
8.15. Законченные работы по капитальному ремонту и реконструкции дымовых труб и газоходов предъявляются к приемке организацией, выполняющей работы. Комиссия по приемке работ назначается директором электростанции с обязательным включением в ее состав лиц цеха, за которым закреплены дымовые трубы и газоходы, а также лиц, занимающихся наблюдением за этими сооружениями.

9. Техника безопасности

9.1. Осмотры, обследования, очистка от золовых отложений и ремонт дымовых труб и газоходов относятся к работам повышенной опасности, поэтому от всех рабочих и инженерно-технических работников, выполняющих перечисленные работы, требуется особенно строгое и четкое выполнение требований правил техники безопасности, соблюдения трудовой и производственной дисциплины.
Осмотры, обследования дымовых труб производятся в соответствии с согласованными с руководством ТЭС технологическими картами и ППР, привязанными к местным условиям, а при ремонте или реконструкции трубы в соответствии с утвержденным проектом.
9.2. При выполнении работ по дымовым трубам и газоходам следует руководствоваться требованиями [3], [9], [7], [18, гл. 2, 4], а также местных инструкций и правил по технике безопасности.
9.3. Наружные осмотры дымовых труб и газоходов производит звено в составе не менее двух человек, внутренние без подвесных приспособлений - не менее трех человек. При этом один человек на все время работы должен оставаться на земле для приема сигналов и просьб, а также для предупреждения прохожих об опасности.
9.4. К проведению работ в дымовых трубах и газоходах персонал допускается только после соответствующего инструктажа.
9.5. При работах на высоте более 1,5 м и целесообразности устройства ограждений с целью предупреждения падения работающих необходимо пользоваться предохранительными поясами, без которых персонал не допускается на рабочее место и к ходовой лестнице.
В особо опасных местах, например, при работе на оголовке дымовой трубы с переносной лестницы, необходимо пользоваться предохранительными поясами, имеющими по две цепи с карабинами для поочередного закрепления.
9.6. Запрещается работать, находиться на рабочем месте и пользоваться ходовой лестницей без защитных касок.