Единые нормы и расценки на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы (ЕНиР) Сборник Е17 "Строительство автомобильных дорог" (утв. постановлением Госстроя СССР, Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 5 декабря 1986 г. N 43/512/29-50)

Вводная часть

1. Настоящий Сборник содержит нормы времени и расценки на работы по строительству автомобильных дорог.
2. Нормами и расценками учтены, но не оговорены в составе работ мелкие вспомогательные и подготовительные операции, являющиеся неотъемлемой частью технологического процесса, в том числе визирование, установка маяков и шаблонов.
3. Нормами предусмотрено обязательное ограждение участков работ сигнальными дорожными знаками.
4. Нормами, за исключением особо оговоренных случаев, предусмотрено перемещение материалов (подноска, подвозка, подкатка) в пределах рабочего места на расстояние до 10 м.
5. При устройстве дорожных оснований и покрытий на участках дорог, мостах и улицах, когда работы производятся на одной половине проезжей части дороги, а на другой происходит систематическое движение транспорта, Н.вр. и Расц. соответствующих параграфов умножать на 1,2, оформляя это актом (ВЧ-1).
6. Нормами настоящего Сборника предусмотрено производство работ по устройству дорожных оснований и покрытий при наличии не более восьми люков (колодцев) подземных коммуникаций на 1000 м2 дороги. При большем числе люков к Н.вр. и Расц. соответствующих параграфов применять коэффициенты, приведенные в табл.1.
Таблица 1
┌───────────────────────────────────┬───────────────────────────────────┐
│ Число люков на 1000 м2 дороги │ Коэффициент к Н.вр. и Расц. │
├───────────────────────────────────┼───────────────────────────────────┤
│ До 15 │ 1,05 (ВЧ-2) │
│ Св. 15-20 │ 1,15 (ВЧ-3) │
│ " 20 │ 1,3 (ВЧ-4) │
└───────────────────────────────────┴───────────────────────────────────┘
┌───────────────────────────────────┬───────────────────────────────────┐
7. Нормами на планировку обочин вручную и установку тумб и столбов дорожных знаков предусмотрено распределение грунтов на группы по трудоемкости их разработки согласно характеристикам, приведенным в табл.2.
Таблица 2
┌───────────────────────────────────────────────────────────┬───────────┐
│ Наименование и характеристика грунта │ Группа │
│ │ грунта │
├───────────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│Грунт растительного слоя без корней и примесей; │ I │
│лесс мягкий без примесей, песок с примесью щебня, гравия,│ │
│гальки или строительного мусора в объеме до 10%; │ │
│суглинок легкий и лессовидный без примесей, а также с при-│ │
│месью щебня, гравия, гальки или строительного мусора до│ │
│10% по объему; │ │
│супесок без примесей, а также с примесью щебня, гравия,│ │
│гальки или строительного мусора до 10% по объему; │ │
│торфа без корней; │ │
│чернозем и каштановый грунт мягкий, без корней; │ │
│шлак котельный, рыхлый. │ │
├───────────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│Грунт растительного слоя с корнями кустарника и деревьев, с│ II │
│примесью щебня, гравия или строительного мусора; │ │
│лесс мягкий с примесью гальки или гравия; │ │
│гравийно-галечные грунты с размером частиц до 80 мм; │ │
│песок с примесью щебня, гравия, гальки или строительного│ │
│мусора в объеме до 30%; │ │
│песок барханный и дюнный; │ │
│солончак и солонец мягкие; │ │
│суглинок легкий и лессовидный с примесью щебня, гравия,│ │
│гальки или строительного мусора в объеме 10%; │ │
│суглинок тяжелый без примесей, а также с примесью щебня,│ │
│гравия, гальки или строительного мусора в объеме до 10%; │ │
│супесь с примесью щебня, гравия, гальки или строительного│ │
│мусора в объеме до 30%; │ │
│торф, чернозем и каштановый грунт с корнями кустарника и│ │
│деревьев; │ │
│глина жирная, мягкая без примесей и с примесью щебня, галь-│ │
│ки, гравия или строительного мусора в объеме до 10%; │ │
│шлак котельный слежавшийся; │ │
│строительный мусор рыхлый и слежавшийся. │ │
├───────────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│Гравийно-галечные грунты с размером частиц свыше 80 мм; │ III │
│глина жирная, мягкая с примесью щебня, гальки, гравия или│ │
│строительного мусора в объеме св. 10%; │ │
│глина мягкая карбонная; │ │
│лесс отвердевший; │ │
│суглинок с примесью щебня, гравия, гальки или строительного│ │
│мусора в объеме св. 10%; │ │
│супесок с примесью щебня, гальки или строительного мусора│ │
│св. 30% по объему; │ │
│чернозем и каштановый грунт отвердевший; │ │
│шлак металлургический выветрившийся; │ │
│строительный мусор сцементированный. │ │
└───────────────────────────────────────────────────────────┴───────────┘
┌───────────────────────────────────────────────────────────┬───────────┐
8. Нормами Сборника предусмотрено выполнение работ с соблюдением правил техники безопасности в соответствии со СНиП III-4-80 "Техника безопасности в строительстве"/М.: Стройиздат, 1980.
9. В таблицах норм на работу с применением машин кроме Н.вр. рабочих в чел.-ч в скобках указаны Н.вр. на работу машин в маш.-ч.
10. Предусмотренные в ЕТКС работ и профессий рабочих, вып. 3, раздел "Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы" наименование профессий: машинист бульдозера (Техн.ч., табл.3; § Е17-1), машинист грейдера прицепного, машинист автогрейдера (Техн.ч.; табл.3; § Е17-1, Е17-4, Е17-14, Е17-24 - Е17-27), машинист катка (Техн.ч., табл.3; § Е17-3, Е17-3а, Е17-7, Е17-11, Е17-14, Е17-25, Е17-52, Е17-54), машинист укладчика асфальтобетона (Техн.ч., табл.3; § Е17-6), машинист автогудронатора (Техн.ч., табл.4, § Е17-5), машинист автополивочной машины (§ Е17-2), машинист распределителя цемента (§ Е17-9, Е17-10), машинист профилировщика (§ Е17-13, Е17-14, Е17-17), машинист машины для нанесения пленкообразующих материалов (§ Е17-15), машинист крана автомобильного (§ Е17-16, Е17-28, Е17-44, Е17-45, Е17-47, Е17-55), машинист нарезчика (§ Е17-20, Е17-21), машинист компрессора (§ Е17-22), машинист машины для устройства укрепительных полос (§ Е17-23), машинист маркировочной машины для разметки автомобильных дорог (§ Е17-51а), машинист установки передвижной автоматизированной непрерывного действия (§ Е17-57 - Е17-68) для краткости в Сборнике именуются машинистами и помощниками машинистов.
11. Нормами и расценками предусмотрено качество выполненных работ в соответствии с требованиями СНиП 3.06.03-85 "Автомобильные дороги".

