Постановление Правительства РФ от 20 июня 1997 г. N 750 "О Федеральной целевой программе развития экономики и бюджетного потенциала Чувашской Республики на 1997-2000 годы" стр. 14

Национальная библиотека не имеет возможности из-за отсутствия площадей выполнять свои прямые функции в полном объеме. Количество мест в читальных залах 500, что в два раза меньше ежедневного количества посещений. Литература из других зданий доставляется на следующий день. Нет условий для полного развертывания структуры библиотеки: создания отделов издательского дела, реставрации книжных фондов, копировально-множительных услуг, центра республиканской автоматизированной библиотечно-информационной системы и открытия мемориального музея по истории чувашской книги, предусмотренного государственной программой "Сохранение и развитие культуры и искусства Чувашской Республики на 1994-2000 годы".
Ввод в эксплуатацию пристройки к национальной библиотеке и реконструкция существующего здания позволят внедрить новые технологии, рационально использовать фонды национальной библиотеки, укрепить ее связи с другими библиотеками и информационными центрами.
В 1998 году на строительные работы необходимо 28 млрд. рублей, всего на строительство в 1998-2000 годах потребуется 84,1 млрд. рублей. Из них средства бюджета Чувашской Республики составляют 16 млрд. рублей, средства федерального бюджета - 68,1 млрд. рублей.

Проект N 4.3.3. Театры

Чувашский государственный ордена Трудового Красного Знамени академический драматический театр имени К.В.Иванова - первый профессиональный театр Чувашии, один из старейших театров Урало-Поволжского региона и ведущих театров России. Театр, располагая широкой зрительской аудиторией в Республике, имеет огромное значение и для чувашской диаспоры, проживающей за ее пределами, как центр духовного возрождения национальной культуры.
Здание театра, построенное в 1961 году, капитально не ремонтировалось со дня ввода в эксплуатацию, его техническое состояние и оборудование устарели и не отвечают современным требованиям. Имеющаяся материальная база не позволяет не только развивать, но и сохранить достигнутое. Со строительством Чебоксарской ГЭС и поднятием уровня грунтовых вод разрушение здания из года в год усиливается.
В 1996 году согласно инвестиционной программе Чувашской Республики начата реконструкция театра, на что выделено 500 млн. рублей. Всего на реконструкцию потребуется 9427 млн. рублей, из них средства бюджета Чувашской Республики составляют 5 млрд. рублей, средства федерального бюджета - 4,4 млрд. рублей.
Театр кукол, основанный в 1945 году, до 1991 года в связи с отсутствием здания театра являлся гастрольным. В 1992 году театру было выделено помещение бывшего Дома политического просвещения, построенного в 1955 году и предназначенного для лекционной работы. Сцена не имеет технологического оборудования, не хватает мастерских для изготовления декораций и кукол, артистических и складских помещений. Театр кукол - единственный детский театр в Республике, являющийся центром эстетического воспитания подрастающего поколения.
Строительство планируется начать в 1998 году, на что необходимо 7 млрд. рублей. Всего на период строительства потребуется 21 млрд. рублей, из них средства бюджета Чувашской Республики составляют 10,5 млрд. рублей, средства федерального бюджета - 10,5 млрд. рублей.
Финансирование данного проекта из федерального бюджета предусматривается с 1998 года.

Проект N 4.3.4. Учебное заведение

Республиканское культурно-просветительное училище - единственное учебное заведение в Республике, готовящее национальные кадры культуры не только для Чувашской Республики, но и для регионов Российской Федерации с компактным проживанием чувашского населения, - расположено в г.Цивильске в двухэтажном кирпичном здании, построенном в XVII веке. Помещение совершенно не отвечает требованиям, предъявляемым к учебным заведениям: нет водопровода, канализации, центрального отопления.
В настоящее время техническое состояние здания неудовлетворительное, наружные и внутренние стены, сводчатые перекрытия имеют многочисленные сквозные трещины.
Восстановить здание из-за его ветхости капитальным ремонтом невозможно.
Училище не имеет общежития, учащиеся проживают на частных квартирах. Отсутствие спортивного и концертного залов, нехватка классных помещении неблагоприятно сказываются на учебном процессе.
С 1991 года в г.Чебоксары ведется строительство комплекса зданий для культурно-просветительного училища на 500 учащихся с учебным театром и общежитием на 300 мест. На завершение строительства необходимо 29,8 млрд. рублей, из них средства бюджета Чувашской Республики составляют 10 млрд. рублей, средства федерального бюджета - 19,8 млрд. рублей.
Финансирование данного проекта из федерального бюджета предусматривается с 1997 года согласно федеральной целевой программе "Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации (1997-1999 годы)."
Госзаказчик - Министерство культуры Российской Федерации.

