Временные санитарные правила эксплуатации автомобильного транспорта на территории г. Москвы (утв. Главным государственным санитарным врачом по г. Москве от 21 сентября 1998 г. N 2.1.2.98)

Введены с 21 сентября 1998 г.

1. Общие положения

1.1. Временные санитарные правила по эксплуатации автомобильного транспорта на территории г. Москвы разработаны в соответствии с требованиями Закона РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", с учетом действующих санитарно-гигиенических правил и норм, Государственных стандартов, природоохранных требований, нормативно-методических документов.
1.2. Санитарные правила вводятся в действие с момента их утверждения, являются обязательными при проектировании, изготовлении, эксплуатации, ремонте и сервисном обслуживании автомобилей и распространяются на автотранспортные, авторемонтные предприятия, станции техобслуживания, пункты инструментального контроля, автозаправочные станции, автомойки и другие объекты обслуживания автотранспортных средств на территории г. Москвы, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, на владельцев личного и иногороднего автотранспорта, эксплуатируемого на территории г. Москвы.
1.3. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за выполнением требований настоящих Санитарных правил возлагается на органы Госсанэпиднадзора, в соответствии с Законом РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
1.4. Ответственность за выполнение настоящих Санитарных правил возлагается на руководителей предприятий по обслуживанию автотранспортных средств, владельцев личного и иногороднего автотранспорта, эксплуатируемого на территории г. Москвы.

2. Выбор земельного участка для размещения объектов по ремонту и обслуживанию автотранспортных средств

2.1. Отвод земельных участков под размещение объектов по ремонту и обслуживанию, стоянки автотранспортных средств осуществляется в соответствии с действующими законодательными и нормативными актами, санитарными нормами, а также с учетом постановлений, распоряжений и решений Правительства Москвы.
При выборе участка следует учитывать существующую и перспективную застройку прилегающей территории, наличие зон санитарной охраны источников водоснабжения, инженерных коммуникаций.
2.2. Участок под размещение объекта по ремонту и обслуживанию автотранспортных средств, стоянки автотранспортных средств отводится в соответствии с утвержденным генеральным планом или проектом планировки и застройки города в установленном порядке.
2.3. Размеры санитарно-защитных зон от границ территории объектов по ремонту и обслуживанию автотранспортных средств устанавливаются на стадии проектирования, с учетом действующих нормативных актов.

4. Требования к охране окружающей среды

4.1. Предельно допустимые уровни внешнего шума автомобилей различных типов должны соответствовать следующим требованиям:
Типы автомобилейУровень звука, дБА
Легковые автомобили и автотранспортные средства, сконструированные на шасси легкового автомобиля82
Грузовые и грузопассажирские автомобили, автомобили-тягачи, автомобили-фургоны с полной массой, кг:
до 3500 включ.84
св. 3500 до 12000 вкл.89
св. 12000 с двигателем мощностью:
до 162 кВт включ.89
св. 162 кВт91
Автобусы с полной массой, кг:
до 3500 включ.84
св. 3500 с двигателем мощностью:
до 162 кВт включ.89
св. 162 кВт91
4.2. Отработавшие газы автомобилей должны соответствовать требованиям ГОСТ 21393-75 и ГОСТ 17.22.03-87.
Предельно допустимые уровни окиси углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями:
Частота вращения коленвала
Предельно-допустимое содержание окиси углерода, объемная доля, %
Предельно допустимое содержание углеводородов, объемная доля, млн-1
для двигателей с числом цилиндров
до 4более 4
n мин*1,512003000
n пов*
2,0
600
1000
* Значение частоты вращения двигателя устанавливают в технических условиях и инструкции по эксплуатации автомобилей.
Предельно допустимые уровни дымности отработавших газов автомобилей с дизелями:
Автомобили
Дымность, % для режимов
свободного ускорениямакс. частоты вращения тела
КамАЗ, МАЗ, КрАЗ и их модифик.4015
МАЗ, КрАЗ и их модифик. с дизелями выпуска до 01.07.76 г.6015
4.2. Контроль состава отработавших газов автомобилей следует осуществлять:
при техническом обслуживании N 2;
после ремонта агрегатов, систем и узлов, влияющих на содержание загрязняющих веществ в отработавших газах, а также по заявкам водителей автомобилей;
при капитальном ремонте автомобилей;
при контрольных проверках автотранспортных средств на постах инструментального контроля, с периодичностью согласно действующих нормативных актов.
4.3. Размещение, оборудование, строительство временных и стационарных пунктов инструментального контроля подлежит обязательному согласованию с органами Госсанэпиднадзора.
4.4. Помещения, предназначенные для инструментального контроля автотранспортных средств, должны быть оборудованы принудительной приточно-вытяжной и естественной вентиляцией, обеспечивающей санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны.
4.5. Уровень шума и вибрации в зоне проведения измерений должны соответствовать действующим санитарно-гигиеническим требованиям.
В целях охраны окружающей среды при эксплуатации автомобилей не допускается:
а - разлив топлива при заправке автомобиля;
б - розлив горюче-смазочных материалов при проведении ремонтных работ;
в - мойка автомобилей в неустановленных местах;
г - проведение всех видов работ по ремонту и обслуживанию автомобилей, связанных с загрязнением окружающей среды (атмосферного воздуха, почвы, открытых водоемов) в неустановленных местах и помещениях.

5. Требования к эксплуатации газобалонных автомобилей

При эксплуатации газобалонных автомобилей (ГБА) необходимо соблюдать следующие правила:
1. Газовая аппаратура должна быть герметична (полностью исключающая утечку газа). Проверка газовой аппаратуры на герметичность должна производится ежедневно на контрольных постах при выпуске автомобилей на линию и приеме их с линии.
2. При обнаружении негерметичности газовой аппаратуры у автомобилей, работающих на сжатом природном газе, газ должен быть выпущен из системы на специально отведенных площадках, газовые баллоны продуты инертным газом или сжатым воздухом, после чего в автомобиле неисправность должна быть устранена квалифицированными слесарями на специально выделенном участке по ремонту и регулировки газовой аппаратуры.
3. Перед выездом ГБА в помещении для стоянки или производства ТО и TP должен быть закрыт расходный вентиль на баллонах и выработан весь газ, находящийся в системе. Въезд должен осуществляться при работе двигателя на бензине или дизельном топливе.
4. Помещения стоянок, ТО и TP ГБА должно быть специально оборудовано согласно правилам системами безопасности, предотвращающими неблагоприятное воздействие на здоровье людей. В случае отсутствия таких систем безопасности, перед выездом ГБА в указанные помещения газ должен быть выпущен из системы также, как указано в п. 2.
6. Ответственность за выполнение настоящих санитарных правил возлагается на владельцев автотранспортных средств в соответствии с действующим законодательством РФ.