применением наиболее эффективных методов работы, обеспечивающих выполнение решений начальника органа внутренних дел в короткие сроки;
умелым использованием средств связи, автоматизации и вычислительной техники.
1.4.6. Предвидение и предусмотрительность заключается в заблаговременном определении штабом возможного развития оперативной обстановки на длительный период.
Это достигается:
глубоким комплексным анализом оперативной обстановки в стране и регионе всего спектра факторов и причин, влияющих на состояние правопорядка и преступности (экономика, политика, финансы, эффективность правового регулирования и правоприменения, а также обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан и др.);
своевременной реализацией выводов, полученных в результате углубленного научного анализа, проведенного как своим органом внутренних дел, так и другими правоохранительными органами, научно-исследовательскими и образовательными учреждениями системы МВД России;
своевременной подготовкой долгосрочных прогнозов, моделированием возможного развития оперативной обстановки для разработки и осуществления адекватных мер по усилению охраны общественного порядка, общественной безопасности и борьбы с преступностью и профилактики противоправных посягательств;
максимальным учетом всех факторов, влияющих на эффективность функционирования системы МВД России и других правоохранительных органов, как в перспективном и текущем планировании, так и при разработке планов действий органа внутренних дел в чрезвычайных обстоятельствах (ситуациях).
1.4.7. Точность и исполнительность заключается в выполнении штабом возложенных на него задач в полном объеме и в соответствии с решениями начальника органа внутренних дел, а также указаниями вышестоящего штаба, в безошибочности проводимых расчетов, разрабатываемых документов и отдаваемых распоряжений, в точности выводов, докладов и предложений по обстановке, в ответственном отношении к исполнению всех поручений и заданий.
Это достигается:
постоянным обучением личного состава формам и методам штабной работы;
формированием у сотрудников твердых навыков в пользовании электронно-вычислительной, множительной техникой и средствами связи;
широким использованием типовых и формализованных документов;
высокой требовательностью руководства к сотрудникам, сочетаемой со всесторонней заботой о них.
1.4.8. Инициатива и творчество заключаются в стремлении штаба найти наиболее целесообразные и эффективные способы качественного выполнения поставленных задач в соответствии с конкретной оперативной обстановкой: умении самостоятельно определить лучшие формы и методы работы в организации и планировании служебно-боевой деятельности, внедрять все новое, передовое, обобщать и использовать положительный опыт, готовность взять на себя ответственность за самостоятельные действия. Инициатива и творчество в работе штаба особенно важны в сложной оперативной обстановке при выполнении новых и внезапно возникших задач.
1.4.9. Основой успешного выполнения стоящих перед штабом задач, является тщательный подбор, высокая профессиональная и специальная подготовка сотрудников штаба, глубокое понимание стоящих перед ними задач и способов их выполнения.
1.4.10. Сотрудники штаба должны быть образцом выполнения своих обязанностей, обладать высокой профессиональной подготовкой и организаторскими способностями, отличаться глубоким знанием действующего законодательства, высокой служебной и штабной культурой, безупречной дисциплиной, исполнительностью, инициативой и творческим подходом к выполнению поставленных задач.
Каждый сотрудник штаба обязан: твердо знать основы служебно-боевой деятельности, организационную структуру, задачи и возможности подразделений и служб органа внутренних дел; четко выполнять обязанности по занимаемой должности и быть готовым, в случае необходимости, выполнять обязанности других сотрудников; уметь глубоко анализировать, оценивать и кратко докладывать оперативную обстановку, в короткие сроки доводить задачи до подчиненных штабов и органов внутренних дел; быстро и точно производить необходимые расчеты, объективно оценивать результаты служебной деятельности подразделений, полно и точно вести рабочую карту, быстро и качественно разрабатывать служебные документы, уметь эффективно применять средства связи, автоматизации и механизации управления; знать и строго соблюдать требования по обеспечению государственной и служебной тайны, правила скрытого управления и безопасности связи, постоянно повышать уровень профессиональных и специальных знаний, совершенствовать практические навыки в штабной работе, владеть методами обучения и воспитания личного состава, укрепления служебной дисциплины.
1.4.11. Вышестоящий штаб должен служить для нижестоящих штабов примером высокой требовательности, точности и исполнительности в работе. Он обязан постоянно заботиться о том, чтобы больше времени для работы предоставлялось нижестоящим штабам. Это достигается своевременным информированием нижестоящих штабов об оперативной обстановке и о планируемых мероприятиях (предстоящих задачах), отдачей им предварительных распоряжений, минимальной затратой времени на оформление решений (приказов, распоряжений, указаний) начальника органа внутренних дел и доведение их до исполнителей.
1.5. Правовая основа деятельности штабов
Правовой основой деятельности штабов являются Конституция Российской Федерации, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты МВД России, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, издаваемых в пределах их компетенции, а также настоящее Временное наставление.
