Приказ Минздрава СССР от 21 июля 1988 г. N 579 "Об утверждении квалификационных характеристик врачей-специалистов" стр. 184

- анализ аллергологического анамнеза;
- владеть постановкой кожных аллергических проб (приктест, капельная проба, скарификационная, внутрикожная, аппликационная пробы);
- провокационные аллергические тесты (конъюнктивальный, назальный, ингаляционный, подъязычный);
- подготовить двукратные и десятикратные разведения аллергенов для диагностики и лечения;
- приготовить разведения ацетилхолина, гистамина, простагландинов и др. медиаторов аллергии для проведения бронхомоторных тестов;
- провести бронхомоторные тесты;
- спирография и расшифровка спирограммы;
- пневмотахометрия;
- реакция Прауснитца-Кюстнера;
- методы специфической иммунотерапии разными аллергенами;
- тест торможения естественной миграции лейкоцитов ин виво;
- диагностика пищевой аллергии с помощью элиминационных диет;
- методы оказания неотложной помощи при острых аллергических реакциях (анафилактический шок, астматическое состояние, острая крапивница и отек Квинке и др.).

5. Список обязательной литературы

1. Адо А.Д. Общая аллергология. М., 1978.
2. Адо А.Д. (ред.). Частная аллергология. М., 1976.
3. Бережная Н.М. Словарь-справочник "Аллергология". Киев, 1986.
4. Пыцкий В.И., Андрианова Н.В., Артомасова А.В. Аллергические заболевания. М., Медицина, 1985.
5. Петров Р.В. Иммунология. Изд. 2-е. М., 1986.
6. Райкис Б.Н. Лечебные аллергены. М., 1987.
7. Фрадкин В.А. Лабораторные методы диагностики аллергии. М., 1985.
8. Чучалин А.Г. Бронхиальная астма. М., 1985.
9. Балаболкин И.И. Бронхиальная астма у детей. М., 1985.

60. Квалификационная характеристика специалиста врача-стоматолога детского

В соответствии с требованиями специальности врач-стоматолог детский должен знать и уметь:

1. Общие знания:

- основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;
- общие вопросы организации стоматологической помощи детям, организацию работы скорой и неотложной помощи детскому населению;
- организацию работы стоматологических кабинетов, оборудование и оснащение;
- основные требования к стерилизации стоматологического оборудования;
- топографическую анатомию головы и челюстно-лицевой области, особенности кровоснабжения, иннервации и лимфотока, строение зубов, эмбриологию челюстно-лицевой области, основные нарушения эмбриогенеза;
- анатомо-физиологические особенности детского организма в различных возрастных группах;
- основные вопросы нормальной и патологической физиологии челюстно-лицевой области, взаимосвязь функциональных систем организма и уровни их регуляции;
- биологическую роль и основные функции зубочелюстной системы, биомеханику жевания, возрастные изменения челюстно-лицевой области, особенности воздействия на нее внешней и внутренней среды;
- роль гигиенического содержания полости рта и предупреждение развития заболеваний зубов и пародонта;
- принципы, приемы и методы обезболивания в детской стоматологии, вопросы интенсивной терапии и реанимации;
- этиологию и патогенез основных стоматологических заболеваний и пороков развития, их влияние на органы и системы организма человека;
- основы фармакотерапии в детской стоматологии;
- показания и противопоказания к применению рентгенологического и других методов обследования;
- основы иммунобиологии, роль наследственных факторов в развитии стоматологических заболеваний;
- клиническую симптоматику основных заболеваний челюстно-лицевой области у детей, их профилаактоку, диагностику и лечение;
- клинические проявления в полости рта системных болезней ребенка;
- клиническую симптоматику пограничных состояний в детской стоматологии;
- пределы консервативной терапии зубов в различных возрастных группах, показания к удалению зубов с целью профилактики и лечения зубочелюстных аномалий, методы ортопедического и ортодонточеского лечения и показания к протезированию;
- применение факторов физиотерапии в детской стоматологии;
- основы рационального питания здорового ребенка, принципы диетотерапии при заболеваниях челюстно-лицевой области;
- вопросы организации и деятельности медицинской службы гражданской обороны;
- формы и методы санитарно-просветительной работы.

2. Общие умения:

- получить информацию о заболевании, применить объективные методы обследования больного, выявить общие и специфические признаки заболевания, особенно в случаях, требующих неотложной помощи или интенсивной терапии; оценить тяжесть состояния, принять необходимые меры для выведения больного из этого состояния, определить объем и последовательность реанимационных мероприятий, оказать их при травматическом и анафилактическом шоке, остром сосудистом коллапсе, острой кровопотере, острой сердечной и дыхательной недостаточности, гипертоническом синдроме (искусственное дыхание, массаж сердца, остановка кровотечения, перевязка и тампонада раны, транспортная иммобилизация, промывание желудка при отравлении, срочная трахеотомия при асфиксии);