Постановление Правительства Москвы от 22 апреля 2014 г. N 206-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 27 сентября 2011 г. N 450-ПП" стр. 9

5. Организация образовательного процесса и создание условий для получения профессионального образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.
6. Реализация механизмов развития и эффективного использования потенциала государственных профессиональных образовательных организаций города Москвы и образовательных организаций высшего образования в интересах города Москвы, повышение эффективности деятельности сферы профессионального образования.
Реализация данного мероприятия включает в том числе:
- поддержку проектов государственных профессиональных образовательных организаций города Москвы и образовательных организаций высшего образования, ориентированных на задачи городского развития;
- создание механизмов активизации потенциала учащейся молодежи через поддержку предпринимательских, интеллектуальных, культурных инициатив, проведение конкурсов проектов, научно-технического и художественного творчества, физкультурно-спортивных мероприятий, развитие системы волонтерской работы, создание учебно-производственных, проектно-исследовательских комплексов и центров общественного доступа как структурных подразделений на базе государственных профессиональных образовательных организаций города Москвы и образовательных организаций высшего образования;
- вовлечение работодателей в управление государственными образовательными организациями (наблюдательные, управляющие, попечительские советы), разработку и оценку образовательных программ;
- организацию совместной с предприятиями и иными организациями производственной деятельности, учебно-производственных практик обучающихся и педагогических работников;
- подготовку предложений по созданию организационных, правовых и финансовых условий совместного использования оборудования и материально-технической базы организациями и колледжами;
- формирование совместных учебно-производственных и исследовательских комплексов организациями и колледжами;
- организацию и проведение регулярных профессиональных конкурсов квалифицированных специалистов и квалифицированных работников на основе партнерства профессиональных ассоциаций, работодателей и государственных профессиональных образовательных организаций города Москвы;
- разработку и реализацию программы популяризации государственной системы профессионального образования города Москвы;
- реализацию программы повышения привлекательности различных видов профессиональной деятельности, в том числе рабочего труда, с привлечением к этой работе объединений работодателей и средств массовой информации;
- участие государственных профессиональных образовательных организаций города Москвы в ежегодных городских и всероссийских образовательных и профессиональных выставках;
- создание системы олимпиад и конкурсов профессионального мастерства для обучающихся;
- разработку и внедрение современных информационных средств профориентационной деятельности (печатных и электронных образовательных ресурсов) в профориентационную работу государственных общеобразовательных организаций города Москвы и государственных профессиональных образовательных организаций города Москвы, центров профориентации;
- мероприятия по реструктуризации сети вузов на принципах территориальной консолидации и интеграции, оптимизации использования кадровых и материальных ресурсов, обеспечения соответствия основных профессиональных образовательных программ перспективным потребностям экономики города;
- реализация комплекса мер по усовершенствованию и развитию материально-технической базы государственных профессиональных образовательных организаций города Москвы и образовательных организаций высшего образования;
- реализация автономной некоммерческой организацией "Московский студенческий центр" комплекса мероприятий "Столичное студенчество" (создание условий для повышения общественной активности студенческой молодежи, увеличения числа участников гражданско-патриотического воспитания; содействие развитию и усилению роли органов студенческого самоуправления; социальную адаптацию молодых людей; вовлечение молодежи в программы Научно-технического творчества и добровольческие проекты; реализация программ трудоустройства молодежи).

7.3. Подпрограмма "Дополнительное образование и профессиональное обучение"

