Ведомственные строительные нормы ВСН 34-91/Минтрансстрой СССР "Правила производства и приемки работ на строительстве новых, реконструкции и расширении действующих гидротехнических морских и речных транспортных сооружений. Часть III. Приложения" (утв. Мини стр. 15

,
где - экономический эффект от сокращения затрат на создание и содержание социальной инфраструктуры, тыс. руб.; - экономический эффект от сокращения сроков строительства, тыс. руб.; - затраты на приобретение и эксплуатацию транспортных средств для перевозки рабочих, тыс. руб.
Экономический эффект от сокращения затрат на создание и содержание социальной инфраструктуры определяют как разность приведенных затрат по базовому и предполагаемому варианту производства работ по формуле
,
где и - текущие затраты на содержание социальной инфраструктуры по базовому и предлагаемому вариантам, тыс. руб.; и - капитальные затраты на создание социальной инфраструктуры, тыс. руб.; - время строительства объекта по предлагаемому варианту, год; - нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений.
Экономический эффект от сокращения сроков строительства определяют по формуле
,
где - экономический эффект за счет сокращения сроков строительства объектов жилищно-бытового комплекса, тыс. руб.; - экономический эффект за счет сокращения сроков строительства целевого объекта, тыс. руб.
Эффект за счет сокращения сроков строительства объектов жилищно-бытового комплекса определяют как эффект от досрочного ввода объекта в эксплуатацию
,
где Ф - стоимость основных фондов, досрочно вводимых в эксплуатацию, тыс. руб.; и - срок строительства объектов жилищно-бытового комплекса по вариантам, год.
Экономический эффект за счет сокращения сроков строительства целевого объекта
где - эффект от досрочного ввода целевого объекта в эксплуатацию, тыс. руб.; - эффект от снижения условно-постоянных расходов, тыс. руб.; - эффект от выполнения дополнительных объемов работ в связи со снижением потерь рабочего времени и снижением транспортной усталости рабочих при их перевозке от места жительства до строящегося объекта и обратно.
Эффект от досрочного ввода в эксплуатацию целевого объекта
,
где и - срок строительства целевого объекта, год.
Эффект от снижения условно-постоянных расходов
,
где Н - условно-постоянные расходы по варианту с продолжительностью строительства , тыс. руб.
Условно-постоянные расходы могут в соответствии с СН 509-78 при усредненных расчетах приниматься в процентах от общей величины затрат по соответствующим статьям: затраты на материалы - 1; затраты на эксплуатацию машин и механизмов - 15; накладные расходы - 50.
Экономическую эффективность от выполнения дополнительных объемов работ определяют по формуле
,
где А - дополнительно выполненный объем СМР, тыс. руб; 0,0566 - коэффициент, учитывающий норму плановых накоплений.
Дополнительно выполненный объем строительно-монтажных работ
,
где - дополнительный объем работ, полученный за счет повышения производительности труда при исключении транспортной усталости работников, тыс. руб.; - дополнительный объем работ, полученный при сокращении внутрисменных потерь рабочего времени при исключении ежедневной усталости рабочих.
,
где - среднедневная выработка одного рабочего по базовому варианту руб./дн; - коэффициент роста производительности труда рабочих при снятии транспортной усталости; - среднесписочная численность рабочих; - срок строительства объекта по предлагаемому варианту, дни.
Дополнительный объем работ, выполненный за счет сокращения потерь рабочего времени рабочих при ликвидации ежедневных перевозок, определяют по формуле
,
где t - потери рабочего времени при однократной перевозке рабочих, ч; - среднечасовая выработка одного рабочего в базовом варианте; Q - число перевозок за время строительства объектов.
Общая хозрасчетная экономическая эффективность
,
где - экономический эффект за счет снижения затрат на обустройство работников, тыс. руб. Определяется по разности приведенных затрат на создание и содержание жилищно-бытового комплекса.
При определении экономического эффекта от сокращения сроков строительства целевого объекта эффект от досрочного ввода в эксплуатацию может определяться с коэффициентом 0,5, учитывающим сумму отчисления от прибыли заказчика. Остальные показатели могут определяться по формулам, приведенным выше.
Приложение 24
Справочное

Технические данные строительных машин и механизмов, предназначенных для работы в условиях низких температур Арктики и Крайнего Севера