Федеральные целевые программы, реализуемые на территории Чувашской Республики

В Чувашской Республике действуют 33 утвержденные федеральные целевые программы, перечень которых представлен в приложении 8. Эти программы решают ряд приоритетных для России в целом и Чувашской Республики в частности проблем, связанных с социальной сферой, ликвидацией последствий аварий, катастроф и других чрезвычайных происшествий, с уменьшением криминогенной опасности, развитием базовых отраслей экономики. Общая сумма финансовых затрат из федерального бюджета, необходимая для реализации указанных программ, в 1997 году ориентировочно составляет 213,5 млрд. рублей.
Их реализация, наряду с осуществлением проектов данной Программы, будет способствовать комплексному экономическому и социальному развитию региона и укреплению его бюджетного потенциала.

Ресурсное обеспечение программы

В целом на реализацию всех проектов Программы потребуется 3869,5 млрд. рублей, в том числе из средств федерального бюджета - 394,1 млрд. рублей, или 10,2 процента, федеральный инвестиционный кредит на конкурсной основе - 42,8 млрд. рублей, или 1,1 процента, республиканский и местный бюджеты - 765,9 млрд. рублей, или 19,8 процента, внебюджетные источники - 331,9 млрд. рублей, или 8,6 процента, средства Государственной фонда занятости населения Российской Федерации - 520,1 млрд. рублей, или 13,4 процента, Федерального дорожного фонда Российской Федерации и республиканского дорожного фонда - 1814,7 млрд. рублей, или 46,9 процента.
(млрд. рублей, в ценах 1996 года)
┌───────────────────────────┬──────────┬────────────────────────────────┐
│ Источники финансирования │Затраты на│ в том числе │
│ │период ├──────────┬──────────┬──────────┤
│ │реализации│ 1997 год │ 1998 год │1999-2000 │
│ │Программы │ │ │ годы │
├───────────────────────────┼──────────┼──────────┼──────────┼──────────┤
│Всего │ 3869,5 │ 582,7 │ 980,1 │ 2306,7 │
│ в том числе: │ │ │ │ │
│капитальные вложения │ 3301,1 │ 437,5 │ 967,2 │ 1896,4 │
│НИОКР │ 2,2 │ 0,9 │ 1,3 │ - │
│прочие │ 566,2 │ 144,3 │ 11,6 │ 410,3 │
│ │ │ │ │ │
│Федеральный бюджет - всего │ 394,1 │ 37,5 │ 117,2 │ 239,4 │
│ в том числе: │ │ │ │ │
│капитальные вложения │ 364,1 │ 29,9 │ 109,2 │ 225,0 │
│НИОКР │ 1,6 │ 0,9 │ 0,7 │ - │
│прочие │ 28,4 │ 6,7 │ 7,3 │ 14,4 │
│ │ │ │ │ │
│Инвестиции в быстроокупае-│ 42,8 │ - │ 38,5 │ 4,3 │
│мые коммерческие проекты,│ │ │ │ │
│намечаемые к размещению на│ │ │ │ │
│конкурсной основе, - всего │ │ │ │ │
│ в том числе: │ │ │ │ │
│капитальные вложения │ 42,8 │ - │ 38,5 │ 4,3 │
│НИОКР │ - │ - │ - │ - │
│прочие │ - │ - │ - │ - │
│ │ │ │ │ │
│Республиканский и местный│ 765,9 │ 163,8 │ 204,9 │ 397,2 │
│бюджеты - всего │ │ │ │ │
│ в том числе: │ │ │ │ │
│капитальные вложения │ 749,0 │ 159,9 │ 200,9 │ 388,2 │
│НИОКР │ - │ - │ - │ - │
│прочие │ 16,9 │ 3,9 │ 4,0 │ 9,0 │
│ │ │ │ │ │
│Внебюджетные источники -│ 331,9 │ 37,7 │ 166,9 │ 127,3 │
│всего │ │ │ │ │
│ в том числе: │ │ │ │ │
│капитальные вложения │ 330,5 │ 37,6 │ 166,0 │ 126,9 │
│НИОКР │ 0,6 │ - │ 0,6 │ - │
│прочие │ 0,8 │ 0,1 │ 0,3 │ 0,4 │
│ из них: │ │ │ │ │
│собственные средства│ 229,5 │ 15,3 │ 136,4 │ 77,8 │
│предприятий - всего │ │ │ │ │
│ в том числе: │ │ │ │ │
│капитальные вложения │ 228,1 │ 15,2 │ 135,5 │ 77,4 │
│НИОКР │ 0,6 │ - │ 0,6 │ - │
│прочие │ 0,8 │ 0,1 │ 0,3 │ 0,4 │
│ │ │ │ │ │
│Иностранные инвестиции -│ 100,0 │ 21,6 │ 29,7 │ 48,7 │
│всего │ │ │ │ │
│ в том числе: │ │ │ │ │
│капитальные вложения │ 100,0 │ 21,6 │ 29,7 │ 48,7 │
│НИОКР │ - │ - │ - │ - │
│прочие │ - │ - │ - │ - │
│ │ │ │ │ │
│Другие внебюджетные│ 2,4 │ 0,8 │ 0,8 │ 0,8 │
│источники - всего │ │ │ │ │
│ в том числе: │ │ │ │ │
│капитальные вложения │ 2,4 │ 0,8 │ 0,8 │ 0,8 │
│НИОКР │ - │ - │ - │ - │
│прочие │ - │ - │ - │ - │
│ │ │ │ │ │
│Государственный фонд│ 520,1 │ 133,6 │ * │ 386,5 │
│занятости населения│ │ │ │ │
│Российской Федерации│ │ │ │ │
│(федеральная и республикан-│ │ │ │ │
│ская части) - всего │ │ │ │ │
│ в том числе: │ │ │ │ │
│капитальные вложения │ - │ - │ - │ - │
│НИОКР │ - │ - │ - │ - │
│прочие │ 520,1 │ 133,6 │ * │ З86,5 │
│ │ │ │ │ │
│Федеральный и республиканс-│ 1814,7 │ 210,1 │ 452,6 │ 1152,0 │
│кий дорожные фонды - всего │ │ │ │ │
│ в том числе: │ │ │ │ │
│капитальные вложения │ 1814,7 │ 210,1 │ 452,6 │ 1152,0 │
│НИОКР │ - │ - │ - │ - │
│прочие │ - │ - │ - │ - │
└───────────────────────────┴──────────┴──────────┴──────────┴──────────┘
┌───────────────────────────┬──────────┬────────────────────────────────┐
──────────────────────────────
* Учитывая неопределенность с размером тарифа страховых отчислении Государственный фонд занятости населения Российской Федерации на 1998-2000 годы, а также дефицит его бюджета, выделение средств на 1998-2000 годы из федеральной части Государственного фонда занятости населения Российской Федерации может быть рассмотрено в конце 1997 года.

