Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. N 1172 "Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового стр. 11

98. В период действия в ценовой зоне (ценовых зонах) оптового рынка введенного в установленном порядке второго этапа государственного регулирования в электроэнергетике стоимость электрической энергии в объеме, включенном в объемы планового почасового производства поставщика (сальдо поставки по группам точек поставки, относящимся к импорту электрической энергии) и не проданном по регулируемым договорам и свободным договорам, определяется в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка с учетом следующих особенностей:
1) стоимость электрической энергии в указанном объеме, уменьшенном на объемы электрической энергии, в отношении которых поданы ценопринимающие заявки, рассчитывается с применением цены, определенной на средневзвешенном уровне цен в ценовых заявках, поданных в отношении этого объема;
2) стоимость электрической энергии в объеме, указанном в ценопринимающих заявках и соответствующем производству на уровне максимального из технического минимума генерирующего оборудования, технологического минимума генерирующего оборудования, установленного системным оператором в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил минимального почасового значения мощности генерирующего оборудования, рассчитывается с применением регулируемой цены (тарифа) на электрическую энергию, установленной для соответствующей электростанции поставщика и предназначенной для применения в период действия введенного в установленном порядке второго этапа государственного регулирования;
3) стоимость электрической энергии в оставшейся части объема, указанного в ценопринимающих заявках, определяется исходя из наименьшего значения из равновесной цены на электрическую энергию и регулируемой цены (тарифа) на электрическую энергию, установленной для соответствующей электростанции поставщика и предназначенной для применения в период действия введенного в установленном порядке второго этапа государственного регулирования в электроэнергетике;
4) стоимость электрической энергии, производимой на генерирующем оборудовании гидроэлектростанций (гидроаккумулирующих электростанций) в соответствующем объеме, определяется с применением регулируемой цены (тарифа) на электрическую энергию, установленной в отношении этой гидроэлектростанции (гидроаккумулирующих электростанций) поставщика и предназначенной для применения в период действия введенного в установленном порядке второго этапа государственного регулирования в электроэнергетике;
5) стоимость электрической энергии в определяемом в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка объеме сальдо поставки по группам точек поставки, относящимся к импорту электрической энергии, или его части рассчитывается исходя из наименьшего значения из равновесной цены на электрическую энергию и регулируемой цены (тарифа) на электрическую энергию, установленной для соответствующего поставщика и предназначенной для применения в период действия введенного в установленном порядке второго этапа государственного регулирования в электроэнергетике.
99. Стоимость электрической энергии в объеме планового почасового потребления в части, не оплаченной по регулируемым договорам и свободным договорам, в период действия в ценовой зоне (ценовых зонах) оптового рынка введенного в установленном порядке второго этапа государственного регулирования в электроэнергетике определяется в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка при соблюдении следующих условий:
суммарная стоимость электрической энергии, приобретаемой в ценовой зоне (ценовых зонах) оптового рынка (за исключением электрической энергии, приобретаемой по регулируемым договорам и свободным договорам), должна равняться суммарной стоимости электрической энергии, поставляемой в ценовой зоне (ценовых зонах) оптового рынка (за исключением электрической энергии, поставляемой по регулируемым договорам и свободным договорам);
соотношение величин стоимости единицы электрической энергии в субъектах Российской Федерации, территории которых объединены в ценовую зону, в которой введено указанное государственное регулирование, должно соответствовать соотношению средневзвешенных равновесных цен на электрическую энергию в этих субъектах, определенных в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка за расчетный период, предшествующий введению государственного регулирования.
Особенности расчета стоимости электрической энергии, приобретаемой (поставляемой) в соответствующей ценовой зоне (ценовых зонах) оптового рынка, в объемах, не включенных в объемы планового почасового потребления (производства), предусматриваются договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.

VIII. Правовые основы организации торговли мощностью по свободным (нерегулируемым) ценам по результатам конкурентного отбора мощности, а также особенности ее обращения на оптовом рынке

100. С целью обеспечения в ЕЭС России в целом и по отдельным ценовым зонам достаточного для удовлетворения спроса на электрическую энергию объема генерирующей мощности на оптовом рынке осуществляется долгосрочный конкурентный отбор мощности.
До 31 октября 2015 г. проводится долгосрочный конкурентный отбор мощности с началом периода поставки с 1 января 2016 г., до 15 декабря 2015 г. проводятся долгосрочные конкурентные отборы мощности со следующими датами начала поставки:
с 1 января 2017 г.;
с 1 января 2018 г.;
с 1 января 2019 г.
Начиная с 2016 года, ежегодно, до 15 сентября, проводятся долгосрочные конкурентные отборы мощности с периодом поставки мощности по итогам таких отборов с 1 января календарного года, наступающего через 3 календарных года после проведения долгосрочного конкурентного отбора мощности.