Подпрограмма "Дополнительное образование и профессиональное обучение" сформирована на основе мероприятий, направленных на развитие данной темы, подпрограмм 2012-2013 гг.: "Дошкольное образование", "Общее образование", "Начальное и среднее профессиональное образование", "Высшее и непрерывное профессиональное образование".
Цели подпрограммы: предоставление жителям города Москвы широкого спектра дополнительных образовательных программ и основных программ профессионального обучения, удовлетворяющих их потребностям.
Задачи подпрограммы:
- обеспечение доступности и качества дополнительных образовательных программ;
- повышение охвата обучающихся, студентов и взрослого населения дополнительными образовательными программами и основными программами профессионального обучения;
- создание условий для успешной социализации и развития потенциала обучающихся;
- интеграция общего и дополнительного образования;
- интеграция дополнительных образовательных программ;
- максимальное использование социокультурной среды города Москвы при реализации дополнительных образовательных программ;
- увеличение инвестиционной привлекательности дополнительных образовательных программ и основных программ профессионального обучения;
- повышение эффективности дополнительных образовательных программ и основных программ профессионального обучения.
Цели и задачи подпрограммы обусловлены приоритетами государственной политики города Москвы в сфере модернизации системы дополнительного образования, которая направлена на обеспечение вклада образования в формирование человеческого капитала города Москвы, улучшение жизни детей и всего населения города Москвы посредством:
- позиционирования системы дополнительного образования как полноправного партнера и части общей системы непрерывного образования, как необходимое звено, обеспечивающее развитие способностей, компетенций, функциональной грамотности обучающегося и формирующей готовность к ответственному самоопределению, успешной социализации для жизни в мегаполисе и работе в инновационной экономике;
- обеспечения равных возможностей доступа к качественным услугам дополнительного образования детей независимо от района проживания;
- формирования эффективной сети (инфраструктуры) организаций, реализующих услуги в сфере дополнительного образования детей, различной ведомственной принадлежности, в том числе из частного сектора;
- ориентации программного поля дополнительного образования на потребности населения и инновационной экономики города Москвы, развития инфраструктуры для исследовательской и конструкторской деятельности;
- повышения эффективности межведомственного и внутриведомственного взаимодействия организаций, реализующих дополнительные образовательные программы, увеличения инвестиционной привлекательности системы;
- апробации и внедрения на территории Москвы вариативных моделей использования ресурсов частного сектора и механизмов государственно-частного партнерства в предоставлении услуг дополнительного образования;
- сохранения и укрепления здоровья детей за счет создания здоровьесберегающих условий обучения для реализации дополнительных образовательных программ;
- создания условий для развития потенциала одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях;
- модернизации управления реализацией дополнительных образовательных программ на основе приведения в соответствии с обновленными документами, регулирующими требования к условиям к организации образовательного процесса;
- обновления содержания и материальной базы дополнительного образования для повышения привлекательности программ (особенно по естественнонаучной и научно-технической направленностям).
Развитие системы дополнительного образования в городе Москве является неотъемлемым компонентом общей стратегии совершенствования системы образования, звеном системы непрерывного образования, роль которого резко возрастает в современных социально-экономических условиях для личности и для общества. Для удовлетворения запросов населения в разнообразных и качественных образовательных услугах дополнительного образования планируется кооперация ресурсов города Москвы на межведомственном и внутриведомственном уровне, привлечение высококвалифицированных специалистов из различных отраслей науки, культуры, спорта, обновление программного поля и материально-технической базы в соответствии с постоянно меняющимися потребностями населения и инновационной экономики России. Для этого будут созданы условия, развивающие инновационный потенциал системы дополнительного образования. Планируется поддержка инновационных сетей, проектов и идей, направленных на опережающее развитие компетенций и медиатехнологической и функциональной грамотности, продвижение программ обучения навыкам будущего.
Будет реализован комплекс мер, направленный на повышение инвестиционной привлекательности системы дополнительного образования, модернизацию управления, реализацию механизмов государственно-частного партнерства, внедрение новых организационно-управленческих и финансово-экономических моделей и механизмов реализации услуг в сфере дополнительного образования.
Подпрограмма предусматривает мероприятия по выявлению и развитию "одаренности", самореализации и социокультурной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, помощи детям, попавшим в сложные жизненные ситуации.
Будет обеспечено обновление содержания и форм работы в сфере дополнительного образования, которые органично сочетают виды организации досуга (отдых, развлечения, праздник, творчество) с различными формами образовательной деятельности и создают условия для профилактики девиантного поведения через решение проблемы занятости детей.
В подпрограмме отражена динамика роста численности детей, осваивающих дополнительные общеобразовательные программы как в рамках бюджетного финансирования, так внебюджетного (платные услуги, клубная работа, культурно-досуговые мероприятия, социальные проекты и т.п.).
Серьезной проблемой остается неравномерное распределение реализации дополнительных общеобразовательных программ по направленностям и по административным округам города Москвы.
На протяжении уже длительного времени остаются наиболее востребованными программы четырех направленностей: художественно-эстетической, физкультурно-спортивной, социально-педагогической и культурологической (62%). На остальные семь направленностей приходится 38% процентов программ.
Кроме того, количество государственных организаций дополнительного образования города Москвы по округам столицы распределено не пропорционально площади административного округа и количеству проживающих там жителей. Например, жители Восточного административного округа города Москвы в шаговой доступности имеют 6 организаций дополнительного образования, а в Западном административном округе города Москвы - 23. Самый крупный по территории Южный административный округ города Москвы обучает детей в 12 организациях. Данный дисбаланс регулируется реализацией дополнительных образовательных программ в общеобразовательных организациях.
В последнее время среди взрослого населения возник спрос на обучение по дополнительным образовательным программам. Они необходимы как для расширения компетенций своей профессиональной деятельности, так и для удовлетворения личных образовательных потребностей. Кроме того, в сегменте дополнительных образовательных программ возник новый сектор - программы для лиц пенсионного возраста. Эти программы в основном предназначены для социальной защиты взрослого незанятого населения, а также их адаптации к резкой смене городских социальных и информационных технологий: оказание государственных услуг (в том числе, медицинское и коммунальное обслуживание) через информационные порталы, общение в социальных сетях, повышение компьютерной грамотности и иное.