Правила охраны труда при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог (утв. Минтрансстроем, Минтрансом РФ 27.12.1991, ЦК профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства РФ) стр. 28

повреждения воздухопровода;
наличия большого количества масла в подаваемом из пневмопровода воздухе;
изменения давления воздуха сверх установленной инструкцией нормы;
повреждения включающего и отключающего клапанов;
возникновения угрозы несчастного случая.

12.4. Немеханизированные инструменты

12.4.1. Деревянные рукояти ручных инструментов должны быть выполнены из выдержанной древесины твердых и вязких пород. Инструмент должен быть правильно насажен и прочно укреплен на гладко обработанных рукоятях.
Ударные инструменты (топоры, молотки, кувалды) должны иметь рукояти овального сечения с утолщенным свободным концом; кирка насаживается на утолщенный конец рукояти. Конец, на который насаживается инструмент, должен быть расклинен металлическим клином.
На деревянные рукояти нажимных инструментов (долота, стамески, напильники) в местах сопряжения с инструментом насаживают металлические кольца.
12.4.2. Ударные инструменты (кувалды, зубила, крейцмейсели, бородки) не должны иметь трещин, заусениц, наклепа; затылочная часть их должна быть гладкой (без трещин, заусениц и скосов).
Длина ручного зубила - не менее 150 мм.
12.4.3. Кузнечные клещи и другие приспособления для удержания обрабатываемых поковок должны быть изготовлены из мягкой стали и соответствовать размерам поковок.
Для удержания поковки без постоянного нажима рукой клещи должны иметь кольца (шпандыри), а для предохранения от травмирования пальцев работающего - зазор между рукоятями клещей (в рабочем положении) не менее 45 мм, для чего делают упоры.
12.4.4. Гаечные ключи должны соответствовать размерам гаек и головок болтов.
Запрещается применять подкладки (металлические пластинки) между гранями гайки и ключа.
Губки ключей должны быть строго параллельны и не иметь трещин и забоин, а рукоятки - заусениц.
Раздвижные ключи не должны быть ослаблены в подвижных частях.
Запрещается удлинять рукоятки ключей с помощью насадки на них труб и других предметов.
12.4.5. Концы ручных инструментов, служащих для заводки в отверстия при монтаже стальных конструкций (ломики для сборки и т.п.), не должны быть сбитыми.
12.4.6. При работе с клиньями или зубилами для рубки металла и других материалов с помощью кувалд следует применять клинодержатели с рукоятью длиной не менее 1 м. Работать необходимо в предохранительных очках с небьющимися стеклами, а при тесном расположении рабочие места должны иметь и защитные экраны.
12.4.7. Бачки для переноски горячего битума должны быть конусообразной формы, сужающейся кверху, и оборудованы крышками и рукоятями для переноса их двумя рабочими.
12.4.8. Лейки для заливки трещин вручную следует плотно закрывать крышкой.
12.4.9. Длина рукоятей мешалок, ручных металлических трамбовок, гладилок и пр. должна обеспечивать безопасность работы.
12.4.10. Погрузочно-разгрузочные работы с грузами массой более 50 кг, а также их подъем на высоту более 1,5 м должны быть механизированы.
При перемещении груза на тележках или в контейнерах прилагаемое усилие на должно превышать 15 кгс.
Для взрослых мужчин предельная масса груза - до 50 кг, для юношей от 16 до 18 лет вручную - до 16 кг, при перевозке на тележках - до 50 кг.
Предельные нормы массы груза, поднимаемого и перемещаемого вручную, приведены в табл. 14.
Таблица 14
Характер работ
Предельно-допустимая масса груза, кг
Подъем и перемещение тяжестей при чередовании с другой работой
15
Подъем тяжестей на высоту более 1,5 м
10
Подъем и перемещение тяжестей постоянно в течение рабочей смены
10
Суммарная масса грузов, перемещенных в течение рабочей смены
Не более 7000
Примечание. Масса поднимаемого и перемещаемого груза включает массу тары-упаковки.
12.4.11. Жаровни для разогрева утюгов, грабель, лопат, битума должны быть передвижными (на колесах). Разжигать и топить жаровни жидким топливом запрещается.
12.4.12. Жаровни необходимо устанавливать в местах, безопасных для дорожных рабочих, пешеходов и проходящего транспорта.
12.4.13. Складывать инструмент во время перерывов разрешается только на обочине проезжей части параллельно движению транспортных средств и в огражденном месте. Грабли, применяемые для разравнивания асфальтобетонной смеси, а также вилы укладываются зубьями вниз.

13. Требования охраны труда при ремонте и содержании автомобильных дорог

13.1. Общие требования

13.1.1. Ограждение мест работ и расстановка дорожных знаков при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог производятся в соответствии с настоящими Правилами, ВСН 37-84, ГОСТ 13508-74.
13.1.2. До начала дорожно-строительных работ к строящимся объектам должны быть подведены подъездные пути и сооружены внутрипостроечные проезды.
13.1.3. Пересечения подъездных путей и внутрипостроечных проездов с рельсовыми путями устраиваются по согласованию с МПС или с соответствующим управлением железных дорог.
13.1.4. До начала ремонтно-строительных работ дорожная организация, производящая работы, составляет схемы ограждения мест работ и расстановки дорожных знаков, привязанные к местности, с указанием видов работ и сроков их выполнения согласно ВСН 179-84 и согласовывает их с местным отделением ГАИ.
13.1.5. Схемы составляют в случае выполнения дорожных работ:
на одной половине ширины проезжей части с организацией движения по второй;
по всей ширине проезжей части с организацией транспортного движения в объезд по существующей или вновь построенной объездной дороге;
в условиях застройки и в населенных пунктах при наличии инженерных коммуникаций (газ, водопровод, канализация, кабели и пр.). В этом случае схемы ограждений и расстановки дорожных знаков необходимо согласовать не только с ГАИ, но и со всеми заинтересованными организациями.
13.1.6. Неотложные (аварийные) работы по устранению отдельных повреждений дороги и дорожных сооружений, влияющих на безопасность движения, можно выполнять без согласования и утверждения схем, но с условием обязательного извещения органов ГАИ о месте и времени проведения таких работ.
13.1.7. Всякое отклонение от утвержденных схем, а также применение неисправных технических средств запрещается.
13.1.8. Перед началом работ рабочие и машинисты дорожных машин должны быть ознакомлены с применяемой условной сигнализацией, подаваемой жестами и флажками, порядком движения, маневрирования дорожных машин и транспортных средств, местами разворота, въездами, местами складирования материалов и хранения инвентаря.
13.1.9. Используемые при производстве дорожных работ временные дорожные знаки, ограждения и другие технические средства устанавливаются и содержатся организациями, выполняющими дорожные работы.
13.1.10. Особо опасные места (траншеи, котлованы, ямы) на участке работы должны быть ограждены щитами (заборами) и сигнальными фонарями, зажигаемыми с наступлением темноты и в туман.
13.1.11. Маршруты внутрипостроечных транспортных средств должны быть оборудованы дорожными знаками.
13.1.12. При производстве дорожных работ в темное время суток места работ должны быть освещены в соответствии с СН 81-80.