определение номенклатуры параметров, характеризующих состояние системы образования (в зависимости от цели оценки принимаются в соответствии с принятой иерархической схемой процесса развития образования);
сбор, анализ и систематизация исходных данных в объеме номенклатуры характеристик (для качественных характеристик проведение экспертного опроса и расчет итоговых значений);
нормализация характеристик;
определение весовых коэффициентов задач и мероприятий развития образования (проводится в соответствии с разделом IV настоящей методики);
расчет интегральных показателей социально-экономического эффекта.
Интегральным показателем результативности Программы является уровень обеспечения реализации федеральной государственной образовательной политики через механизмы вовлечения образовательных организаций, муниципальных и региональных систем образования в разработку и распространение эффективных моделей деятельности.
Расчет эффективности Программы проводится на основании расчета соотношения прироста интегрального показателя к размеру финансирования Программы. При этом расчет производился при 100-процентном финансировании Программы и при 20-процентном недофинансировании Программы.
IV. Обоснование коэффициентов относительной важности основных задач и мероприятий развития системы образования в интересах оценки социально-экономического эффекта хода реализации Программы
21. Учитывая, что оценка коэффициентов относительной важности основных задач и мероприятий развития системы образования проводится по единой методике, в дальнейшем задачи и мероприятия объединены единым термином "факторы".
Под обоснованием коэффициентов относительной важности факторов экспертными методами понимается процесс, состоящий из 2 взаимосвязанных этапов:
этапа измерения или получения данных от экспертов;
этапа обработки данных формальными математическими методами.
В результате этого процесса каждому j-му фактору ставится в соответствие неотрицательное число , отражающее относительную важность фактора.
22. Коэффициенты относительной важности факторов удовлетворяют следующим условиям:
, ,
где J - количество оцениваемых (учитываемых) факторов.
Числовые оценки такого типа называют оценками в шкале отношений, а саму задачу присваивания объектам нечисловой (качественной) природы числовых значений, соответствующих указанным условиям, называют задачей шкалирования в шкале отношений. Наиболее распространенным методом решения данной задачи является метод собственных значений Т.Саати.
При использовании этого метода на 1-м этапе экспертами осуществляются парные сравнения оцениваемых факторов. При этом избыточная информация, содержащаяся в матрице парных сравнений факторов (оценки результатов непосредственного сравнения характеристик экспертами и оценки, полученные опосредованно через сравнения характеристик с другими, промежуточными характеристиками), позволяет в процессе последующей обработки (на этапе обработки данных) существенно уменьшить влияние ошибок, допущенных экспертами при осуществлении элементарных операций попарного сопоставления факторов.
23. Эксперт, пользуясь специальной вербально-числовой шкалой, заполняет матрицу парных сравнений:
155 × 131 пикс.   Открыть в новом окне |
где - результат сравнения j-го фактора с k-м, полученный l-м экспертом.
Оценки назначаются в соответствии с вербально-числовой шкалой значений следующим образом:
450 × 108 пикс.   Открыть в новом окне |
24. Эксперт может руководствоваться и более детальной классификацией результатов качественного сравнения критериев и назначать промежуточные значения , то есть 2, 4, 6, 8.
При заполнении матрицы накладывается и учитывается требование взаимного дополнения оценок:
.
Применение вербально-числовой шкалы повышает объективность оценок, облегчает задачу привлекаемых к экспертизе специалистов, обеспечивает сопоставимость оценок экспертов.
Элементы матриц парных сравнений рассматриваются в качестве оценок отношений действительных искомых коэффициентов относительной важности характеристик, то есть:
.
25. В качестве исходных данных используется иерархическая модель развития системы образования, отражающая взаимосвязь мероприятий и задач и их влияние на достижение конечной цели Программы.
Обоснование критериев относительной важности факторов (задач и мероприятий) проводится в следующей последовательности:
для перечня задач и мероприятий, составленного в соответствии с иерархической моделью развития системы образования, разрабатываются листы экспертного опроса вклада мероприятий в решение задач Программы и в достижение конечной цели (матрицы парных сравнений факторов);
разработанные листы заполняются экспертами. При их заполнении используется изложенная выше вербально-числовая шкала.
Экспертами сначала заполняется только верхняя от диагонали часть. Заполнение второй части матрицы проводится на основе использования условия взаимного дополнения оценок, то есть ;
в отношении строк матрицы, заполненных каждым l-м экспертом, определяется произведение их J элементов (ячеек), из которого извлекается корень степени J, то есть определяется величина:
341 × 82 пикс.   Открыть в новом окне |
рассчитанные величины суммируются, то есть в отношении матриц, заполненных каждым экспертом, определяется величина:
;
на основе нормализации полученных чисел определяются коэффициенты важности факторов развития системы образования с позиции каждого эксперта:
154 × 101 пикс.   Открыть в новом окне |
где - коэффициент важности j-го фактора развития системы образования с позиции l-го эксперта;
определяются коэффициенты важности факторов развития системы образования как среднее арифметическое коэффициентов важности, полученных на основе обработки результатов экспертного опроса всех экспертов:
, .
V. Предложения по организации экспертной оценки социально-экономической эффективности Программы
26. Для решения задачи по организации экспертной оценки социально-экономической эффективности Программы следует выделить объекты наблюдений и исследований в сфере образования, которые будут включены в мониторинг с целью оценки социально-экономической эффективности на основе разработанных предложений - образовательные организации, органы государственного управления различного уровня, профессиональное и бизнес-сообщество, население.
Основные характеристики указанных групп будут сформированы на основе данных органов государственной статистики, а также при формировании выборок и панелей для проведения наблюдения, экспертных обсуждений, фокус-групп и тематических опросов. Выборочный характер исследования позволит выявлять гипотезы об отдельных социально-экономических эффектах и осуществлять моделирование процессов, проектировать механизмы возникающих в ходе реализации Программы зависимостей, затем их можно будет структурировать для организации количественной проверки, а также сопоставления с целевыми показателями (индикаторами) Программы.
Системный макроанализ даст возможность поиска взаимосвязей эффектов от реализации Программы с эффектами от других программ как федерального, так и регионального уровней, и позволит формировать стратегические модели и прогнозировать долгосрочные эффекты по итогам реализации задач Программы.
27. Анализ данных по итогам наблюдения указанных групп целесообразно проводить в рамках отдельных субъектов Российской Федерации, где особое внимание рекомендуется уделять следующим аспектам:
перечень услуг, оказываемых системой образования;
источники финансирования образовательных организаций;