Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2009 г. N 985 "О федеральной целевой программе "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 50, ст. 6097; 2011, N 3, ст. 540; N 50, ст. 7394; 2012, N 26, ст. 3534; N 52, ст. 7505; 2013, N 51, ст. 6862; 2014, N 36, ст. 4867).
Председатель Правительства Российской Федерации | Д. Медведев |
Изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2009 г. N 985 (утв. постановлением Правительства РФ от 29 августа 2015 г. N 911)
1. В наименовании и в пунктах 1 и 3 цифры "2015" заменить цифрами "2018".
2. Федеральную целевую программу "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы", утвержденную указанным постановлением, изложить в следующей редакции:
"Федеральная целевая программа "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2018 годы" (утв. постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2009 г. N 985 (в редакции постановления Правительства РФ от 29 августа 2015 г. N 911))
Паспорт федеральной целевой программы "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2018 годы"
Наименование Программы | - | федеральная целевая программа "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2018 годы" |
Основание для разработки Программы | - | распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 1349-р; Указ Президента Российской Федерации от 24 июня 2009 г. N 715 |
Государственный заказчик - координатор Программы | - | Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации |
Государственные заказчики Программы | - | Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральное агентство связи, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям |
Основные разработчики Программы | - | Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, федеральное государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть", федеральное государственное унитарное предприятие "Космическая связь", открытое акционерное общество "Газпром космические системы" |
Цели Программы | - | развитие информационного пространства Российской Федерации;обеспечение населения Российской Федерации многоканальным вещанием с гарантированным предоставлением общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов заданного качества;повышение эффективности функционирования телерадиовещания |
Задачи Программы | - | модернизация инфраструктуры государственных сетей телевизионного вещания;перевод государственных сетей телерадиовещания на цифровые технологии;обеспечение потребностей распределения телерадиоканалов спутниковым ресурсом;обеспечение населения Российской Федерации региональным цифровым эфирным телерадиовещанием;развитие новых видов телевизионного вещания, включая телевидение высокой четкости и с элементами интерактивности |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы (без учета Республики Крым и г. Севастополя) | - | численность населения Российской Федерации, не охваченного телевизионным вещанием, на конечном этапе реализации Программы - меньше тысячи человек;доля населения Российской Федерации, имеющего возможность приема общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, -100 процентов;площадь территории субъектов Российской Федерации, охваченных цифровым эфирным вещанием общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов (с охватом не менее 50 процентов населения субъекта Российской Федерации), - 17098246 кв. километров;доля населения Российской Федерации, имеющего возможность приема 20 цифровых телеканалов свободного доступа в местах постоянного проживания, - 98,1 процента;доля населения Российской Федерации, имеющего возможность приема цифровых эфирных общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов и охваченного телерадиооповещением о чрезвычайных ситуациях в местах постоянного проживания, - 98,4 процента; количество субъектов Российской Федерации,охваченных цифровым эфирным вещанием общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов (с охватом не менее 95 процентов населения субъекта Российской Федерации), - 83;доля населения Российской Федерации, не охваченного региональным цифровым эфирным телерадиовещанием в местах постоянного проживания, - 1,6 процента |
Срок и этапы реализации Программы | - | 2009-2018 годы:первый этап - 2009 год;второй этап - 2010-2018 годы |
Объем и источники финансирования Программы | - | всего по Программе предусматривается 164794,482 млн рублей (в ценах соответствующих лет),в том числе:за счет средств федерального бюджета - 98554,21 млн рублей (в ценах соответствующих лет),из них:капитальные вложения - 44181,46 млн рублей,в том числе бюджетные инвестиции - 33432,08 млн рублей, субсидии федеральным государственным унитарным предприятиям - 10749,38 млн рублей;прочие нужды - 54372,75 млн рублей;за счет средств внебюджетных источников - 66240,272 млн рублей,из них:капитальные вложения - 27177,2 млн рублей;прочие нужды - 39063,072 млн рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности (без учета Республики Крым и г. Севастополя) | - | обеспечение 98,4 процента населения Российской Федерации возможностью приема цифровых эфирных общедоступных телеканалов и радиоканалов и телерадиооповещением о чрезвычайных ситуациях в местах постоянного проживания;обеспечение 98,1 процента населения Российской Федерации возможностью приема 20 цифровых телеканалов свободного доступа в местах постоянного проживания;высвобождение и последующее рациональное использование ограниченного радиочастотного ресурса в масштабах страны;рост доли отрасли телерадиовещания в валовом внутреннем продукте страны |
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Состояние телерадиовещания как важнейшего средства массовой информации, направления и темпы его развития имеют первостепенное значение для социальной стабильности общества, информационной безопасности государства, экономической активности и духовного развития населения, что нашло отражение в решении о разработке комплекса мер по формированию современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры.
