Постановление Правительства Челябинской области от 25 июля 2016 г. N 408-П "О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 22.10.2013 г. N 356-П" стр. 3

За период 2006 - 2013 годов на реализацию мероприятий по защите населения Челябинской области от негативного воздействия вод было направлено 377,8 млн. рублей, в том числе средств федерального бюджета - 45,8 млн. рублей, средств областного бюджета - 332,0 млн. рублей. За указанный период были выполнены берегоукрепительные и руслоформирующие работы на реках Берсуат, Гумбейка, Кыштым, Черная, Чумляк, построены сооружения по понижению уровня воды озер Синеглазово и Курги, разработаны проекты по рекам Сим, Аша. Несмотря на проводимые мероприятия, все они носят разрозненный характер и не имеют постоянного финансирования.
Федеральная целевая программа "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2012 г. N 350 "О федеральной целевой программе "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах" (далее именуется - ФЦП), предусматривает предоставление субсидий из федерального бюджета на реализацию мероприятий региональных государственных программ, реализуемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), расходы на которые включены в такие программы.
6. Водные объекты Челябинской области входят в число главных природных ресурсов, которые определяют существование и развитие экономики и самого человека на территории Южного Урала.
Водным кодексом Российской Федерации установлен приоритет охраны водных объектов перед их использованием. В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации практически все водные объекты, расположенные на территории Челябинской области, находятся в федеральной собственности. Законодательство Российской Федерации устанавливает единые для страны правила, нормы и требования к охране и использованию водных объектов.
Выполнение требований водоохранного законодательства в полном объеме должно обеспечивать надежную охрану, исключать загрязнение и деградацию водных объектов вследствие хозяйственной и иной деятельности населения.
Решение названной задачи для Челябинской области особенно актуально в силу особенностей системы водных объектов на территории Челябинской области.
Большинство рек Челябинской области протекают по территории промышленных городов и, как следствие, являются приемниками промышленных и коммунально-бытовых сточных вод, поверхностного и ливневого стока. Наиболее подверженной антропогенному воздействию остается река Миасс. В ежемесячных справках Челябинского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Уральское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" сообщается о высоком и экстремально высоком уровне загрязнения поверхностных вод на территории Челябинской области, согласно которым постоянно наблюдается высокое и экстремально высокое загрязнение реки Увелька ниже города Южноуральска, реки Миасс ниже города Миасса и города Челябинска, Аргазинского водохранилища ниже города Карабаша.
В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации полномочия по осуществлению мер по охране водных объектов в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на осуществление переданных полномочий предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субвенций из федерального бюджета.
Согласно приказу Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 18 марта 2008 г. N 61 "Об утверждении примерного перечня мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации" за счет субвенций из федерального бюджета могут выполняться мероприятия по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос и закреплению их на местности специальными информационными знаками, а также предотвращению истощения водных объектов, ликвидации загрязнения и засорения.
7. Программно-целевой метод развития водохозяйственного комплекса Челябинской области необходим для обеспечения скоординированных действий государственных и муниципальных органов исполнительной власти по развитию водохозяйственного комплекса, определения и организации выполнения приоритетных мероприятий в названной сфере деятельности за счет всех источников финансирования, в том числе с привлечением средств федерального бюджета в рамках ФЦП.
Применение программно-целевого метода имеет особую актуальность при обеспечении защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод из-за цикличного (в течение нескольких лет в маловодные периоды негативное воздействие вод может не происходить) и сезонного (в течение года в периоды половодья и паводков) характера негативного воздействия вод, вследствие которого эффективность инженерных мероприятий существенно зависит от их полноты и времени выполнения.
Координацию действий по развитию водохозяйственного комплекса Челябинской области планируется обеспечить за счет организации выполнения в рамках подпрограммы приоритетных мероприятий по ликвидации дефицита водных ресурсов, по защите населения и объектов экономики от негативного воздействия вод и организации наблюдений за состоянием водных объектов в соответствии с полномочиями Челябинской области.
Ежегодное уточнение приоритетных мероприятий подпрограммы планируется осуществлять на основе специально разработанных критериев отбора мероприятий для предоставления субсидий местным бюджетам на выполнение мероприятий по повышению защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 9 статьи 25 Водного кодекса Российской Федерации относится участие в организации и осуществлении государственного мониторинга водных объектов (далее именуется - мониторинг).
Мониторинг осуществляется на основании ежегодных наблюдений за состоянием водных объектов.
Данные мониторинга формируют основу для принятия решений органами государственной власти Челябинской области в сфере использования и охраны водных объектов. Результаты мониторинга используются в том числе для определения динамики процессов, влекущих негативное воздействие вод на объекты хозяйственной и иной деятельности человека, прогнозирования развития этих процессов, определения оптимальных сроков выполнения и эффективности выполненных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод, а также для своевременного выявления нарушений режимов водоохранных зон, влекущих провоцирование и интенсификацию процессов негативного воздействия вод.
8. ФЦП предусматривает комплексное решение вопросов, связанных с использованием водных объектов на период до 2020 года.
Комплексный подход включает в том числе привлечение средств бюджетов субъектов Российской Федерации на реализацию ФЦП через механизм софинансирования мероприятий региональных государственных программ, аналогичных мероприятиям ФЦП.
Механизм софинансирования заключается в предоставлении исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации субсидий из федерального бюджета на реализацию мероприятий региональных государственных программ, реализуемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), расходы на которые включены в такие программы.
В целях создания предусмотренных ФЦП условий для эффективного взаимодействия всех участников водохозяйственного комплекса и обеспечения единой государственной политики в области использования и охраны водных ресурсов на территории Челябинской области на долгосрочную перспективу актуальна задача распространения программно-целевого метода развития водохозяйственного комплекса Челябинской области в соответствии с целями и задачами ФЦП на весь период действия ФЦП. Решение этой задачи необходимо осуществлять с учетом хода и результатов выполнения подпрограммы.