Наименование машины
Модель, тип, марка, ГОСТ
Назначение и область применения
Технические характеристики
Оптовая цена,
руб., по прейскуранту
Предприятие-изготовитель
Экскаватор полноповоротный канатный на гусеничном ходу с ковшом вместимостью, :
1ЭО-5ШБХЛГОСТ 17343-83Для грунтов I-IV категорий с включениями размером не более 400 ммМощность двигателя 79,5 кВт, скорость передвижения 2 км/ч.Наибольший радиус копания прямой лопатой 9,2 м.Наибольшая глубина копания обратной лопатой 6,7 м. Масса 33,5 т. Удельное давление на грунт 0,087 МПа23000 N 22-01-1981/33Костромской завод "Рабочий металлист"
1,6ЭО-5122АХЛГОСТ 22894-66,14892-69То жеМощность двигателя 125 кВт, скорость передвижения 2,4 км/ч.Наибольший радиус копания 8,9 м.Наибольшая глубина копания 6,2 м. Масса 35,8 т, удельное давление на грунт 0,083 МПа38500 N 22-01-1981/77Воронежский экскаваторный завод им. Коминтерна
Экскаватор полноповоротный гидравлический на гусеничном ходу с ковшом вместимостью 1,6  ЭО-5123ХЛГОСТ 22894-77Для грунтов I-IV категорий с включениями размером не более 400 ммМощность двигателя 110 кВт. Скорость передвижения 2,2 км/ч.Наибольший радиус копания 8,9 м, наибольшая глубина 6,2 м. Масса 38,9 т, удельное давление на грунт 0,083 МПа42000N 22-01-1981/77Воронежский экскаваторный завод им. Коминтерна
Экскаватор полноповоротный, канатный с ковшом 2,5  Э-2505БХЛГОСТ 17343-83То же, при температуре от +40 до -60°СМощность двигателя 160 кВт. Скорость передвижения 1,23 км/ч. Наибольший радиус копания 12 м. Масса 94 т, удельное давление на грунт 0,115 МПа53000 N 22-01-1981/23То же
Кран пневмоколесный грузоподъемн. 27 т с дизель-электрическим приводомКС-5363АХЛГОСТ 22827-85Для строймонтажных работМощность двигателя 88 кВт. Длина стрелы 20, 25, 30 м. Масса 38 т, скорость передвижения 18 км/ч
Бульдозер-рыхлитель на гусеничном тракторе ДЗТ-250М. Навесное оборудование ДЗ-124ХЛ и ДП-29АХЛДЗ-129АХЛГОСТ 7410-79ДЗ-141ХЛГОСТ 7410-79Для послойного рыхления прочных грунтов в условиях температур воздуха до -60°СОтвал: длина 4360 мм, высота 1880 мм, угол резания 55, глубина рыхления 1400 мм. Масса бульдозера 8,046 т, рыхлителя 6,59 т, удельное давление на грунт 0,058 МПа28000Балаковский завод самоходных землеройных машин
Машина послойного фрезерования на гусеничном тракторе Т-130. П-1 с бульдозерным оборудованиемДП-31АХЛДля разработки мерзлых грунтов температурой до -10°СГлубина рыхления 300 мм, ширина захвата 2400 мм, масса 23,9 т, удельное давление на грунт 0,058 МПа31180N 22-01-1981/15Коростенский завод дорожных машин
Машина для бурения скважин на базе трактора МТЗ-50Ямбург 5БМ-204
-
Диаметр скважины 400 мм, глубина бурения до 1 м
-
ТрестМосзеленстройГлавмосинжстроя
Снегоболотоход гусеничныйНАМИ-0157МДля транспортировки грузов по незащищенному мохорастительному слоюГрузоподъемность 8 т, удельное давление на грунт 0,0213 МПа
-
-
Гусеничный болотоход"Тюмень"То жеГрузоподъемность 36 т, удельное давление на грунт 0,03 МПа
-
-

Технические данные строительных машин и механизмов иностранных фирм, используемых при работах в условиях низких температур Арктики и Крайнего Севера