Основу государственной системы телерадиовещания составляют федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания", федеральное государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (далее - государственный оператор связи), открытое акционерное общество "Первый канал", федеральное государственное унитарное предприятие "Космическая связь", федеральное государственное унитарное предприятие "Телевизионный технический центр "Останкино".
Наземный сегмент государственной телевизионной и радиовещательной сети составляют региональные, республиканские, краевые и областные радиотелевизионные передающие центры, входящие в состав государственного оператора связи, ответственного за эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов (далее - обязательные телерадиоканалы) на всей территории Российской Федерации, а также за создание и развертывание сетей цифрового эфирного телерадиовещания для эфирной цифровой наземной трансляции обязательных телерадиоканалов, вещание которых осуществляется такими телерадиовещательными организациями, как федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания", открытое акционерное общество "Первый канал", открытое акционерное общество "Телерадиокомпания "Петербург", акционерное общество "Телекомпания НТВ", закрытое акционерное общество "Карусель", автономная некоммерческая организация "Общественное телевидение России", акционерное общество "ТВ Центр" и общество с ограниченной ответственностью "Национальный спортивный канал" (далее - первый мультиплекс).
В Российской Федерации имеются существенные различия в доступности эфирных аналоговых телевизионных каналов в различных населенных пунктах страны. На начало 2009 года около 1,6 млн человек, проживающих примерно в 10 тыс. населенных пунктов, не были охвачены аналоговым телевизионным вещанием, а более 3 млн человек имели возможность принимать лишь одну аналоговую телевизионную программу.
Доведение охвата населения Российской Федерации многоканальным вещанием до современного уровня требует организации трансляции новых телерадиоканалов, однако распространение телерадиоканалов в общероссийском масштабе в аналоговом формате является на сегодняшний день энерго-, материало- и трудозатратным. С учетом ограниченности свободного радиочастотного ресурса модернизация аналоговых сетей вещания по принципу воспроизводства становится бесперспективной, а развитие - невозможным.
Если основу информационного обеспечения населения страны составляет созданная в течение нескольких десятилетий государственная система бесплатного эфирного телерадиовещания, то задачи обновления инфраструктуры наземного вещания и перехода на современные цифровые технологии подготовки и трансляции телерадиоканалов носят неотложный характер и имеют первостепенное значение в соответствии с приоритетами развития Российской Федерации. Существенным фактором, определившим сроки такого перехода, стало принятое в 2006 году на региональной конференции радиосвязи по планированию цифровой наземной радиовещательной службы и ратифицированное администрациями связи государств - участников Международного союза электросвязи, в том числе Российской Федерации, соглашение, в соответствии с которым был определен срок окончания перехода на цифровое эфирное телерадиовещание - 17 июня 2015 г. Согласно указанному соглашению аналоговые станции телевизионного вещания, работающие в приграничных районах, после 17 июня 2015 г. могут продолжать работу на вторичной основе, то есть не создавая неприемлемых помех и не требуя защиты от помех радиоэлектронных средств, работающих в соответствии с указанным соглашением.
Решение указанных проблем невозможно без участия государства и использования программно-целевого метода, так как инфраструктура бесплатного эфирного телевизионного вещания и радиочастотный ресурс находятся в федеральной собственности, реализация в установленные сроки мероприятий по развитию телерадиовещания требует межрегиональной и межотраслевой координации и внедрения принципов индикативного бюджетного планирования, ориентированного на результат.
Анализ различных вариантов решения проблемы развития телерадиовещания и перехода на цифровые технологии, а также оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения этой проблемы, показали следующее.
В случае развития телерадиовещания на коммерческой основе без применения мер государственной поддержки на цифровое эфирное телерадиовещание в первую очередь будут переведены крупные города в силу необходимости окупаемости инвестиционных вложений, а в сельских и труднодоступных регионах этот процесс может растянуться на десятилетия. По этой же причине произойдет снижение объема (в некоторых регионах - ликвидация) бесплатно оказываемых услуг телерадиовещания населению. В результате в целях исключения диспропорций в охвате населения многопрограммным вещанием и снижения социальной напряженности сохранится на неопределенный срок необходимость содержания существующей аналоговой государственной инфраструктуры вещания, в том числе за счет средств федерального бюджета. Помимо этого, возникает опасность выхода за рамки установленного Международным союзом электросвязи срока перехода от аналогового к цифровому эфирному телерадиовещанию до 2015 года в критически важных приграничных регионах.
Такой риск полностью устраняет социально ориентированный вариант, основанный на применении мер государственной поддержки развития телерадиовещания. Это подразумевает, в частности, первоочередное выделение радиочастотного ресурса для целей цифрового эфирного телерадиовещания обязательных телерадиоканалов, создание и развертывание во всех регионах Российской Федерации в плановом порядке за счет средств федерального бюджета цифровых наземных сетей государственного оператора связи по трансляции обязательных телерадиоканалов, а также бюджетное субсидирование цифровой трансляции обязательных телерадиоканалов. Существующий порядок предоставления услуг телерадиовещания населению на бесплатной основе сохранится, что обеспечит создание единого информационного и культурного пространства, приемлемый баланс между социально значимыми и коммерческими общедоступными услугами вещания, а также равномерность развития субъектов Российской Федерации по уровню доступности услуг телерадиовещания.
В связи с этим в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 1349-р и с учетом важнейших положений Концепции развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008-2015 годы, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 1700-р, была разработана и утверждена федеральная целевая программа "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы".
В период 2009-2014 годов реализация федеральной целевой программы "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы" в целом шла в заданных темпах. Построено 3374 объекта цифрового эфирного телерадиовещания первого мультиплекса (включая объекты опытных зон). Для организации регионального цифрового эфирного телерадиовещания создан 81 центр формирования мультиплексов. Осуществлен запуск космических аппаратов "Экспресс-АМ5", "Экспресс-АМ6" и "Экспресс-АМ7".
Выполнение указанных мероприятий позволило к началу 2015 года обеспечить 85,3 процента населения страны возможностью приема цифровых эфирных обязательных телерадиоканалов и 49 процентов - возможностью приема 20 цифровых телевизионных каналов свободного доступа.
Однако в процессе реализации федеральной целевой программы "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы" была выявлена объективная необходимость продления срока реализации ряда программных мероприятий до 2018 года.
Развитие новых технологий и их продвижение в условиях рыночной экономики диктуется исключительно потребительским спросом на те или иные услуги и готовностью рынка эти потребности удовлетворить.
Сохранение многоукладности вещания (эфирное аналоговое и цифровое, кабельное, спутниковое, IPTV), развитие мультисервисных сетей и мобильных платформ, телевидения высокой четкости способно обеспечить плавный переход к новым технологиям, при этом решение о целесообразности использования (прекращении использования) тех или иных технологий доставки (получения) контента должно регулироваться законом рынка, а именно потребительским спросом и предложением поставщиков услуг.
Аналоговое вещание при параллельном цифровом эфирном телерадиовещании сохраняется до конца 2018 года. Осуществляемое в соответствии со статьей 32.1 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" субсидирование из федерального бюджета расходов лиц, осуществляющих в установленном порядке деятельность по телевизионному вещанию и радиовещанию обязательных телерадиоканалов в населенных пунктах с численностью населения менее 100 тыс. человек, будет прекращено после 2018 года.