Глава 2. Организаторская работа
2.1. Содержание организаторской работы
Организаторская работа штаба включает:
разработку во взаимодействии с другими подразделениями органа внутренних дел планов основных организационных мероприятий (планов служебной деятельности) планов работы коллегии, оперативного совещания, инспекторских, контрольных проверок, комплексных и целевых выездов в подчиненные органы, подразделения и учреждения внутренних дел, контроль за их выполнением;
организационное обеспечение и непосредственное участие совместно с другими подразделениями органа внутренних дел, органами государственной власти, местного самоуправления, организациями и общественными объединениями в разработке федеральных, региональных и местных программ и планов социальной профилактики правонарушений, борьбы с преступностью и обеспечения общественного порядка, совершенствования деятельности органов внутренних дел, совместных мероприятий правоохранительных органов по усилению борьбы с преступностью, предупреждению и пресечению отдельных видов преступлений и правонарушений, осуществлению неотложных мер реагирования на негативные проявления и тенденции, кризисные ситуации, конфликты, чрезвычайные происшествия и контроль за их выполнением в части, касающейся органа внутренних дел;
изучение и обобщение практики организации планирования служебной деятельности органа внутренних дел и эффективности выездов в командировки в подчиненные органы, подразделения и учреждения, разработку предложений по совершенствованию этих видов деятельности;
контроль за организацией выездов сотрудников органа внутренних дел в служебные командировки и их эффективностью;
организационное обеспечение заседаний коллегии и оперативного совещания при начальнике органа внутренних дел, комплексных мероприятий, проводимых в масштабах органа внутренних дел, а также деятельности начальника органа внутренних дел в осуществлении функций старшего оперативного начальника;
обеспечение профессиональной подготовки руководящих кадров органов внутренних дел.
2.2. Разработка планов и программ
2.2.1. Общий порядок планирования оперативно-служебной деятельности органа внутренних дел регламентируется соответствующими ведомственными нормативными правовыми актами.*(5)
2.2.2. Разработка штабом планов основных организационных мероприятий (планов служебной деятельности)*(6) органа внутренних дел предполагает систематический анализ состояния преступности и охраны общественного порядка на обслуживаемой территории, результатов деятельности органа внутренних дел и иных факторов, определяющих оперативную обстановку.
Поиск, накопление и систематизация информации для подготовки проектов планов проводятся постоянно в течение планового периода. Для этого создается накопительный массив по разделам в соответствии со структурой плана, которая определяется приказом начальника органа внутренних дел.
2.2.3. Непосредственная разработка плана начинается с подготовки штабом распоряжения начальника органа внутренних дел, в котором определяется порядок и сроки внесения предложений в проект плана и представления его для утверждения.
В соответствии с этим распоряжением в штаб направляются заинтересованными подразделениями органа внутренних дел подготовленные ими по линиям своей работы конкретные предложения по решению поставленных перед ними задач.*(7) Штаб анализирует обоснованность и актуальность представленных предложений, при необходимости вносит уточнения и коррективы в очередность и состав исполнителей, сроки выполнения мероприятий, согласовывая их с заинтересованными подразделениями, и составляет проект плана.
Для облегчения согласования мероприятий плана, исключения разногласий, которые могут возникнуть при его обсуждении, в проекте плана предусматривается специальная графа, где указываются источники, послужившие основанием для включения мероприятий в план (конкретные нормативные акты, пункты перспективного плана, указания и поручения начальника органа, инициативные предложения подразделений и т.п.). В окончательном варианте плана эта графа заменяется на графу для отметок о выполнении плановых мероприятий.
2.2.4. При формировании проекта плана должны соблюдаться следующие требования:
максимальное соответствие планируемых мероприятий оперативной обстановке, результатам прогноза ее развития, а также стоящим задачам;
концентрация всех планируемых мероприятий на решении ключевых проблем, опережающее реагирование на развитие негативных тенденций в оперативной обстановке;
планирование только реальных и конкретных мероприятий, направленных на совершенствование организаторской деятельности и усиление охраны общественного порядка и борьбы с преступностью;
комплексный подход в решении планируемых задач: в проект плана как правило, включаются лишь предложения, реализация которых требует участия двух и более подразделений;
равномерное распределение мероприятий по кварталам и месяцам.
2.2.5. Подготовленный штабом проект плана согласовывается с заинтересованными подразделениями органа внутренних дел и выносится на рассмотрение коллегии (оперативного совещания).
После обсуждения на коллегии (оперативном совещании) проект плана дорабатывается штабом с учетом поступивших предложений, замечаний, дополнений и представляется на утверждение начальнику органа внутренних дел.
Копии утвержденного плана (выписки из него) рассылаются исполнителям.
2.2.6. Для обеспечения единства планов, своевременного отражения в них происходящих изменений в оперативной обстановке, учета поступающих указаний и распоряжений разрешается вносить в утвержденные планы соответствующие коррективы. При этом из плана могут исключаться только те мероприятия, в проведении которых отпала необходимость или когда возникли новые важные обстоятельства, требующие срочного решения, сосредоточения усилий на других участках. Внесение корректив осуществляется в таком же порядке, как и при разработке плана: подразделения направляют в штаб согласованные с соответствующими заместителями начальника органа внутренних дел мотивированные письменные предложения; штаб рассматривает их, оценивает с точки зрения обоснованности и целесообразности, обобщает и представляет на утверждение начальнику органа внутренних дел.
2.2.7. Планирование штабом инспекторских, контрольных проверок, комплексных и целевых выездов в нижестоящие органы, подразделения и учреждения внутренних дел осуществляется в формах: графика проверок и выездов, который прилагается к плану основных организационных мероприятий; плана командировок; календарного плана основных мероприятий.
Данные документы составляются на основе поступивших из подразделений соответствующего органа внутренних дел, а также внесенные сотрудниками штаба обоснованных предложений, вытекающих из складывающейся в конкретных органах, подразделениях и учреждениях внутренних дел оперативной обстановки, с учетом установленной периодичности проведения инспекторских и контрольных проверок.
Штаб на основе таких предложений разрабатывает проекты графика проверок и выездов на предстоящий год, плана командировок на квартал и представляет их для утверждения начальнику органа внутренних дел. Утвержденные документы рассылаются в заинтересованные подразделения в установленном порядке.