Глава 1. Устройство оснований и покрытий механизированным способом

Техническая часть

1. Нормами и расценками настоящей главы предусмотрена работа автогрейдеров и прицепных грейдеров на участках длиной свыше 400 м. При работе на участках длиной до 400 м Н.вр. и Расц. соответствующих параграфов умножать на коэффициенты, приведенные в табл.1.
Таблица 1

Коэффициенты к нормам времени и расценкам при работе автогрейдеров на участках длиной до 400 м

┌────────────────────────┬──────────────────────────────────────────────┐
│ Длина участка, м │ Коэффициент к Н.вр. и Расц. │
│ ├──────────────────────┬───────────────────────┤
│ │ Автогрейдер │ Прицепной грейдер │
├────────────────────────┼──────────────────────┼───────────────────────┤
│До 100 │ 1,5 (ТЧ-1) │ 1,4 (ТЧ-5) │
│Св. 100 до 200 │ 1,25 (ТЧ-2) │ 1,2 (ТЧ-6) │
│ " 200 " 300 │ 1,15 (ТЧ-3) │ 1,1 (ТЧ-7) │
│ " 300 " 400 │ 1,1 (ТЧ-4) │ 1,05 (ТЧ-8) │
└────────────────────────┴──────────────────────┴───────────────────────┘
┌────────────────────────┬──────────────────────────────────────────────┐
2. Нормами на укатку оснований и покрытий предусмотрен каменный материал с пределом прочности на сжатие св. 100 МПа (1000 кгс/см2). При применении каменного материала с меньшей прочностью к Н.вр. и Расц. на укатку применять коэффициенты, приведенные в табл.2.
Таблица 2

Коэффициенты к нормам времени и расценкам при прочности каменных материалов до 100 МПа (1000 кгс/см2)

┌────────────────────────────────────────┬──────────────────────────────┐
│Предел прочности каменного материала на │ Коэффициент к Н.вр. и Расц. │
│ сжатие, МПа (кгс/см2) │ │
├────────────────────────────────────────┼──────────────────────────────┤
│От 30 до 50 (300-500) │ 0,5 (ТЧ-9) │
│Св. 50 до 70 (500-700) │ 0,65 (ТЧ-10) │
│ " 70 " 100 (700-1000) │ 0,8 (ТЧ-11) │
└────────────────────────────────────────┴──────────────────────────────┘
┌────────────────────────────────────────┬──────────────────────────────┐
3. Нормами предусмотрен продольный уклон дорог до 6%. При работе на участках дорог с продольным уклоном св. 6% Н.вр. и Расц. на укатку оснований и покрытий умножать на 1,2 (ТЧ-12).
4. Нормами на укатку оснований и покрытий, обработанных вяжущими материалами, предусмотрена механизированная смазка вальцов катка.
5. Затраты рабочего времени, связанные с перемещением прицепных и самоходных дорожных машин от места стоянки к месту работы и обратно или с одного участка работ на другой участок, нормами настоящего Сборника не учтены и нормируются отдельно по табл.3.
Таблица 3

