Ведомственные строительные нормы ВСН 34-91/Минтрансстрой СССР "Правила производства и приемки работ на строительстве новых, реконструкции и расширении действующих гидротехнических морских и речных транспортных сооружений. Часть III. Приложения" (утв. Мини стр. 13

1. Организации контрольных измерений должно предшествовать тщательное изучение актов приемки массивов для обеспечения должного учета при кладке фактических отклонений массивов от проектных размеров.
2. При организации контрольных измерений и выбора инструментов и приспособлений для выполнения их следует учитывать указания п. 5 настоящего приложения.
3. Наблюдение за качеством и деформациями массивовой кладки имеет целью проверить выполнение требований настоящего раздела правил и проекта. Наблюдения за деформациями ведутся строительной организацией до времени сдачи сооружения в эксплуатацию.
4. По ходу строительства следует фиксировать высотное и плановое положение каждого уложенного в сооружение массива и ширину швов между массивами. Соответствующие контрольные измерения выполняются после укладки каждого массива.
Примечание. Измерения для определения отметок и уклонов верхней грани массивов допускается выполнять после выкладки каждого курса секции стенки.
5. Контрольные измерения кладки и наблюдения за ее деформациями в подводной части могут выполняться водолазами в соответствии с настоящей инструкцией или при помощи специальных приборов, позволяющих получить нужные результаты без помощи водолазов или с использованием последних только для постановки инструмента в заданные точки, с получением цифровых характеристик кладки по данным приборов, вынесенных в надводную зону. Рекомендуется в указанных целях использовать подводные передвижные телевизионные установки ЦНИИС (ППТУ ЦНИИС).
Во всех случаях, когда точность измерений зависит от водолазов, обязателен систематический контроль их работы техническим персоналом, обученным водолазному делу.
6. Точки, в которых производятся измерения, необходимые для оценки качества кладки и определения ее деформаций, в тех случаях, когда они не закрепляются специальными марками (см. п. 23 настоящего приложения), следует отмечать на поверхности массива несмываемой краской и одновременно давать их описание. Например, "Оба угла на верхней горизонтальной плоскости массива N с морской стороны".
7. Качество кладки контролируется оценкой точности положения массивов в пределах допусков, установленных по п. 10.61, а также проверкой соблюдения требований выдерживания по курсам и законченной кладки под огрузкой или без нее в соответствии с указаниями проекта сооружения.
8. Методика измерений должна учитывать особенности, имеющие место для подводной кладки в процессе ее выполнения, когда отсутствуют стационарные надводные площадки, могущие служить базой для установки измерительной аппаратуры, и для кладки, уже выведенной в надводную зону.
9. Контроль планового положения массивов первого курса выполняет водолаз промерами от обоих вертикальных ребер каждого массива с морской стороны до боевой линии, разбитой и закрепленной в соответствии с требованиями разд. 10 настоящих Правил, ч. II, а также измерением ширины швов в соответствии с указаниями п. 12 и ступеней в плане между прилежащими массивами, руководствуясь п. 11 настоящего приложения.
10. Контроль планового положения массивов всех курсов, следующих за первым, выполняется измерением ступеней в поперечном сечении между массивами, укладываемого курса и предшествующего ему, и ступеней в продольном направлении, руководствуясь указаниями п. 11, а также вертикальных швов согласно п. 12 настоящего приложения.
11. Ступени измеряют водолазы линейкой или угольником с морской стороны кладки:
а) в поперечном сечении по обеим вершинам последнего уложенного массива;
б) в продольном направлении по одной точке - нижней вершине последнего уложенного массива.
12. Контроль ширины швов выполняется с морской стороны замерами поверху и понизу каждого вертикального и каждого горизонтального швов под углами вышележащих и над углами нижележащих массивов. Замеры рекомендуется снимать непосредственно с экрана видеоконтрольного устройства ППТУ ЦНИИС или получать их в натуре с помощью водолазных клиновых или рычажных щелемеров.