Наименование машины, механизма
Тип, марка
Тип ходовой части
Технические характеристики
Фирма-изготовитель
Бульдозер
Д 155 А-1
Гусеничный
Мощность двигателя 320 л.с., вес 33,46 т
"КОМАЦУ" (Япония)
Д 80А-18
"
Мощность двигателя 220 л.с., вес 23,0 т
То же
Гигантский рыхлитель
ДРД 355-2А
"
Мощность двигателя 410 л.с., вес 45,31 т, удельное давление на грунт 0,13 МПа
"
Экскаватор
НД-1500
Гусеничный
Емкость ковша 2,5 , вес 42,7 т, производительность 200 , высота копания 9,7 м, мощность двигателя 200 л.с. Двигатель МИЦУБИСИ 8ДС81С, расход топлива 30 л/ч, удельное давление на грунт 0,095 МПа
"КАТО" (Япония)
Н-181
"
Емкость ковша 2,5  , вес 42,5 т, производительность 250  , высота копания 9,47 м, мощность двигателя 250 л.с., двигатель ИСУДЗУ 661 Т, расход топлива 23,3 л/ч, удельное давление на грунт 0,095 МПа
"ХИТАЧИ" (Япония)
Автомобильный кран повышенной проходимости
TR-151
Колесный
Максимальная грузоподъемность 16 т, максимальная длина стрелы+гуська 17,0+6,0 м
"ТАДАНО" (Япония)
TR-250
"
Максимальная грузоподъемность 25 т, максимальная длина стрелы+гуська 26,0+7,0 м
То же
Вибропогружатель
УМ 2-4000 ЕП
-
Мощность двигателя 60 кВт, возмущающая сила 41 - 49 т, частота колебаний в мин - 1100, амплитуда колебаний в мм 7,5 - 8,9, масса 4,9 т
"КЭНСЭЦУ КИКАЙ ТЕСА"
(Япония)
Буровой станок
PF 1200-YSIII
Гусеничный
Вес 52 т, диаметр бурения в м 1,0; 1,2, глубина бурения 24 м. Двигатель CUMMINS NRTO-6 мощность 270 л.с.
"КАТО" (Япония)
Приложение 25
Справочное

Технические данные строительных машин и механизмов, используемых при работе в условиях низких температур Арктики и Крайнего Севера

Наименование машины, механизма
Масса, т
Тип, марка
Габариты, м
Грузоподъемность, т
Мощность, кВт
Тип энергопривода
Тип ходовой части (колесный, гусеничный)
Прочие технические характеристики
длина
ширина
высота
Гусеничный кран
15,8
РДК-25-1
3,2
3,2
6,2
25
100
Дизель А-01-МЕ Генератор ДАК-1-75-
Гусеничный
27
РДК-160
5,9
3,2
3,3
16
46
4
То же
21,5
КС-45-61
14,0
3,9
2,7
16
215
Дизель ЯМЗ-238
Колесный
Базовый автомобиль КрАЗ-257
30
Генератор ЕС-82-4с
"
Автомобильный кран
14,3
КС-3562А
13,2
2,8
3,8
10
180
Дизель ЯМЗ-236
"
Базовая машина МАЗ-500А
Пневмоколесный кран
15
КС-5363
20,3
3,3
3,9
25
-
Дизель ЯМЗ-204А
"
Трактор
11
К-700
7,4
2,5
-
5
215
Дизель ЯМЗ-238 Генератор Г-270
"
14
Д-492А
5,5
3,9
3,0
10
108
Д-108
Гусеничный
Базовый трактор Т-100М
Бульдозер
6,9
Д-606
4,9
2,5
2,5
3
75
СМД-14А
То же
Базовый трактор ДТ-75С2
13,7
Д-27
5,1
3,2
3,0
10
160
Д-160
"
Базовый трактор Т-130
Дизель-молот
5,8
С-996
0,7
0,5
4,4
-
-
-
"
Использовали экскаватор Э-1251 с копровой мачтой
Буровая установка
21,5
БТС-150
6,0
3,2
3,6
-
160
Д-160
"
Базовый трактор Т-130
Экскаватор
40,9
Э-1252Б
5,6
3,5
4,2
20
-
АМ-03
"
21,2
Э-652
4,8
2,8
3,5
10
108
Д-108
"
Автотягач
4,3
ЗИЛ-130В1
6,6
2,5
4,4
5
150
ЗИЛ-130
Колесный
Вибратор глубинный
0,016
ИВ-67
0,4
0,2
0,2
-
0,8
Электродвигатель
-
Вынужденная сила 3000 Н
0,029
ИВ-60
0,43
0,133
-
-
1,1
Электродвигатель синхронный
-
Частота тока 200 Гц, вынужденная сила 8000 Н
Приложение 26
Справочное

Условия эксплуатации строительных машин и механизмов при низких температурах

Наименование механизмов
Работа разрешается при следующих условиях
Примечание
Видимость
Температура, °С, не ниже
Экскаваторы строительные с вместимостью ковша:
до 0,65 
-
-35
-
выше 0,65 
-
-40
-
Экскаваторы строительные в северном исполнении
-
-60
-
Буровые станки
-
-35
-
Тракторы типа:
ДТ и ТДТ
-
-40
-
Т-100МГП, Т-140
-
-40
-
Т-180, ДЭТ
-
-43
-
Тракторы в северном исполнении
-
-60
-
Краны автомобильные
Длина стрелы +8 м
-35
-
Краны на пневмоходу
То же
-40
-
Гусеничные стреловые краны
То же
-40
Краны и экскаваторы с гидравлическим и пневматическим управлением работают при температуре до -38°С
Приложение 27
Справочное

Технические характеристики механизмов для образования прорезей во льду

Бензопила "Дружба"