При сохранении аналогового вещания до 2018 года существенно возрастает в 2016-2018 годах финансовая нагрузка как на федеральный бюджет, так и на вещателей второго мультиплекса (вещателей телеканалов, получивших в установленном порядке право на осуществление эфирного цифрового наземного вещания с использованием позиции во втором мультиплексе на территории Российской Федерации) в силу необходимости оплаты услуг цифрового эфирного телерадиовещания при параллельном поддержании аналогового вещания, что повышает риски невыполнения принятых ими финансовых обязательств.
Для оптимизации расходов федерального бюджета и вещателей первого мультиплекса был принят ряд решений, которые повлекли изменение сроков и подходов к реализации мероприятий федеральной целевой программы "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы".
В частности, для сокращения объема субсидирования затрат на эфирную цифровую наземную трансляцию обязательных телерадиоканалов предложено перенести с 2015 на 2016 год сроки строительства и ввода в эксплуатацию части объектов первого мультиплекса с сокращением бюджетных ассигнований в 2015 году в объеме 1798 млн рублей и последующим восстановлением в 2016 году в объеме 1924 млн рублей (с учетом индексов-дефляторов).
Для сокращения расходов вещателей второго мультиплекса предусмотрено продление до 2018 года сроков строительства объектов второго мультиплекса и обеспечение в 2014-2015 годах запуска трансляции только в городах с населением более 50 тыс. человек.
Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 523 "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 24 июня 2009 г. N 715 "Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах" установлена норма предоставления до конца 2018 года субсидий на возмещение части затрат, связанных с осуществлением цифрового эфирного телерадиовещания обязательных телерадиоканалов во всех населенных пунктах Российской Федерации, не вещателям первого мультиплекса, а государственному оператору связи, ввиду того, что такая субсидия обеспечивает компенсацию его расходов, связанных с осуществлением эфирной цифровой наземной трансляции, и не включает в себя амортизационные отчисления, нормативную прибыль и затраты по организации трансляции региональных версий первого мультиплекса, что позволяет оптимизировать расходы федерального бюджета.
В связи с изложенным подготовлена новая редакция федеральной целевой программы "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы" со сроком реализации мероприятий до 2018 года.
При этом в федеральной целевой программе "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2018 годы" (далее - Программа) реализация мероприятий по развитию цифрового телерадиовещания на территории Республики Крым и г. Севастополя не предусмотрена.
Указанный подход обусловлен отсутствием в настоящее время системного проекта, необходимого для определения частотно-территориального плана распределения частот для целей цифрового эфирного телерадиовещания на территории Республики Крым и г. Севастополя и топологии сети цифрового эфирного телерадиовещания.
Разработка системного проекта осуществляется государственным оператором связи за счет собственных средств.
II. Цели и задачи Программы, срок и этапы ее реализации, а также целевые индикаторы и показатели
Целями Программы являются развитие информационного пространства Российской Федерации, обеспечение населения Российской Федерации многоканальным вещанием с гарантированным предоставлением обязательных телерадиоканалов заданного качества и повышение эффективности функционирования телерадиовещания.
Для достижения целей Программы необходимо решить следующие задачи:
модернизация инфраструктуры государственных сетей телевизионного вещания;
перевод государственных сетей телерадиовещания на цифровые технологии;
обеспечение потребностей распределения телерадиоканалов спутниковым ресурсом;
обеспечение населения Российской Федерации региональным цифровым эфирным телерадиовещанием;
развитие новых видов телевизионного вещания, включая телевидение высокой четкости и с элементами интерактивности.
Реализация Программы осуществляется в 2009-2018 годах в 2 этапа.
На первом этапе Программы (2009 год) предусматривалось обеспечение условий для перехода на цифровой формат распространения программ. На этом этапе осуществлены:
разработка и утверждение системных проектов для 1-й очереди строительства сетей цифрового эфирного телерадиовещания в регионах;
начато строительство сетей цифрового эфирного телерадиовещания в регионах с целью отработки планируемых к реализации технологических решений;