13. Одновременно с измерениями, указанными выше, следует контролировать величину перекрытия швов. Этот контроль выполняется с помощью ППТУ ЦНИИС или водолазами с морской стороны кладки, а по возможности также с береговой стороны.
14. Отметки верхней плоскости массивов в процессе кладки определяются нивелированием по всем четырем углам верхней грани каждого массива.
Примечание. Нивелирование рекомендуется исполнять с применением жестких штанг с нивелирными рейками, оборудованными уровнями, с перемещением и постановкой штанг при помощи специальных тележек, перемещаемых на понтоне по рельсам и оборудованных выносными консолями и лебедками или с помощью подводных нивелиров ЦНИИС.
15. Плановое положение массивов верхнего курса кладки контролируется засечками теодолитом с берегового базиса по вешкам, устанавливаемым по обоим углам верхней грани массивов с морской стороны последних.
В тех случаях, когда результаты нивелировок верхнего курса, выполненные согласно п. 18, покажут неожиданные значительные деформации кладки в процессе ее выдерживания, контрольные измерения планового положения массивов верхнего курса рекомендуется выполнять и в процессе выдерживания.
16. Профиль стенки, включая относительное положение массивов и уклон ее после завершения кладки каждой секции, а также после окончания выдерживания ее под огрузкой или без нее, дополнительно контролирует водолаз не менее чем в трех поперечниках на каждую секцию измерениями от отвеса (с грузом не менее 20 кг) при помощи угольников или линеек. Измерение выполняется по верхней и нижней точке каждого массива, попадающего в створ, а для массивов с частично скошенной фасадной гранью и в точке перелома лицевой поверхности.
Примечания: 1. Измерения, указанные в настоящем пункте, во всех случаях обязательны для массивов первого и верхнего курсов. Для массивов остальных курсов эти измерения обязательны лишь в тех случаях, когда величина измеряемого расстояния (под водой) не превышает 0,8 м.
2. Плановое положение отвеса фиксируется путем геодезической привязки к закрепленному на берегу базису.
3. Уклон стенки следует проверять помимо сроков, указанных в настоящем пункте, также не ранее чем через сутки после отсыпки разгрузочной призмы и перед предъявлением к сдаче законченной стенки.
17. Фактический уклон стенки определяется по относительному положению горизонтальных параллельных кордону ребер верхнего и первого курсов массивов, определенному с учетом фактических отклонений кладки от проектного положения по ступеням (см. пп. 10 и 16).
При определении уклона данным методом следует исходить из того, что горизонтальное расстояние между указанными ребрами при вертикальном положении стенки представлено в проекте стенки, а приращение этой величины для различных уклонов легко определяется элементарным расчетом. Так, при горизонтальном расстоянии между верхним и нижним ребрами у вертикальной стенки, равным 0,4 м, и возвышением верхнего ребра над нижним - 8 м при точно выполненной кладке для уклона 1% горизонтальное расстояние равно  м, для 2% -  м и т.д.
18. После завершения кладки в процессе огрузки основания незасыпанной стенки для получения деформаций основания, заданных проектом, а затем в период отсыпки разгрузочной призмы следует выполнять нивелировку по всем углам массивов верхнего курса не реже чем 1 раз в сутки.
Примечание. Этот срок может быть увеличен до трех суток в том случае, если последовательно проведенными нивелировками будет установлен замедленный темп деформаций, исключающий целесообразность ежедневных нивелировок, а в основании залегают грунты, в которых не могут иметь места деформации, существенно нарушающие закономерности, установленные при первоначальных нивелировках.
19. После отсыпки разгрузочной призмы в период засыпки грунта за стенку до начала работ по возведению надстройки нивелировка верхней поверхности кладки ограничивается тремя створами на секцию (по две точки с морской и береговой стороны массива на створ) и выполняется через каждые 5 - 10 суток.
Створы для нивелировки рекомендуется совмещать с поперечниками, указанными в п. 16.
20. После завершения огрузки основания незасыпанной стенкой следует выполнить контрольное измерение ширины швов, руководствуясь указаниями п. 12.
21. Идентичные размеры, получаемые различными контрольными измерениями согласно настоящей инструкции, следует сопоставлять и при выявлении противоречий выполнять дополнительные контрольные измерения.
Уклон кладки, определенный в соответствии с расстоянием между ребрами нижнего и верхнего курса массивов (п. 17), следует сопоставлять с уклоном, полученным при измерениях от отвеса (п. 16), и уклоном, выявленным при нивелировке верхнего курса кладки (п. 14).
Величину перекрытия швов, получаемую непосредственными измерениями (п. 13), следует сопоставлять с той же величиной, определенной на основе контроля планового положения массивов (пп. 9 и 10) и толщины швов (п. 12).
Ступени между соседними массивами одного и того же курса, определяемые водолазными замерами (п. 10), следует сопоставлять с теми же величинами, получаемыми нивелировкой (п. 14).
Ступени в поперечном сечении стенки, получаемые непосредственным измерением (п. 10), сопоставляются с определенными измерениями от отвеса (п. 16).
22. Контрольные измерения, которые не представляется возможным провести различными способами, необходимо проводить повторно. В случае расхождения данных первых и вторых замеров следует их повторять до получения удовлетворительных результатов.
Особое внимание при этом необходимо обращать на измерения, относящиеся к первому курсу кладки, к которому привязываются последующие курсы (см. п. 9).
23. Из числа контрольных измерений, выполняемых по ходу строительства в соответствии с настоящей инструкцией, следует выделить группу, по которой эти измерения будут продолжаться в период эксплуатации сооружения. Эти измерения ограничиваются областью деформаций сооружения и должны выполняться с закреплением точек или створов постоянными марками на основе специальной инструкции.
Приложение 19
Рекомендуемое

Антикоррозионная защита закладных частей стыков

1. Упругоподатливые стыковые соединения сборных железобетонных плит в оболочках должны покрываться гидроизоляционным составом в целях предохранения от коррозии металлических деталей стыка.
Составы гидроизоляционных покрытий для морских и обращенных к берегу стыков, для их наружных и внутренних поверхностей определяются проектом (имея в виду разные условия их работы в сооружении).
Зона стыка, со стороны моря находящаяся в переменном уровне и наиболее подверженная коррозии, после гидроизоляционного покрытия должна бетонироваться с наружной стороны заподлицо с поверхностью сборных плит в приделах# от обреза оболочки до уровня на 25 - 30 см ниже минимального расчетного уровня воды.
2. Нанесение гидроизоляционного покрытия и бетонирования фартуков, прикрывающих морские стыки в зоне переменного уровня, должны производиться на полигоне, где монтируется сборная оболочка, и могут начинаться сразу после сварки металлических закладных деталей стыковых соединений.
3. Перед нанесением гидроизоляционного покрытия металлические детали стыков должны быть тщательно очищены от ржавчины, грязи, масляных пятен и т.п. Очищать металлические поверхности рекомендуется механическим способом, применяя машинки, употребляющиеся для очистки корпусов судов при судоремонте, пескоструйные аппараты. Очищать металлические поверхности следует до блеска.
4. Гидроизоляционные составы для покрытий стыковых соединений в оболочках должны приготавливаться в соответствии с требованиями технологии каждого состава с учетом соблюдения точной дозировки составляющих, объема приготовляемого состава, который может быть израсходован до начала его твердения или потери им необходимых свойств, способов перемешивания составляющих, температурных условий в помещении для приготовления составов, условия техники безопасности и охраны труда (вентиляция помещения, спецодежда, защитные приспособления: очки, противогазы, перчатки, обувь и др.).
5. Приготовлять составы для гидроизоляционных покрытий следует, как правило, на полигоне, где монтируются оболочки из сборных плит.
6. Транспортировать составы для гидроизоляции, имея в виду короткие расстояния и небольшие объемы материалов, следует на легких ручных тележках в небольших закрытых емкостях, а поднимать на подмости - с помощью блоков.