Нормы времени и расценки на 1 км перемещения машин

┌─────────────────────────────────────┬─────────────┬────────┬──────┬───┐
│ Наименование и марки машин │ Состав звена│ Н.вр. │Расц. │ N │
├────────────────────────────┬────────┼─────────────┼────────┼──────┼───┤
│Бульдозеры на тракторе │Т-74, │Машинист 5 │ 0,2 │0-18,2│ 1 │
│ │Т-75 │разр. - 1 │(0,2) │ │ │
│ ├────────┼─────────────┼────────┼──────┼───┤
│ │Т-100 │Машинист 6 │ 0,19 │0-20,1│ 2 │
│ │ │разр. - 1 │(0,19) │ │ │
├────────────────────────────┼────────┼─────────────┼────────┼──────┼───┤
│Грейдеры прицепные в сцепе с│ Т-100 │Тракторист 6 │ 0,38 │0-37,4│ 3 │
│трактором │ │разр. - 1 │(0,19) │ │ │
│ │ │Машинист 5 │ │ │ │
│ │ │разр. - 1 │ │ │ │
├────────────────────────────┼────────┼─────────────┼────────┼──────┼───┤
│Автогрейдер с двигателем │до 59 │Машинист 5 │ 0,12 │0-10,9│ 4 │
│мощностью, кВт (л.с.) │(80) │разр. - 1 │(0,12) │ │ │
│ ├────────┼─────────────┼────────┼──────┼───┤
│ │59 (80) │Машинист 6 │ 0,12 │0-12,7│ 5 │
│ │и св. │разр. - 1 │(0,12) │ │ │
├────────────────────────────┼────────┼─────────────┼────────┼──────┼───┤
│Катки самоходные с│ Св. 5 │ Машинист │ 0,17 │0-15,5│ 6 │
│гладкими вальцами массой, т │ до 10 │ 5 разр. - 1 │ (0,17) │ │ │
│ ├────────┼─────────────┼────────┼──────┼───┤
│ │ Св. 10 │ Машинист │ 0,19 │0-20,1│ 7 │
│ │ │ 6 разр. - 1 │ (0,19) │ │ │
├────────────────────────────┼────────┼─────────────┼────────┼──────┼───┤
│Самоходные катки на │ДУ-31А │Машинист 6 │ 0,22 │0-23,3│ 8 │
│пневмомашинах │(Д-627А)│разр. - 1 │(0,22) │ │ │
├────────────────────────────┼────────┼─────────────┼────────┼──────┼───┤
│Самоходный укладчик │ДС-48 │Машинист 6 │ 0,59 │0-62,5│ 9 │
│асфальтобетонной смеси │(Д-699) │разр. - 1 │(0,59) │ │ │
│ │ДС-1 │ │ │ │ │
│ │(Д-150А,│ │ │ │ │
│ │Д-150Б) │ │ │ │ │
│ │ДС-126 │ │ │ │ │
└────────────────────────────┴────────┴─────────────┴────────┴──────┴───┘
┌─────────────────────────────────────┬─────────────┬────────┬──────┬───┐
6. Пробег автогудронаторов от места наполнения их битумом и обратно нормами не учтен и нормируется по табл.4.
Таблица 4

Нормы времени и расценки на 1 км пробега автогудронатора

┌────────────────────────────┬──────────────────────────┬──────────┬────┐
│ Дороги │ Состав звена │ Н.вр. │ N │
│ │ │ ─────── │ │
│ │ │ Расц. │ │
├────────────────────────────┼──────────────────────────┼──────────┼────┤
│С усовершенствованным покры-│Машинист 5 разр. - 1 │ 0,06 │ 1 │
│тием (асфальтобетонные, │Помощник машиниста 4 разр.│ (0,03) │ │
│цементобетонные, брусчатые, │- 1 │ ───────- │ │
│клинкерные) │ │ 0-05,1 │ │
├────────────────────────────┤ ├──────────┼────┤
│С твердым покрытием (булыж- │ │ 0,08 │ 2 │
│ные, щебеночные, гравийные) │ │ (0,04) │ │
│и грунтовые улучшенные │ │ ───────- │ │
│ │ │ 0-06,8 │ │
├────────────────────────────┤ ├──────────┼────┤
│Грунтовые естественные │ │ 0,1 │ 3 │
│ │ │ (0,05) │ │
│ │ │ ───────- │ │
│ │ │ 0-08,5 │ │
└────────────────────────────┴──────────────────────────┴──────────┴────┘
┌────────────────────────────┬──────────────────────────┬──────────┬────┐

§ Е17-1. Разравнивание песчано-гравийных и щебеночных материалов при устройстве оснований и покрытий

Указания по применению норм

Нормами настоящего параграфа предусмотрено разравнивание материалов в один слой при россыпи щебня, гравия и гравийно-песчаной смеси слоями не св. 18 см (в естественном состоянии), а песка до 20 см.
При устройстве основания и покрытия в два слоя Н.вр. и Расц. табл.2 применять для каждого слоя отдельно.
Таблица 1

Техническая характеристика машин