Механизм реализации программы

Механизм реализации Программы охватывает широкий спектр организационных и экономических мер. Предусматривается использовать такие рычаги экономической политики, как кредитно-денежный механизм, государственно-контрактную систему, налоговое законодательство, лизинг, льготы по налогам и тарифам, субсидии и ассигнования из госбюджета, иностранные инвестиции.
Доминирующим фактором институциональных преобразований является национальное сочетание федеральных, отраслевых и региональных интересов, а также практическое осуществление государственной региональной экономической политики.
Кроме того, учитывая важность осуществления данной Программы, предусматривается создание организационной структуры управления Программой, а также принятие необходимых законов Чувашской Республики, Указов Президента Чувашской Республики и решений Кабинета Министров Чувашской Республики (приложение 5).
Основу экономического механизма управления Программой составит региональная консолидация многоканального финансирования проектов - федеральный бюджет, республиканский бюджет, внебюджетные средства, собственные средства участников Программы, иностранные инвестиции.
По экспертной оценке на реализацию всех проектов Программы потребуется 3869,5 млрд. рублей, в ценах 1996 года (приложение 1).
Распределение капитальных вложений по годам будет уточняться при составлении бюджетной заявки на очередной год. Выделение инвестиционных кредитов на конкурсной основе, а также собственных средств предприятий-претендентов, принимающих участие в финансировании проектов Программы, осуществляется в установленном порядке по представлении бизнес-планов в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17 сентября 1994 г. N 1928 "О частных инвестициях в Российской Федерации". При этом государственная поддержка может быть оказана только после оформления необходимых документов, а также надлежащих гарантий в отношении выполнения финансовых обязательств предприятий-претендентов.
Финансирование работ по Программе и по отдельным ее проектам осуществляется целевым назначением через государственных заказчиков в соответствии с порядком разработки и реализации федеральных целевых программ межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвуют Российская Федерация, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594.
При сокращении объемов бюджетного финансирования работ по Программе и отдельным ее проектам государственные заказчики рассматривают вопрос о дополнительных мерах по привлечению внебюджетных источников для выполнения этих работ в установленные сроки.
При необходимости ими вносятся предложения в Правительство Российской Федерации о корректировке этапов реализации программных мероприятий (проектов).
Иностранные инвесторы принимают участие в финансировании проектов Программы на основе долевого участия и предоставления кредитов в соответствии с законодательством об иностранных инвестициях.
Источником финансирования проектов Программы могут являться целевые кредиты банков, предоставляемые под государственные гарантии. В связи с этим в целях создания благоприятных условий для привлечения инвестиций Кабинет Министров Чувашской Республики утвердил перечень природных ископаемых ресурсов республиканской собственности и перечень объектов незавершенного строительства, обеспечивающих гарантии Правительства Чувашской Республики, а также установил, что в качестве обеспечения гарантий могут выступать средства республиканского бюджета и целевых фондов. Не вошедшие в утвержденные перечни активы, находящиеся в республиканской собственности, могут использоваться в качестве обеспечения гарантий при принятии специальных решений Кабинета Министров Чувашской Республики.
Кроме того, в качестве гарантий под инвестиции Правительство Чувашской Республики может представить акции предприятий, находящихся в государственной собственности Чувашии, а также исключительное право на приобретение акций приватизируемых предприятий.
Вместе с тем Кабинет Министров Чувашской Республики гарантирует инвесторам правовую защиту в соответствии с законодательством Российской Федерации и Чувашской Республики. Согласно подписанному в мае 1996 г. Договору о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Чувашской Республики до принятия федерального закона по конкретному предмету совместного ведения Чувашская Республика вправе осуществлять собственное правовое регулирование по данному предмету ведения. Кроме того, Чувашская Республика самостоятельно устанавливает и вводит республиканские налоги и сборы в соответствии с федеральными и республиканскими законами, а также вправе выступать самостоятельным участником международных и внешнеэкономических связей.
В целом достигнутые договоренности создают предпосылки для создания необходимых условии и механизмов накопления национального капитала и его трансформации в реальные инвестиции, усиления функций государства как "стратегического" инвестора, что будет способствовать выполнению обязательств по финансовому обеспечению Программы со стороны Кабинета Министров Чувашской Республики.
Кроме того, определяются следующие направления государственной поддержки реализации проектов Программы:
стимулирование направления прибыли на развитие производства и финансирование капитальных вложений;
ускоренные нормы амортизации основных фондов для реконструируемых в рамках Программы предприятий;
освобождение новых предприятий (включая иностранные и с иностранным участием) на определенный срок от уплаты налога на прибыль, подлежащую зачислению в бюджеты Чувашской Республики, всех республиканских и местных налогов и сборов (кроме налога на имущество);
размещение заказов на закупки и поставки товаров в счет общереспубликанских и местных нужд в первую очередь среди организаций, участвующих в реализации проектов Программы;
предоставление в пользование земельных участков и других природных ресурсов Республики на льготных условиях;
осуществление мер по реструктуризации задолженности организаций по платежам в бюджет с использованием рынка ценных бумаг;