Раздел II. Основные цели и задачи подпрограммы

9. Подпрограмма направлена на достижение следующих целей:
обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод;
сохранение и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения.
Задачами подпрограммы являются:
обеспечение защиты населения и объектов экономики от негативного воздействия вод;
повышение эксплуатационной надежности ГТС, в том числе ГТС, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался, путем их приведения к безопасному техническому состоянию;
развитие государственного мониторинга водных объектов;
предотвращение и ликвидация загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, а также сохранение среды обитания биологических ресурсов.

Раздел III. Сроки и этапы реализации подпрограммы

10. Подпрограмма реализуется в период 2014 - 2017 годов (проводится в один этап).

Раздел IV. Система мероприятий подпрограммы

11. В подпрограмму включены мероприятия по следующим направлениям:
1) обеспечение защиты населения и объектов экономики от негативного воздействия вод, включающее выполнение мероприятий и строительство сооружений инженерной защиты противопаводкового назначения;
2) обеспечение безопасности ГТС, в том числе:
проведение работ по реконструкции ГТС;
проведение работ по капитальному ремонту ГТС;
3) информационное обеспечение принятия решений органами государственной власти Челябинской области в сфере использования и охраны водных объектов, включающее осуществление наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменением морфометрических особенностей водных объектов, в том числе участков водоохранных зон, подверженных наибольшему антропогенному воздействию;
4) осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Челябинской области.
Перечень мероприятий подпрограммы с указанием сроков реализации, источников и объема финансирования мероприятий подпрограммы представлен в приложении 1 к подпрограмме.

Раздел V. Ресурсное обеспечение подпрограммы

12. Финансирование мероприятий подпрограммы планируется за счет субсидий из федерального бюджета, внебюджетных источников, средств областного и местных бюджетов.
Объемы и источники финансирования мероприятий подпрограммы по направлениям представлены в таблице 1.
Таблица 1

Объемы и источники финансирования мероприятий подпрограммы

N
п/п
Название направления подпрограммы
Объемы финансирования, тыс. рублей
всего
в том числе по источникам
федеральный бюджет
областной бюджет
местный бюджет
внебюджетные источники
Всего по подпрограмме
216 459,21
131 554,85
78 040,67
4 618,61
2 245,08
1.
Обеспечение защиты населения и объектов экономики от негативного воздействия вод
32 482,83
13 350,0
14 991,23
1 896,52
2 245,08
2.
Обеспечение безопасности ГТС
156 290,69
93 971,15
59 597,44
2 722,1
0
3.
Информационное обеспечение принятия решений органами государственной власти Челябинской области в сфере использования и охраны водных объектов
3 452,0
0
3 452,0
0
0
4.
Осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Челябинской области
24 233,7
24 233,7
0
0
0
13. Ежегодное выделение средств из федерального бюджета корректируется с учетом предусмотренных ассигнований для Челябинской области в ФЦП.
14. Ежегодное финансирование мероприятий подпрограммы из областного бюджета осуществляется в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и средств, предусмотренных на реализацию подпрограммы в законе Челябинской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период (далее именуется - Закон).
Предоставление субсидий из областного бюджета местным бюджетам осуществляется в пределах средств, предусмотренных в Законе, и доведенных лимитов бюджетных обязательств.
15. Распределение расходов на мероприятия подпрограммы в разрезе источников финансирования приведено в приложении 1 к подпрограмме.