До 1 июля 2016 г. по решению Правительства Российской Федерации, принятому в соответствии с пунктом 101 настоящих Правил, проводится долгосрочный конкурентный отбор мощности генерирующих объектов, подлежащих строительству (далее - отбор мощности новых генерирующих объектов), с началом периода поставки мощности с 1 января 2019 г.
100.1. Конкурсный отбор инвестиционных проектов по строительству генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, проводится коммерческим оператором оптового рынка в порядке и сроки, которые установлены разделом XV настоящих Правил.
101. Отбор мощности новых генерирующих объектов проводится по решению Правительства Российской Федерации на основании предложения Правительственной комиссии по вопросам развития электроэнергетики. Такое предложение формируется на основании заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, представленного не позднее 1 февраля 2016 г. В целях формирования указанного заключения системный оператор не позднее 20 января 2016 г. формирует и направляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, перечень и описание территорий, на которых в соответствии с 3 последними утвержденными указанным федеральным органом исполнительной власти схемами и программами развития ЕЭС России определено наличие в нормальной или единичной ремонтной схеме дефицита активной мощности, который не покрывается с использованием генерирующих объектов, отобранных по итогам долгосрочных конкурентных отборов мощности, проведенных на 2016 - 2019 годы.
102. С целью уточнения объема мощности, подлежащей покупке на оптовом рынке в последующие годы до начала каждого периода поставки мощности по результатам долгосрочных конкурентных отборов мощности, ежегодно, не позднее 1 октября, при возникновении предусмотренных настоящим пунктом оснований проводятся корректировочные конкурентные отборы мощности на соответствующий период поставки мощности.
Порядок и основания проведения корректировочных конкурентных отборов мощности определяются в соответствии с настоящими Правилами и установленным договором о присоединении к торговой системе оптового рынка порядком.
В целях выявления оснований для проведения корректировочного конкурентного отбора мощности на год, на который был проведен долгосрочный конкурентный отбор мощности, системный оператор ежегодно после проведения долгосрочного конкурентного отбора мощности до года, на который проведен соответствующий долгосрочный отбор, не позднее 1 июня определяет и направляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, следующую информацию:
объем спроса по ценовой зоне на год поставки мощности, рассчитанный в соответствии с утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, порядком определения величины спроса на мощность для проведения долгосрочного конкурентного отбора мощности с учетом уточненного значения прогнозируемого в год поставки максимального часового потребления электрической энергии (далее - скорректированный объем спроса на мощность);
совокупный объем мощности генерирующих объектов, отобранных по итогам долгосрочного конкурентного отбора мощности, и объектов, мощность которых была учтена при проведении этого конкурентного отбора мощности как подлежащая оплате вне зависимости от результатов конкурентного отбора мощности, скорректированный в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка на основании информации о существенном (более чем на 12 месяцев) нарушении поставщиками мощности обязательств по соблюдению сроков строительства генерирующих объектов и внеплановом (аварийном) выводе генерирующих объектов из эксплуатации (далее - скорректированный объем мощности генерирующих объектов).
Основаниями для принятия решения о проведении корректировочного конкурентного отбора мощности является превышение скорректированного объема спроса на мощность над скорректированным объемом мощности генерирующих объектов более чем на 1 процент. В случае принятия федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, в срок до 1 июля решения о проведении корректировочного конкурентного отбора мощности системный оператор не позднее 5 рабочих дней после вступления в силу такого решения публикует на своем официальном сайте в сети Интернет информацию о проведении корректировочного конкурентного отбора в соответствии с перечнем информации, указанным в пункте 106 настоящих Правил, с указанием года, на который проводится такой конкурентный отбор мощности, объема мощности, соответствующего превышению скорректированного объема спроса на мощность над скорректированным объемом мощности генерирующих объектов в ценовой зоне.
103. Конкурентный отбор мощности проводит системный оператор в порядке, определенном настоящими Правилами.
В конкурентном отборе мощности вправе принимать участие субъекты оптового рынка в отношении введенных в эксплуатацию генерирующих объектов и генерирующих объектов, ввод в эксплуатацию которых по окончании строительства (модернизации, реконструкции) запланирован после проведения конкурентного отбора мощности (за исключением генерирующих объектов, в отношении которых заключены договоры, указанные в подпунктах 7, 10 и 14 пункта 4 настоящих Правил, поставка по которым должна осуществляться в течение всего года, на который проводится конкурентный отбор мощности, а также генерирующих объектов, мощность которых поставляется в вынужденном режиме в течение всего года, на который проводится конкурентный отбор мощности), при условии заключения ими всех предусмотренных договором о присоединении к торговой системе оптового рынка необходимых для участия в конкурентном отборе мощности договоров. К участию в конкурентном отборе мощности в отношении генерирующих объектов, ввод в эксплуатацию которых по окончании строительства (модернизации, реконструкции) запланирован после проведения конкурентного отбора мощности, допускаются субъекты оптового рынка, представившие установленные договором о присоединении к торговой системе оптового рынка гарантии исполнения обязательств, возникающих по результатам конкурентного отбора мощности.
