Предусмотрено также проведение инженерных изысканий для обоснования создания ряда новых международных автодорожных маршрутов от западных границ Российской Федерации в направлении регионов Приволжского, Уральского и Сибирского федеральных округов и государств - участников Содружества Независимых Государств.
В рамках задачи, включающей меры по повышению надежности и безопасности движения по автомобильным дорогам федерального значения, предусмотрены мероприятия, включающие реконструкцию мостов, находящихся в неудовлетворительном состоянии, направленные на повышение уровня обустройства автомобильных дорог, создание интеллектуальных систем организации движения, обеспечение сохранности автомобильных дорог федерального значения и транспортной безопасности объектов автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.
Повышение уровня обустройства на автомобильных дорогах федерального значения площадок отдыха, предполагается достигать за счет строительства пешеходных переходов в разных уровнях, устройства барьерного ограждения, освещения участков автомобильных дорог федерального значения, шумозащитных сооружений, подпорных стен, противолавинных галерей, других специальных защитных и укрепительных сооружений.
Подпрограммой предусмотрены мероприятия, направленные на формирование и обеспечение функционирования единого государственного реестра автомобильных дорог, включая затраты на создание условий, приобретение или проектирование и строительство специально оборудованных помещений, разработку и регистрацию в установленном порядке программного обеспечения и баз данных, необходимых для выполнения предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к обработке, хранению, распространению документов и материалов, связанных с формированием и ведением указанного реестра. Для формирования единого государственного реестра автомобильных дорог в части автомобильных дорог федерального значения предусматривается выполнение работ по учету автомобильных дорог, необходимых для включения в этот реестр.
Для обеспечения сохранности автомобильных дорог федерального значения в подпрограмме предусмотрены мероприятия, связанные с выполнением предусмотренных законодательством Российской Федерации действий по ограничению движения транспортных средств, которые превышают установленные законодательством Российской Федерации весовые и габаритные параметры, а также по ограничению движения транспортных средств в период неблагоприятных сезонно-климатических условий. Эти мероприятия включают в себя реконструкцию и строительство стационарных пунктов весового контроля на автомобильных дорогах федерального значения, а также создание, приобретение и обеспечение функционирования системы передвижных пунктов весового контроля.
Указанные мероприятия могут осуществляться также в рамках мероприятий по повышению уровня обустройства на автомобильных дорогах федерального значения.
В целях повышения безопасности дорожного движения и улучшения обслуживания пользователей предусмотрена разработка комплексных схем обустройства автомобильных дорог федерального значения объектами дорожного сервиса, площадками отдыха для участников движения и другими предприятиями, оказывающими услуги участникам движения.
Подпрограммой предусматриваются мероприятия по созданию интеллектуальных систем организации движения транспортных потоков, основанных на применении современных технических средств, телекоммуникационных и информационных технологий и системы Глонасс. Эти системы включают автоматизированный и централизованный сбор, передачу и обработку информации о функционировании и текущем состоянии автодорожной инфраструктуры, обмен этой информацией, доведение ее до сведения участников транспортного процесса в целях оптимизации транспортной и дорожно-эксплуатационной деятельности. В целях обеспечения данных этих систем актуальной детальной информацией предусматриваются работы по лазерному и космическому сканированию конфигурации дорожной сети и других элементов транспортной инфраструктуры и придорожной полосы автомобильных дорог федерального значения.
В указанном комплексе мероприятий на сети автомобильных дорог федерального значения предполагается создание единой автоматизированной системы метеорологического обеспечения, мониторинга условий движения, диспетчерского и автоматизированного управления движением с применением дистанционно управляемых знаков и табло переменной информации. Такая система будет включать:
устройство метеоцентров;
создание центров мониторинга движения с пунктами дорожного видеоконтроля;
устройство пунктов дорожного метеоконтроля и оценки состояния проезжей части;
устройство автоматизированных пунктов учета интенсивности движения и состава транспортных потоков;
устройство дорожных управляемых знаков и табло с переменной информацией;
устройство терминалов и средств связи, обеспечивающих выход в сеть общего пользования и в системы специальной, аварийно-вызывной и производственно-технологической связи.
Создание новых и реконструкция существующих пунктов весового контроля на автомобильных дорогах федерального значения позволит осуществлять полный контроль за движением большегрузного автомобильного транспорта, имеющего сверхнормативные параметры, обеспечивать определение ущерба автомобильным дорогам, нанесенного тяжеловесными автотранспортными средствами, а также взыскивать с перевозчиков штрафные санкции за указанные нарушения.
В связи с завершением строительства автомобильной дороги федерального значения "Амур" Чита - Хабаровск в целях создания условий для своевременного выполнения мероприятий, направленных на обеспечение функционирования и сохранности сооружений и конструкций, входящих в состав этой дороги, в мероприятие по обеспечению сохранности автомобильных дорог федерального значения также включены затраты на приобретение в 2012 году здания для размещения федерального государственного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог на территории Забайкальского края" в г. Чите в размере 32 млн. рублей.
Мероприятия по обеспечению транспортной безопасности предусматривают систему мер по повышению защищенности объектов автомобильного транспорта и дорожного хозяйства от актов незаконного вмешательства за счет проектирования и поэтапного оснащения объектов автомобильного транспорта и дорожного хозяйства инженерно-техническими средствами (системами) обеспечения транспортной безопасности с учетом возможности их расширения и создания централизованных распределенных систем, модернизации оборудования и внедрения новых технологий. Вышеуказанные системы обеспечения транспортной безопасности будут основаны на применении современных технических средств, телекоммуникационных и информационных технологий и системы ГЛОНАСС. Эти системы включают в себя автоматизированный и централизованный сбор, передачу и обработку информации о функционировании и текущем состоянии инженерно-технических средств (систем) обеспечения транспортной безопасности, обмен этой информацией, доведение ее до сведения субъектов транспортной инфраструктуры и компетентных органов в области обеспечения транспортной безопасности в целях совершенствования системы мер по повышению защищенности объектов автомобильного транспорта и дорожного хозяйства от актов незаконного вмешательства. При этом на сети автомобильных дорог федерального значения предполагается создание единой автоматизированной системы мониторинга транспортной безопасности автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, диспетчерского и автоматизированного управления инженерно-техническими средствами (системами) обеспечения транспортной безопасности.
Описание важнейших инвестиционных проектов подпрограммы приведено в приложении N 2.
Перечень предусмотренных в подпрограмме мероприятий и инвестиционных проектов приведен в приложении N 3.
Подпрограммой предусмотрены мероприятия по научно-техническому и инновационному обеспечению по направлениям поисковых, фундаментальных и прикладных научных исследований и опытно-конструкторских разработок.
В части, касающейся поисковых и фундаментальных исследований, предполагается осуществление научно-исследовательских работ, направленных:
на совершенствование теоретических основ и расчетных методов повышения надежности и долговечности дорожных конструкций и конструкций искусственных сооружений;
на совершенствование эксплуатации автомобильных дорог, экономики дорожного хозяйства и проектирования автомобильных дорог;
на разработку предложений по совершенствованию системы финансирования дорожного хозяйства и поиску новых источников его финансирования;
на создание принципиально новых материалов, конструкций и технологий, включая высокие технологии и технологии двойного назначения, конкурентоспособных на мировом рынке.
В части, касающейся прикладных научно-исследовательских работ, предполагается осуществление научного обеспечения совершенствования нормативной правовой базы, дорожных технологий, создания новых видов конструкций и материалов, обеспечивающих увеличение межремонтных сроков службы автомобильных дорог и дорожных сооружений, повышения качества нефтяного дорожного битума и асфальтобетона в целях увеличения долговечности дорожных конструкций, безопасности дорожного движения и транспортно-эксплуатационных качеств автомобильных дорог, транспортной безопасности и мобилизационной готовности в части, относящейся к сфере ведения Федерального дорожного агентства, совершенствования мониторинга транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог и реализации мероприятий подпрограммы, совершенствования создания автоматизированных банков дорожных данных, разработки компьютерных методов автоматизированного планирования дорожных работ и других мероприятий подпрограммы, программ и схем развития сети автомобильных дорог Российской Федерации, в том числе в составе международных транспортных коридоров, а также разработки научно-технических программ развития дорожного хозяйства и использования механизмов государственно-частного партнерства. Предусматривается осуществление научно-исследовательских работ в области технического регулирования в дорожном хозяйстве, связанных с совершенствованием основных технических и экологических требований, обеспечивающих высокие потребительские свойства автомобильных дорог, надежность и долговечность дорожных конструкций, работоспособность дорожной сети, безопасность участников движения, а также стимулирующих внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий при выполнении дорожных работ.
В части, касающейся опытно-конструкторских работ, намечены совершенствование и разработка нового оборудования для диагностики транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог и приборов для лабораторного контроля за качеством работ по строительству, ремонту и содержанию дорог и мостов в целях повышения достоверности информации и качества указанных работ.
Подпрограммой в рамках опытно-конструкторских работ предусматривается также создание, оснащение и эксплуатация 4 наблюдательных полигонов (стационарных пунктов наблюдения) с целью исследования работоспособности и сроков службы дорожных конструкций.
В рамках задачи, предусматривающей меры по обеспечению устойчивого функционирования автомобильных дорог общего пользования федерального значения, намечены мероприятия по организационной и правовой поддержке реализации задач государственного заказчика подпрограммы, направленные на проведение работ в целях государственной регистрации прав на объекты недвижимости дорожного хозяйства федеральной собственности включая их оценку независимыми оценщиками, установление придорожных полос автомобильных дорог федерального значения, обозначение их на местности и внесение сведений о них в государственный кадастр недвижимости, информационное обеспечение дорожного хозяйства, выполнение работ и оказание услуг, направленных на обеспечение сохранности автомобильных дорог общего пользования федерального значения, транспортной безопасности в части, относящейся к сфере ведения Федерального дорожного агентства, выполнение работ и оказание услуг, направленных на правовое обеспечение реализации подпрограммы, а также на сопровождение в установленном порядке государственных контрактов кредитными организациями.
В составе мероприятий по сопровождению государственных контрактов кредитными организациями предусмотрено осуществление кредитными организациями, определенными нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, сопровождения государственных контрактов на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Состав услуг кредитных организаций по сопровождению указанных государственных контрактов определяется государственным контрактом, заключаемым в установленном порядке государственным заказчиком подпрограммы и соответствующей кредитной организацией.
Основой эффективной реализации мероприятий подпрограммы являются точность и своевременность информационного обеспечения всех ее участников, которые предусматривается осуществлять в рамках подпрограммы с привлечением средств массовой информации, а также с использованием современных действенных каналов коммуникации - сети Интернет, подготовки и распространения наглядных материалов, предоставления возможности организации обратной связи с населением и пользователями автомобильных дорог.
Основными задачами мероприятия по информационному обеспечению являются:
создание и поддержание единого информационного пространства в целях надежного управления дорожным хозяйством и эффективного контроля за деятельностью дорожных организаций и предприятий, привлеченных к выполнению мероприятий подпрограммы, а также повышения качества обслуживания пользователей дорог, в том числе за счет выполнения работ по диагностике и оценке транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог федерального значения и искусственных сооружений на них;
обеспечение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и дорожных организаций необходимой информацией по реализации мероприятий подпрограммы;
информирование населения о ходе выполнения подпрограммы и ее итогах, а также разъяснение ее целей и задач;
информационная поддержка инновационной деятельности по применению прогрессивных технологий, конструкций и материалов, а также передового опыта в целях снижения затрат на дорожные работы.
В соответствии с мероприятием по информационному обеспечению дорожного хозяйства предусматривается совершенствование единой отраслевой автоматизированной информационной системы и ее взаимосвязи с внешними автоматизированными системами управления и документооборота с внедрением в центральном аппарате государственного заказчика настоящей подпрограммы и подведомственных ему федеральных государственных учреждениях современных информационных систем поддержки управления проектами, формирования управленческой, бюджетной, финансовой и иной отчетности, направленной на обеспечение и повышение эффективности формирования и исполнения федерального бюджета в сфере деятельности государственного заказчика настоящей подпрограммы, а также с формированием информационно-аналитической системы, включающей в себя подсистемы получения информации, отраслевые базы данных, подсистемы обработки и передачи информации. На важнейших федеральных автомобильных дорогах, входящих в состав международных транспортных коридоров, предполагается осуществление создания и развития отраслевой системы связи и информатизации с использованием современных технологий. Такая система предназначена для обеспечения всех федеральных органов управления дорожным хозяйством информационными и телекоммуникационными ресурсами, необходимыми для эффективного выполнения возложенных на них задач по выполнению мероприятий подпрограммы, а также комплексной централизованной координации их деятельности.
Для информационного обеспечения дорожного хозяйства предусматривается совершенствование системы мониторинга, диагностики и оценки транспортно-эксплуатационного состояния дорожной сети, развитие системы мониторинга объемов движения и структуры транспортных потоков на автомобильных дорогах, а также совершенствование мониторинга результатов реализации подпрограммы, включая сбор показателей, характеризующих состояние дорожной сети, дорожно-транспортные происшествия из-за сопутствующих дорожных условий, объемы выполнения и финансирования дорожных работ, использование полосы отвода и другие показатели.
В целях обеспечения органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и других заинтересованных организаций необходимой информацией, связанной с реализацией мероприятий подпрограммы, а также информирования населения о ходе выполнения подпрограммы, ее результатах в координации с деятельностью государственного заказчика подпрограммы в других направлениях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в рамках подпрограммы будут осуществляться подготовка и распространение различных информационных продуктов в виде текстовых, фото-, видеоматериалов, графических материалов и печатных изданий.
Подпрограммой планируется создание и поддержка отраслевых информационных баз данных и мониторинг тенденций развития автодорожного комплекса. Предусмотрены меры по обмену опытом, сбору и распространению информации о новых дорожных технологиях, по организации выставок, конференций и семинаров по вопросам реализации мероприятий подпрограммы, а также по изданию и распространению информационной периодической и нормативно-технической литературы, атласов и справочников для нужд дорожного хозяйства и пользователей автомобильными дорогами.
В составе мероприятий по правовому обеспечению дорожного хозяйства предусмотрены разработка рекомендаций по методическому обеспечению формирования правоприменительной практики в отношении задач подпрограммы на всех этапах ее реализации, а также осуществление и совершенствование правоприменительных процедур, направленных в том числе на заключение долгосрочных комплексных контрактов, предметом которых является осуществление 2 и более видов дорожной деятельности, включая разработку необходимых документов и привлечение в установленном порядке юридических и иных консультантов в целях подготовки и реализации инвестиционных проектов и иных мероприятий в дорожном хозяйстве.
Также в составе мероприятий по правовому обеспечению дорожного хозяйства предусмотрены комплекс практических мероприятий судебно-арбитражного правоприменения с целью защиты государственных интересов при осуществлении функций государственного заказчика подпрограммы и подведомственных ему учреждений, в том числе при исполнении государственных контрактов и иных договоров, а также юридическая защита государственных капитальных вложений и финансовых процессов при выполнении мероприятий подпрограммы.
Кроме того, предусматриваются организация юридического сопровождения процессов управления организациями дорожного хозяйства, заключения и исполнения государственных контрактов, а также осуществление судебной и внесудебной защиты государственных интересов организаций дорожного хозяйства, включая уплату соответствующих государственных пошлин за совершение юридически значимых действий в сфере дорожного хозяйства, за которые в соответствии с законодательством Российской Федерации взимается государственная пошлина. Также в составе мероприятий по правовому обеспечению дорожного хозяйства в целях защиты интересов Российской Федерации, государственного заказчика подпрограммы и подведомственных ему учреждений предусмотрено в том числе привлечение в установленном законом порядке на договорной основе экспертов и специалистов правовой сферы деятельности, обладающих соответствующей практикой и специализирующихся на ведении судебных дел в судах общей юрисдикции и арбитражных судах, включая международный коммерческий арбитраж, при осуществлении мероприятий в судебных инстанциях, выполнение мероприятий по проведению судебных экспертиз, а также выполнение мероприятий, направленных на удовлетворение требований взыскателей по предъявленным ими к исполнению исполнительным листам, выданным на основании решений судов Российской Федерации по гражданским и арбитражным делам, ответчиками по которым являлись государственный заказчик подпрограммы и (или) подведомственные ему учреждения.
IV. Обоснование ресурсного обеспечения подпрограммы
Общая сумма расходов на реализацию мероприятий подпрограммы в 2010-2020 годах составит 4023,9 млрд. рублей, в том числе за счет:
средств федерального бюджета, предусматриваемых на подпрограмму в Федеральном дорожном фонде, - 3631,1 млрд. рублей;
средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 11,2 млрд. рублей;
Общая сумма инвестиций составит 2628,4 млрд. рублей, в том числе за счет:
средств федерального бюджета - 2596,8 млрд. рублей;