В соответствии с Правилами осуществления антимонопольного регулирования и контроля в электроэнергетике:
субъекты оптового рынка, имеющие в соответствии с настоящими Правилами право на участие в конкурентном отборе мощности и занимающие доминирующее положение, не позднее 15 календарных дней после опубликования федеральным антимонопольным органом соответствующего перечня субъектов оптового рынка в порядке, установленном Правилами осуществления антимонопольного регулирования и контроля в электроэнергетике, направляют в федеральный антимонопольный орган ходатайство об определении условий участия субъекта оптового рынка в конкурентном отборе мощности;
федеральный антимонопольный орган рассматривает указанное ходатайство в порядке, установленном Правилами осуществления антимонопольного регулирования и контроля в электроэнергетике;
федеральный антимонопольный орган может установить в течение 30 календарных дней с момента поступления ходатайства условия или ограничения участия поставщиков мощности (группы лиц), занимающих доминирующее положение на оптовом рынке, в конкурентном отборе мощности, в том числе по указанию одинаковых цен в заявках, подаваемых на конкурентный отбор мощности, по указанию цен в ценовой заявке поставщика не выше цены, рассчитанной в соответствии с методикой проверки соответствия ценовых заявок на продажу мощности требованию экономической обоснованности, утверждаемой федеральным антимонопольным органом по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса;
субъекты оптового рынка, определенные настоящими Правилами, не направившие в установленном Правилами осуществления антимонопольного регулирования и контроля в электроэнергетике порядке ходатайство федеральному антимонопольному органу, для участия в конкурентном отборе мощности подают только ценопринимающие заявки.
В отборе мощности новых генерирующих объектов вправе принимать участие субъекты оптового рынка в отношении генерирующих объектов, ввод в эксплуатацию которых по окончании строительства запланирован после проведения отбора мощности новых генерирующих объектов и в отношении которых не заключены договоры, указанные в подпунктах 7, 8, 10 и 14 пункта 4 настоящих Правил, при условии заключения ими всех предусмотренных договором о присоединении к торговой системе оптового рынка необходимых для участия в конкурентном отборе мощности договоров и представления установленных договором о присоединении к торговой системе оптового рынка гарантий исполнения обязательств, возникающих по результатам отбора мощности новых генерирующих объектов.
В корректировочных конкурентных отборах мощности вправе принимать участие поставщики мощности в отношении генерирующих объектов, заявки на продажу мощности которых не были отобраны по результатам долгосрочных конкурентных отборов мощности на соответствующие периоды поставки мощности и которые не относятся к генерирующим объектам, мощность которых поставляется в эти периоды в вынужденном режиме.
Особенности участия субъектов оптового рынка - поставщиков в отношениях по торговле мощностью, производимой с использованием мобильных (передвижных) генерирующих объектов, в том числе в конкурентных отборах мощности, устанавливаются в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.
104. Утратил силу.
105. Утратил силу.
106. Системный оператор не позднее чем за 25 дней до окончания срока подачи ценовых заявок на конкурентный отбор мощности (за исключением отбора мощности новых генерирующих объектов) публикует на своем официальном сайте в сети Интернет следующую информацию:
1) требования, соответствующие настоящим Правилам и договору о присоединении к торговой системе оптового рынка, к содержанию ценовых заявок, подаваемых участниками конкурентного отбора мощности, а также способы их представления в целях участия в конкурентном отборе мощности и период их представления, длительность которого не может быть менее 5 рабочих дней;
2) максимально допустимые объемы поставки мощности между ценовыми зонами, которые определяются системным оператором в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка исходя из фактических значений перетока между ценовыми зонами оптового рынка в предшествующие периоды;
3) прогноз максимального часового потребления электрической энергии на год периода поставки мощности по результатам этого конкурентного отбора мощности для каждой ценовой зоны;
4) величины плановых коэффициентов резервирования мощности на год периода поставки мощности, учитываемых при проведении этого конкурентного отбора мощности;
5) параметры, определяющие спрос на мощность в каждой ценовой зоне, определенные в соответствии с настоящими Правилами;
6) объем мощности, который будет учтен при проведении этого конкурентного отбора мощности в качестве объема мощности, подлежащего обязательной покупке на оптовом рынке вне зависимости от результатов конкурентного отбора мощности (информация, указанная в настоящем подпункте в 2015 году может быть актуализирована в срок до 15 октября);
7) объем электрической энергии, соответствующий объему поставки мощности в зарубежные энергосистемы, который определяется системным оператором в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка исходя из фактических значений перетока в зарубежные энергосистемы в предшествующие периоды;
8) требования к техническим параметрам генерирующего оборудования;
9) иные сведения, обязательные для опубликования при подготовке проведения конкурентного отбора мощности в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.
107. Спрос на мощность по каждой ценовой зоне определяется как функция цены мощности, определяемой по итогам конкурентного отбора мощности.
Для определения указанной функции по ценовой зоне для каждого конкурентного отбора мощности используются следующие параметры, задающие две точки спроса на мощность: